Дом Ленина - старый ТЮЗ. часть 2

Татьяна Глан
Прогулка в прошлое.
Сегодня я была на концерте в филармонии, в том самом здании, которое называется Дом Ленина или старый ТЮЗ. Сегодняшнее посещение было вторым – в первый раз я была здесь в прошлом году с сестрой на концерте немецкого гитарного оркестра. Мы что-то обсуждали, живо реагировали на исполняемые произведения, и я почему-то не ощутила ничего особенного. Ну, сделали тут филармонию, ну, концерты идут.
Но сегодня я пришла сюда одна. До начала концерта почти час, я разделась, пошла в буфет, выпила чаю. Спустилась в фойе. Народ собирался.
И тут я обратила внимание, что раздевалка находится в другом месте! Как я не заметила этого в первый раз! Ведь сейчас открыли центральный вход в здание прямо с Красного проспекта, а раньше в театр входили с левой стороны из переулка. И гардероб раньше располагался вдоль этой стены, выходящей на проспект. Когда я поняла это, сразу вспомнила, что дальше за поворотом находится то самое фойе, куда выходят  двери  зала.
И я пошла туда. Вот оно! Какое же оно маленькое! А казалось таким просторным. Это по нему неслись толпы ребятишек в раздевалку, о чем я писала в главе о старом ТЮЗе!
После третьего звонка я вошла в зал, нашла свое место у правой стены, села и стала внимательно разглядывать все вокруг. Вон там ближе к сцене по обе стороны зала  почти под потолком располагались раньше два балкончика, а от них вертикально вниз спускались металлические лесенки. Когда в зале начинал меркнуть свет, два осветителя в комбинезонах быстро поднимались туда. Ребятня всегда следила за их подъемом – это был своеобразный сигнал к началу спектакля. А после закрытия занавеса они быстро спускались и исчезали в боковых дверях. Теперь этих балкончиков нет. Все осветительные приборы подвешены к потолку.
Над последними рядами партера нависал сплошной балкон, а теперь там три отдельных аккуратных белых балкона.
Еще одно открытие - я заметила с двух сторон сцены органные трубы. Когда я видела на афишах объявления об органных концертах в филармонии, недоумевала – каким образом они могут быть тут? Ведь наш орган находится в консерватории! Оказывается, теперь  есть возможность послушать орган и здесь.
И вот сижу, смотрю на сцену, где стоят инструменты. И вдруг понимаю – да это же та самая ТЮЗовская сцена!
Моментально вспомнилось, как в нашу школу приходили важные люди из ТЮЗа и организовали театральный кружок для старшеклассников. Самых талантливых и смелых пригласили участвовать в спектаклях, а менее талантливых и не очень смелых  - позвали в актив театра. Например, Нэля, о которой я писала, играла в каком-то спектакле, а я смотрела на нее из зала и понимала – быть красивой не главное, надо быть талантливой! Такой, как Галка Опанасенко из ее же класса, которая и стала артисткой.*
Но я очень хотела в театр! И попала в актив. Мы должны были надевать красные повязки и помогать билетерам - рассаживать младших ребят, успокаивать и вообще следить за порядком. Правда, длилось это не долго.
Много позже я мечтала, что буду работать в Оперном театре билетером, продавать программки и каждый вечер смотреть спектакль. Я даже сны видела, в которых летала с яруса на ярус, как на Луне, плавно, и вытирала пыль с барьеров.
Все это вспомнилось так живо! А еще на этой сцене проходили заключительные концерты смотров студенческой художественной самодеятельности, в которых и я принимала участие!
На одном из концертов мы сидели с подругой на том балконе, которого сейчас нет. Ведущая объявила очередной номер:
«Поет студентка института связи такая-то!» На сцену вышла красивая, но очень полненькая девушка и сама объявила свой номер: «Ну, зачем так много мне одной?» Вы не представляете себе, как грохнул от смеха весь зал! Мы тоже хохотали, а девушка на сцене смеялась вместе со всеми!  Когда все просмеялись, девушка запела, да так, что зал ахнул и замер! Чистейший сильный голос! И пела она прекрасно. Эта песня была очень популярной, исполняла ее Лариса Мондрус.

Сколько моря, сколько солнца, сколько лета.
Неужели это мне одной!
Я ветрами теплыми согрета,
Жмурюсь я от солнечного света,
И сверкает море предо мной.
Неужели это мне одной?!

Подставляйте ладони.
Я насыплю вам солнца.
Поделюсь теплым ветром,
Белой пеной морской.
А в придачу отдам
Эту песню.
Вы возьмите ее с собой.
Эта песня – солнышко и море –
Ну, зачем так много мне одной.

Когда песня закончилась, зал взорвался такими дружными аплодисментами! Хлопали долго, кричали «Браво!» и совершенно искренно.
Почему запоминается одно, а другое начисто исчезает из памяти?

Но самое интересное – я же пела на этой сцене под аккомпанемент нашего институтского эстрадного оркестра песню из кинофильма «Серенада солнечной долины»:

I can see the sun when it's raining,
Hiding ev'ry cloud from my view
And why do I see rainbows when you're in my arms
I know why and so do you...
When you smile at me
I hear gypsy violins
When you dance with me
I'm in heaven when the music begins.

До сих пор помню и слова, и мелодию. И платье помню, в котором была. А на первом ряду сидели мои родители. Я уже писала про это. Папа гордо улыбался, ему нравилось, а маме, наверное, не очень – она смотрела строго. Конечно, мама пела гораздо лучше меня. Как давно это было…

* Галя Опанасенко недавно ушла из жизни. Светлая память.