Сильвестров Петр Яковлевич

Олег Каминский
Родился  в  1910  году.  Русский. 
В  РККА  с  1931  года.
В  звании  лейтенанта  служил  младшим  летчиком  в  30-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  142-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  августа  по  19  сентября  1937  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
19  сентября  1937  года  при  взлете  с  аэродрома  Кабеса-дель-Буэй  разбился  и  погиб  в  авиакатастрофе  из-за  отказа  мотора.  Похоронен  на  муниципальном  кладбище  Фуэнкарраль  пригорода  Мадрида  (Испания).   

     «…В  непрерывных  боях  металл  уставал  быстрее  нас.  Однажды  при  взлете  забарахлил  мотор  машины  Сильвестрова.  И-16  не  поднялся  и  на  сто  метров.  Посадка  по  курсу  была  невозможной:  холмистая  местность,  камни,  валуны.  Сильвестров  принял  единственно  правильное,  хотя  и  рискованное  решение:  развернуть  самолет  на  сто  восемьдесят  градусов,  добраться  до  взлетной  полосы.
     Бессильные  чем-либо  помочь,  мы  только  зубы  стиснули.
     Теряя  высоту,  самолет  уже  развернулся  примерно  на  сто  градусов.  Нам  казалось,  что  Сильвестров  справился,  почти  справился  со  сложнейшим  маневром.  Но  очевидно,  летчик  увидел,  что,  продолжая  разворот  с  таким  креном,  он  не  попадет  на  посадочную  полосу.  Сильвестров  увеличил  крен  для  уменьшения  радиуса  разворота.  Истребитель,  летевший  на  малой  скорости,  резко  сорвался  в  штопор.
     Мы  поняли,  что  это  -  конец,  катастрофа.  Она  была  неизбежна.  Ведь  для  вывода  И-16  из  штопора  нужна  высота  не  менее  ста  метров.  Едва  машина  вошла  в  штопор,  Сильвестров  сделал  все  возможное  и  даже  больше.  Ему  удалось  остановить  вращение,  но  не  хватило  высоты.
     С  небольшим  креном,  под  углом  20-25  градусов,  самолет  ударился  о  землю  и  разрушился.
     Что  было  сил,  мы  помчались  к  месту  катастрофы.  Вытащили  Сильвестрова  из-под  обломков.  Он  еще  был  жив.  А  через  два  часа,  несмотря  на  все  старания  врача,  его  не  стало…
     Комиссия,  созданная  командованием,  а  потом  экспертиза  долго  занимались  причинами  поломки.  Заключение:  мотор  отказал  из-за  того,  что  оборвался  шатун.  Металл  устал…»
     (Из  книги  А.  И.  Гусева  «Гневное  небо  Испании»)   

Награжден  орденом  Красного  Знамени  (02.03.1938).