Сахар. эпизод 2

Полковник Маркес
- Я понимаю, вам нужно привыкнуть… к этому… - Сказал Карлос после затянувшейся паузы. – Давайте встретимся завтра. Думайте. Только я могу вылечить вашу девушку.
- Как!?
- Не все сразу. Сначала вы должны мне поверить.

Карлос двумя глотками допил ром и улыбнулся полковнику. Ох уж эта улыбка! Нелепая гримаса – достойное завершение пугающего разговора.
- Я позвоню вам завтра. – Сказал Карлос, поднимаясь.
- А ваш телефон?
- У меня нет телефона. Я звоню из автомата на улице.

Не попрощавшись и даже не кивнув, Карлос повернулся к полковнику спиной и пошел. Выйдя из тени под жестокое солнце, он, сутулый, в обвислой шляпе, не торопясь пересек поток машин и зашагал через площадь в сторону улицы Обиспо. Полковник все смотрел на шляпу, уже едва различимую вдалеке. Его не покидало ощущение нереальности этой минуты. Иногда вдруг понимаешь, что все вокруг не то, чем кажется и чем казалось всю твою предыдущую жизнь.   

Полковник встал, и, оставив купюру на столе, вышел с террасы.

Петляя среди сигналящих машин, он перебежал улицу, быстрым шагом пересек площадь - мимо монумента Хосе Марти* под высокими пальмами; мимо гудящего роя бейсбольных фанатов, облепившего парковые скамейки. Карлоса он нагнал уже в начале улицы Обиспо и пошел за ним, держась шагах в двадцати. Здесь это было несложно – на узкой пешеходной улице не протолкнуться. Медленно бредущая толпа заполняла всю ее ширину шагов в десять. По обе стороны теснились сувенирные лавки, бары и кафе. Официанты прямо посреди потока совали под нос прохожим меню своих ресторанов. Деловые черные парни небрежно предлагали туристам кубинские сигары, а расслабленные черные девушки ненавязчиво предлагали себя. Карлос брел в толпе, не глядя по сторонам. Ему никто ничего не предлагал.
 
Полковник не мог внятно объяснить себе, зачем он пошел за Карлосом. В решающие моменты он позволял себя действовать по наитию, не вдаваясь в бесплодные дискуссии с самим собой. Сейчас был как раз такой момент. Этот сумасшедший откуда-то знал о нем то, чего никак не мог узнать, никаким образом. И наверняка он знал больше, чем сказал.

Они уже прошли пару кварталов, когда полковник заметил, что не один преследует Карлоса. По другой стороне улицы шел высокий черный парень в шляпе, темных очках и длинном сером пыльнике, надетом на голое тело.

Он, как и полковник, лавировал в толпе, стараясь не упустить из виду шляпу Карлоса, маячившую впереди. По сторонам парень не смотрел, но на всякий случай полковник пропустил соперника немного вперед. Пыльник в такую жару! Даже если он тонкий, это все равно невыносимо. Зачем он себя так мучает, – думал полковник, - и эта шляпа опять; эти двое из какой-то секты шляпников? Почему парень идет за Карлосом – этим вопросом полковник пока не задавался ввиду невозможности ответить на него.

Они прошли по Обиспо почти до середины, когда Карлос свернул налево, на Компостелла; парень – за ним, за парнем – полковник. Покружив еще немного, они оказались в узком ущелье между двумя грядами серых как скалы домов, которые так давно стояли без ремонта, что стали походить больше на творения природы, чем на дело рук человеческих. Ущелье было густо населено. Местных можно было опознать по необычайной легкости костюма: шорты и майка, или шорты и топ – в зависимости от пола. Они неспешно прохаживались по теневой стороне. Торговцы овощами, маслом и пирожными толкали свои тележки по выщербленному асфальту, кричали на разные голоса. Туристы сюда тоже забредали, но не толпами, и играть здесь в шпионские игры было уже не так просто. Полковник, оказавшись на виду, замедлил шаг - не отстать ли, но тут к нему пристроилась мулатка лет двадцати и пошла рядом, поглядывая на него сбоку, как мышь на кусок сыра.
- Италия? – Спросила она ласково. Судя по костюму – розовые шорты в обтяжку и желтый топик – она была обитательницей квартала.
   
