Спиноза Все прекрасное так же трудно, как и редко

Тина Гай 2
Чтобы иметь полное представление о философской системе любого философа, надо, конечно, читать его труды, а не афоризмы. Это относится и к великому Бенедикту Спинозе. Но даже по таким, урезанным  и выборочным, цитатам и афоризмам из его трудов, можно составить представление (пусть неполное), что это за философ, чему он учит и что исповедует.


Бенедикт Спиноза жил так, как писал и учил тому, что испытал опытно. Он поверял свои действия Божественной волей, любовью и справедливостью. Он писал то, что думал, без оглядки на политические власти, религиозные суеверия и установленные правила.


И как бы к нему ни относились теологи всех мастей, запрещая и отлучая, время все расставило по своим местам. Воля человека к свободе  мысли и слова неистребимы. И это то главное, что всегда и во всех трудах защищал великий Бенедикт Спиноза.


***

Человек, думающий, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит.

***

…все прекрасное так же трудно, как и редко

***

Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.

***

…вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими

***

Ничего нельзя сказать настолько правильно, чтобы сказанное нельзя было исказить дурным толкованием.

***

Незнание - не довод. Невежество - не аргумент.

***

Священным и божественным называется то, что назначено для упражнения в благочестии и религии. Предмет до тех пор будет священным, пока люди религиозно относятся к нему; если же они перестают быть благочестивыми, то одновременно и предмет также перестает быть священным…

***

…народ (преданный суеверию и любящий остатки старины больше самой вечности) лучше почитает книги Писания, нежели само слово божие.

***


…так как склад ума у людей весьма разнообразен и один лучше успокаивается на одних, другой — на других мнениях и что одного побуждает к благоговению, то в другом вызывает смех, то из этого…я заключаю,


что каждому должна быть предоставлена свобода его суждения и власть (potestas) толковать основы веры по своему разумению и что только по делам должно судить о вере каждого, благочестива она или нечестива.


В этом случае, следовательно, все будут в состоянии повиноваться богу свободно и от всей души и будут цениться у всех только справедливость и любовь.

***

...я ведь знаю, как упорно держатся в душе те предрассудки, которым дух предался под видом благочестия; знаю также, что избавить толпу от суеверия так же невозможно, как и от страха;


наконец, знаю, что постоянство толпы заключается в упорстве и что она в выражении похвалы или порицания не руководится разумом, но увлекается страстью. Поэтому толпу и всех тех, кто подвержен таким же аффектам, как она, я не приглашаю к чтению этого труда….


Ибо пользы они себе нисколько не принесут, а между тем повредят другим, которые философствовали бы свободнее, если бы им не мешала единственная мысль, что разум должен быть служанкой богословия; последним, я надеюсь, это сочинение будет весьма полезно.

***

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

***

Понимание - начало согласия.

***

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

***

...атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла.

***

Чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать.

***

Как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи.

***

Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти.

***

Мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.

***

Всякое определение есть ограничение.

***

Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.

***

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

***

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

***

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

***

Страх возникает вследствие бессилия духа.

***

...наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя... Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.

***

Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их...

***

Природа не предполагает для себя никаких целей... Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.

***

Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум

***

Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!

***

Смотри на все с точки зрения вечности.

***

Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/benedikt-spinoza/