5 часть. Танькино детство. Поездка в город

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
Как-то летним вечером, собравшись всей семьёй за столом на кухне, мы ужинали и слушали по радио новости. Я сидела на сундуке, то и дело постукивая пятками о его стенки. В какой-то момент мне даже удалось простучать что-то ритмичное. Я увлеклась.

-Тань, прекрати бить ногами, голова болит от этого стука! - попросила мама.

Я продолжала стучать, но уже потише, и ждала, что будет дальше.

- Ну! Кому я сказала? – ещё строже сказала мама.

Помолчав, добавила:

- Завтра на базар со мной поедешь! Творог, сметану надо продать, может какую копейку выручим.

Я обрадовалась, прокричав: «Ура!»

-А Лёнька? - спросила я.

-Лёнька пусть спит. Что ему там делать? - добавила мама.

Мне нравилось ездить в Новый Оскол, там было много чего интересного. С радостью в душе я отправилась спать.
Через нашу Ниновку  пролегала дорога между райцентром Новый Оскол и областным центром Белгород. Машины, автобусы, телеги, а зимой сани сновали туда-сюда. Напротив магазина была автобусная остановка – это длинная скамейка на обочине и столб, на котором жёлтый указательный знак с большой чёрной буквой «А». По утрам односельчане сидели на скамейке в ожидании автобуса на Новый Оскол, а попозже их сменяли другие, поджидая машину с надписью «ХЛЕБ». Хлеб выпекали в Новом Осколе и развозили по деревням.
Разбудили меня рано. Петухи только начинали свою утреннюю перекличку. Полусонная, я осторожно вышла из спальни. Взглянув на спящего Лёньку,  подумала:

- Пусть спит! Соня! А я в город поеду!

Выбежав босиком на крыльцо, я окунулась в прохладу раннего утра. Лёгкий туман стелился в огороде. Серебряными колокольчиками звучала трель соловья. Завораживающие соловьиные коленца хотелось слушать бесконечно. Любые слова бедны и бессильны перед этим волшебным пением. Радость и восхищение наполнили мою детскую душу.

- Какая красота! А никто её не замечает: ни бабушка, ни мамка, ни брат Лёнька.

-Ты почему босая выбежала? Холодно ещё, заболеешь! А ну, одевайся! - приказала мама.

Она продолжала торопить меня:

- Умылась? Одевайся, а то на автобус опоздаем!

Бабушка собрала корзину с молочными продуктами для продажи, накрыла белой марлей и выставила на крыльцо. Перекрестившись, мама взяла эту корзину, и мы вышли за ворота. На остановке собралось уже много людей, наверное, потому, что был базарный день.

- Лида, никак Таню с раннего утра на базар берёшь? - спросила Бронникова тётя Клава.

- Пусть привыкает. И знает, как копеечка достаётся.  - ответила мама.

Клавдия Егоровна и её муж, Илья Андреевич, жили  справа от нас через дом. Она была очень добрая, светлая, приветливая женщина с душевной тёплой улыбкой на красивом лице. Своих детей у них не было, наверное, поэтому они запасались вкусностями и всегда угощали соседскую ребятню. Вот и сейчас тётя Клава достала из кармана конфету  и угостила меня.

Подъехал небольшой автобус округлой формы, похожий на арбуз.

- Ну, все собрались? - громко спросил водитель.

- Все, все! Поехали, а то на базар опоздаем! – кто-то громко поторопил водителя.

Автобус тронулся. На остановках подсаживались новые пассажиры. Они, улыбаясь, приветливо здоровались друг с другом. Ехали одной дружной семьёй. Взрослые негромко беседовали, а я сидела у окошка и рассматривала всё, мимо чего проезжали. Это большие деревья, совхозные дома, колодец. А вот мы проезжаем по мостам,соединяющим берега рек Оскол и Беленькой. Меня всё занимало, но сердце находилось в ожидании чего-то особенного.

Наконец автобус остановился.

- Приехали! - сказал шофёр.

Мама заплатила за проезд, и мы пошли в сторону рынка.