Полковник промолчал. Его часто принимали за иностранца.
- Аргентина? – Продолжала гадать девчонка, и не получив ответа, попыталась еще раз: - Бразилия?
Маскировка подвернулась сама собой. Полковник взял ее под руку.
- Если пройдешься со мной пару кварталов, дам два кука.
- Кубинец! – Девчонка была разочарована. – А чего иностранцем прикидываешься?
- Я не прикидываюсь. У меня лицо такое. Ты слышала, что я сказал?
- Два кука? А чего тебе скучно одному?
- Угу…
- Ну, ладно, почему не пройтись. Только больше я за два кука ничего делать не буду.
- Больше ничего не надо. Ну, можешь рассказать мне что-нибудь…
- Ну чего тебе рассказать…
И она стала рассказывать. Полковник не слушал, он вдруг заметил новую деталь в костюме чернокожего парня: край пыльника на мгновение отлетел в сторону и открыл мачете в ножнах, висящее на поясе джинсов. Это уже слишком! Вот почему он в пыльнике! Мачете с пластиковой ручкой в простых дермантиновых ножнах – такие бывают у рубщиков тростника, у любого крестьянина в деревне. Но то, что нормально в поле, в Гаване выглядит дико, и если бы здесь, на этой улице, парня с мачете увидел полицейский, он имел бы полное право считать его вооруженным.
 
Итак, за Карлосом шел парень с мачете, а следом – полковник медицинской службы в штатском, под ручку с проституткой. Мальчишки играли в бейсбол, а взрослые - в домино на столах, выставленных прямо на тротуаре. На порогах домов сидели старухи, и на балконах, обвешанных бельем – тоже.
- … А у тебя и кошелек, как у иностранца, или только физиономия? – Говорила девушка.
Полковник смотрел вперед, следил за двумя фигурами.
- Куда ты все время смотришь? Тебе нравится этот парень в плаще? – Не унималась девчонка.
- Ты его знаешь?
- Нет. Чокнутый какой-то, в такую жару и в плаще…
Внезапно Карлос остановился, и заговорил со стариком, сидящим на стуле у подъезда. Парень в плаще тут же со скучающим видом привалился плечом к стене дома. Полковник, пройдя мимо парня по другой стороне улицы, свернул в открытую дверь бара и затащил туда девчонку. Бар был крошечный – стойка и три столика. Полковник сел у самой двери, откуда был виден и Карлос, и стоящий от него в полусотне шагов парень в плаще.
- Ты что еще и пива мне нальешь? – оживилась девчонка, которую полковник усадил рядом.
- Пива! – Сказал полковник бармену, кивнув на свою спутницу. – А мне – апельсинового сока.
- Сока нет, - сказал бармен, белый парень лет тридцати. Кроме него у стойки сидел только старый мулат со стаканом чего-то прозрачного.
- Тогда воды, - сказал полковник.
- Вот этого я не понимаю, – сказала девушка. – Зачем пить воду, если есть бабки на пиво!?
- Можешь пока помолчать, - сказал полковник.

Он наблюдал за Карлосом. Тот разговаривал со стариком. У подъезда, прямо на тротуаре стояли деревянные клетки с бойцовыми петухами. Старик достал одного и показывал Карлосу, который вдруг оживился, заулыбался. Вдвоем они щупали голые мясистые ляжки петуха, теребили его потрепанный гребень, расправляли и складывали крылья. Потом старик показал другого петуха. Даже полковнику с расстояния было видно: этот - не жилец; еле держал голову с порванным гребнем – сильно потрепали его в недавнем бою. Поторговавшись с хозяином, Карлос протянул ему деньги и взял из его рук петуха. Зачем он ему нужен – полудохлый? Жаркое из его жилистых ляжек вряд ли будет съедобно. Полковник отвлекся от Карлоса и взглянул в сторону парня в плаще. Его не было! Он больше не подпирал плечом стену дома. Не было его и на всем протяжении улицы, видной полковнику с его места. За те несколько секунд, что внимание полковника было занято Карлосом, парень не мог добежать до перекрестка и свернуть за угол. Скрылся в подъезде? Спрятался? Почему?
- Расскажи теперь ты что-нибудь. Что ты все молчишь? – Сказала девушка, допивая бутылку пива.
Полковник не ответил, он снова смотрел на Карлоса, который в одиночестве стоял возле клеток с петухами. Дед скрылся в подъезде и скоро появился с небольшой металлической ступкой. Ее он тоже передал Карлосу и получил от него деньги.
 
