Уникальность храмов Селигера. 1

Ольга Фер
     Погост Голенково. Расследование.
      В храме во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца сохранились 2 редчайших кузнецовских иконостаса - фаянсово-эмалевых. Золотисто-белый и розово-голубой. Уникальность иконостасов в том, что сохранилось таких в мире очень мало. До революции 1917 года "Товариществом М.С.Кузнецова" было изготовлено 30 таких иконостасов. Храм в Голенково обошли и войны и годы лихолетий и революций. Он не был разрушен, никогда не закрывался. И ныне действующий.
     Третий фаянсово-эмалевый иконостас(только, к сожалению, его фрагменты), находящийся в России, из храма Архангела Михаила в г.Талдом (находится в местном краеведческом музее).
     Интересна история появления и развития производства фаяносово-эмалевых иконостасов в России. Тут прослеживается связь-параллель между Россией и Чехией.
     Крупнейший фарфорово-фаянсовый завод в Тверской области основан у деревни Домкино в 1809 году. Основан он был аптекарем из Богемии, Фридрихом Бриннером. Далее предприятие было перепродано провизору Андрею Ауэрбаху из Лифляндии. К 1829 году завод переехал в село Кузнецово (ныне Конаково), где производство, наконец, расширилось,хотя ассортимент был банален - простая фарфоровая посуда, с печатным рисунком, с росписью в стиле гжели. Только после приобретения завода М.С. Кузнецовым, производство получило большой размах и, заказы стали отличаться разнообразием.
     Кроме штучной посуды и сервизов делали скульптуры, зеркала, табуреты, цветочные горшки; камины, печи, иконостасы, киоты. Стоимость "не посудных" товаров была весьма высока - до 800 рублей за единицу (для сравнения - корова в начале прошлого векв стоила 5 рублей). Стоимость иконостаса с установкой составляла 7,5 тысяч рублей и выше. Несмотря на цену эти иконостасы пользовались громадным спросом и в России и за границей.
     В храмах и соборах Санкт-Петербурга и Кронштадта стояли кузнецовские фарфоровые иконостасы. В самом селе Кузнецово были построены 2 церкви - старообрядческая и православная в честь Александра Невского, с местными иконостасами. Автором иконостасов этих церквей был профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров им. Николая 1 в санкт-Петербурге В.А.Косяков.
     Вопреки распространенным официальным данным о сохранении всего 5 фаянсово-эмалевых иконостасов кузнецовского производства(три в России, 2 за границей), их сохранилось 16. Ссылаюсь на диссертацию 2003 года, М.В. Винницкого.
     3 - в церкви Преображения Господня, г.Железнодорожный, с.Саввино;
     3 - в церкви Архангела Михаила, р.п.Мордово, Тамбовской области;
     3 - в церкви Вознесения Христова, с.Зимовеньки, Белгородской области;
     2 - в Никольской церкви, с.Голенково, Селижаровского района, Тверской области;
     3 - в Свято-Троицкой церкви, с.Красногвардейское, Ставропольского края;
     1 - в соборе Бориса и Глеба, г.Рязань;
     1 - за границей, в церкви Святого Владимира, на минеральном источнике, г. Марианские Лазни, Чехия.
   
     По последним данным (2012 года) фарфоровый иконостас церкви Святого Владимира в Марианске-Лазне, вывезенный когда-то из России, вернулся на Родину.
     Интересна и его история путешествий. Вновь параллели - Россия - Чехия. Автором проекта православной церкви Святого Владимира в Марианске-Лазне стал Н.В.Султанов - член Академии Художеств Санкт-Петербурга. Данный кузнецовский двухярусный фарфоровый иконостас был привезен в 1898 году на Всемирную выставку в Париж, где получил приз - Гранд-При-де-Франс. В 1900 году приобретен старостой храма П.П.Рыковским, полковником русской армии (харьковчанином по месту рождения) для строящейся в русско-византийском стиле с одним куполом православной церкви Святого Владимира. Иконостас был приобретен на деньги русской диаспоры из людей знатных фамилий, приезжавших на курорт, организовавшей фонд поддержки русской православной церкви в эмиграции. Не последнее участие в постройке храма приняли православный священик Н.Н.Писаревский, князь И.И Воронцов-Дашков.
     Иконостас церкви Святого Владимира был создан коллективом: художником Краснощековым, скульптором Аненским, точильщиком Ивановым. Роспись по позолоченной цинковой доске исполнена иконописцем Пашковым из Москвы. Каждый цвет на иконостасе обжигался при специальной температуре, а некоторые его части помещались в печь не один раз.
     Уникальность Селигера и его храмов впечатляет по сей день.