Вот он Новый Оскол! Большой город. Дома, улицы, магазины, магазины, магазины… Церковь, похожая на сказочный замок. Люди идущие, люди спешащие, везде люди, люди, люди…

Я почувствовала себя неуютно.

- Это всё чужое для меня. На всём белом свете нет ничего лучше и роднее моей Ниновки. - думала я.

- Вот и пришли! - сказала мама.

И мы остановились у больших белых ворот. На входе стоял человек, обвешанный билетами, как бусами.

Мама купила билет и сказала:

-Так,  расплатились!

-Мам, почему надо платить? – спросила я с удивлением.

- А как же! Это местовой билет. За всё, дочь, надо платить, подрастёшь, всё сама поймёшь. 

В дальнем углу колхозного рынка находился молочный павильон. Внутри меня сразу окутал особый мягкий запах топлёного молока и творога.

- Постой тут, подожди меня, а я за весами схожу и на санконтроль. - сказала мне мама.

Я послушно стояла и с детским любопытством рассматривала всё вокруг: чистые длинные в три ряда  прилавки, ослепительно белые передники и нарукавники на хозяюшках. Торговля шла бойко. Ниновцы долго не стояли с творогом и сметаной. Их продукция пользовалась особым спросом у горожан.
Пришла мама, принесла весы. К нам подошла аккуратно одетая женщина.

- Пробуйте! Пожалуйста! Творожок свежий! - с улыбкой мама протянула на маленьком совочке творог.

Покупательница спросила, глядя на нас:

- А вы откуда?

- Из Ниновки мы. - ответила мама.

Женщина решительно подала банку для сметаны, купила килограмм творога. Это была наша первая покупательница.
Вскоре, всё распродав, в приподнятом настроении, направились за покупками.
В то время принято было завозить товар из магазинов всего района автолавками. Обходя  машины с товарами, мы подошли к машине с велосипедами.

- Таня, давай выберем тебе велосипед. – предложила мама.

Выбирали долго.  Наконец, велосипед, соответствующий моему росту, был куплен. Это новенький, с блестящими спицами, «Школьник»! 
Моей радости не было предела. Душа ликовала. Это была самая замечательная поездка в город!
Приехав домой, я хотела сесть на велосипед и уехать далеко-далеко, но … увы! Ездить на велосипеде я не умела!
Мама терпеливо объясняла мне, как правильно садиться на велосипед и как держать руль во время езды.
Много раз я падала, но вскоре я поймала равновесие и потихоньку велосипед покатился по склону вдоль домов вниз, набирая скорость. Дома и деревья «проносились» мимо меня. Вдруг впереди я увидела большую кучу замешанной глины.  Это у Бреевой тёти Тамары и тёти Лизы  в этот день обмазывали дом.
В нашей деревне было принято дома обмазывать глиной. Для этого заранее готовили замес. С вечера заливали водой глину, а утром добавляли солому и воду и месили или ногами, или на лошадях до тех пор, пока всё станет гладкой массой.

Вот такой замес и был на моём пути.

Мама кричала вслед мне:

-Таня, жми на тормоз!

А мой велосипед летел с такой скоростью, что я не успела нажать на тормоз, врезалась в кучу замеса и, перелетев через руль, приземлилась прямо в центре этой огромной глиняной кучи.
Я стала приходить в себя. Вокруг тишина. Я огляделась и увидела много людей, сидящих на брёвнах. Они растерянно смотрели на меня, а я на них.

- Таня? – кто-то окликнул меня.

Оглянувшись, я увидела растерянную, подбегающую маму.
Мне стало обидно, оттого, что я перед всеми опозорилась.
Вдруг кто-то с улыбкой сказал, обращаясь к тёте Тамаре:

- Ну вот, Танька и окрестила Вашу хату!

Все засмеялись громко-громко.
А я посмотрела на их весёлые лица и тоже расхохоталась, сидя одна в центре этого огромного замеса.

              Продолжение тут http://proza.ru/2015/05/23/745