Ну, конечно! - подумал полковник с раздражением. Этого следовало ожидать. Комбинация петуха и ступки не оставляли сомнений в методах исцеления, которые практиковал Карлос. Сейчас он где-нибудь еще прикупит разных трав, сушеную жабу, крысий хвост, и еще что-то столь же сильно действующее, растолчет все это в ступке, потом зарежет петуха и подмешает в зелье его кровь. Он добавил бы туда и кровь Клаудии, если бы получил ее. Как я здесь оказался – подумал полковник с тоской и стыдом. Он видел, что Карлос, пожав руку старику, вошел в соседний подъезд. Он здесь живет? Ну и что дальше?  Острое чувство стыда за собственную глупость заполнило его, как заполняет зубная боль, не оставляя места ни для каких других ощущений.
- У тебя живот болит? - спросила девушка. - Или подружка бросила?
Полковник пошарил в кармане брюк, достал две монеты по куку, положил их на стол перед девушкой. Сказал бармену:
- Счет!
- Уже уходишь? Может, погуляем еще? Я к тебе уже привыкла. Даже денег не возьму. Только пива мне купишь еще?   
Он впервые посмотрел на нее внимательно. Ничего, славная. Она улыбнулась, и таким нежным простодушием повеяло от этой улыбки, что он вздохнул глубоко и бессильно. Бармен и старик-мулат расслабленно наблюдали от барной стойки за развитием их «романа». А что если в самом деле взять сейчас  пару глотков рома, чтобы ударило и унесло. Очнуться в ее объятиях, в ее жалкой комнате – бетонном мешке - где нет ничего, кроме постели и телевизора. Снова потерять сознание, брести куда-то, обнимая ее за жаркую талию, заблудиться в паутине улиц. И забыть хоть ненадолго другую, неподвижную в госпитальной палате, и свое бессилие, свой сегодняшний стыд с этим Карлосом… Забыть! Вот зачем они все сюда приезжают - французы, немцы, шведы, канадцы: жаркие руки, черные губы, липкий туман душной ночи...

Полковник поднялся.
- Береги себя, - сказал он девушке и вышел из бара. 

Грохот барабанов, как дальний гром, и слоновий рев труб – что-то двигалось навстречу полковнику с противоположного конца улицы Меркадерес. Столько шума, будто праздник в городе, но это был всего лишь передвижной карнавал – два десятка клоунов и музыкантов, курсировавших по Меркадерес от Пласа Вьеха до Пласа де Армас и обратно. Если целый день переходить от бара к бару в Старой Гаване, то можно встретиться с этим табором раз пять-шесть. Он все время путается под ногами. Полковник не стал прижиматься к стене, а упрямо пошел посреди улицы, рассекая строй комедиантов. Проигнорировав юную клоунессу, бросившуюся к нему с железной кружкой для подношений, он оказался внутри действа, среди танцующих фигур. Над ним выросли разноцветные балахоны на ходулях; размалеванные рожи с клоунскими носами хохотали ему в лицо. Барабанщики и трубачи шеренгой прошагали, пританцовывая. И вдруг прямо перед собой полковник увидел того самого парня в пыльнике. Возникнув невесть откуда, он прыгал, вертелся на месте и скакал с бешеной энергией. Полы его плаща разлетались в стороны, открывая голый влажный торс и обтягивающие джинсы. На поясе болтались пустые ножны из дермантина, а мачете был в руке. Он размахивал им в танце, рубил направо и налево, воинственно вращал над головой – это было похоже на  ритуальный танец с оружием. Полковник застыл на месте, чувствуя на лице волнение воздуха от сверкающего клинка. Мелькнула мысль – как же ему позволяют скакать в толпе с холодным оружием?

 Сумасшедший с мачете в центре города! И тут только полковник разглядел, что мачете деревянный – муляж! Танцор внезапно перестал крутиться, но весь трясся в бешеном ритме, держа двумя руками занесенное над головой псевдо оружие, и только его глаза оставались неподвижны и устремлены на полковника, и этот взгляд говорил – я тебя знаю. Это длилось мгновение, парень снова завертелся волчком; полковник протиснулся через толпу туристов и быстро пошел в сторону старой таможни, где стояли такси. Так значит он просто танцор в этом шоу! Отсюда и этот «таинственный» плащ. Что за нелепость, абсурдная иллюзия – этот преследователь Карлоса! Что это было тогда? И что происходит сейчас? Несколько раз полковник оглядывался, и хотя преследователя с мачете не заметил, все прибавлял шагу. Через полчаса его ждали в госпитале.