Семейный альбом

Светлана Ковалева 2
     В воскресенье вечером раздался телефонный звонок. Шеф.
     -Завтра срочно вылетаешь.
     -В Египет? ( мой шеф  был в Египте и учил нашу  секретаршу Леночку всему ,что может  пригодиться на  нелегком пути карьерного роста ).
     -Какой Египет? В Киев, нужно мое присутствие на конференции.А раз меня нет- полетишь ты.
     - Почему я ? У вас есть   заместитель.
     -Заместитель должен меня замещать на месте. Значит,  летишь ты. Не обсуждается.- И расхохотался, довольный своим каламбуром.
     Я смирилась.Спросила какая конференция, где, когда и начала собирать вещи.
     Летать самолетами  не люблю,поэтому поехала поездом. Всем самым респектабельным гостиницам в столице   предпочитаю своих  друзей. Они удивительные люди. Их радушию и обилию еды в доме может позавидовать любой  ресторан города.
     Позвонив с вокзала,  что приехала и буду у них только поздно вечером, поехала на конференцию. Нудную, абсолютно никому не нужную, но тем не менее проведенную с размахом, присущим всем столичным кампаниям .  И только выйдя на улицу  в конце дня,  поняла,как сильно  проголодалась .Дорога к  друзьям заняла еще минут пятьдесят,  и,  когда  позвонила в дверь, мой желудок был готов съесть слона вместе с хоботом.
     Стол на кухне ломился от такой вкуснятины что , едва упав в кресло, тут же  потянулась к аппетитной тарелке салата из помидоров,огурцов, болгарского перца и домашнего сыра с кучей зелени сверху.
     -Стоп, стоп, стоп!- хозяин  отобрал  тарелку и сказал:
     -Не спеши! Команды не было.
     -Вася, знаю я твою команду.Есть очень хочется.
     -Наливай ! - И, подняв рюмку с отменным домашним первачком, сказал наш фирменный тост:
     -Быть добру !
     Выпил, крякнул и с придыханием произнес:
     -  Вот теперь можно.
     Они сидели и смотрели на меня ,  как на сироту казанскую, время от времени подкладывая и подсовывая  то котлетки,то кусочки какого-то необыкновенного мяса, то гусика, то курочку, Я   все это поедала в полнейшей тишине  и никак не могла остановиться. Когда чувство голода немного притупилось, хозяин налил по второй. Выпили и он сказал:
     -Ну,  теперь рассказывай.
     Мы говорили уже больше двух часов, пересмотрели фотографии  внука, еще что-то  ели, пили и  никак не могли разойтись по своим комнатам, так нам было хорошо вместе.Пока  сидели на кухне, Татьяна успела поставить в духовку огромный пирог с рыбой, второй с яблоками.
     -Таня, куда столько еды?
     -Завтра день большой.
     Она всегда так говорила -  завтра день большой. Я их знала  почти семнадцать лет  и когда бы  ни приехала ,  в доме  пахло ванилью и корицей. Обожаю  этот дом, люблю своих друзей, думаю,что и мое общество им приятно.
     Последующие три дня пролетели незаметно. Я приобрела какие-то знания, нам выдали распечатки  тем конференции и,  наконец, долгожданная фраза:
     -Всем спасибо, все свободны.Командировочные можете отметить в холле.Столик номер девять.
     Позвонив Тане,  ринулась в кассу за билетом. На улице шумел сентябрь, желающих ехать в южном направлении как-то поубавилось,  и я спокойно, без очереди, купила билет на вечерний поезд. Времени оставалось в обрез, поэтому на такси  рванула к друзьям за сумкой. Таня ждала меня с мокрыми глазами. Быстренько сунув ей  в руки подарки  для всего семейства  ,  стала собираться.
     -Тань, вытри слезы и не вздумай запихивать в  сумку еду.
     Но кто меня слушал ? Все уже было сложено,  и пакет ждал  у порога.Когда  попыталась проскочить мимо, то уже в такси увидела, что пакет с едой как ни в чем не бывало  лежит  на сиденье. Мы поцеловались  и я уехала.До следующей командировки.
     Через час  была на Привокзальной площади. Людей  не очень много; суеты, какая обычно бывает на вокзалах,  не наблюдалось , поэтому  обратила внимание на женщину, которая шла впереди . Вещей у нее не было, но обеими руками она судорожно прижимала   не то какой-то пакет, не то какую-то книгу.Или альбом. Не поняла. Потом объявили посадку,.  Я ушла вниз, к поезду.
     В вагоне людей практически не было. Войдя  в купе,  сняла туфли ( ноги гудели ), бросила на матрас простынь и с наслаждением вытянулась на полке. Все.Наконец-то домой. Сейчас выпью чай  и спать. Эта неделя была  суматошной и напряженной. Шеф дважды звонил,  спрашивал,  на лекциях ли я. Интересно,  а где еще я могу  быть ?
     Поезд вдруг качнуло и вокзал поплыл  в сторону. Поехали.Я  застелила постель, приготовила билет и ждала  проводницу. Минут через десять она вошла в купе, но не одна. Вместе с ней была та  женщина, на которую я  обратила внимание  на вокзале. Она по-прежнему прижимала к себе... Ну да, как же я могла не заметить. Это был альбом. Знаете, такой старинный альбом, плюшевый, их продавали в шестидесятые  годы . Синие, бордовые, желтые. У женщины в руках был альбом зеленого цвета.
     -Вот, соседку к вам привела. Не возражаете ? - улыбаясь,  спросила , одновременно вынимая  постель из пакета и приговаривая ,- Садись, мать,  сейчас  решу  вопрос с  билетом.
     Женщина  стояла, потом  нерешительно присела на краешек полки, готовая тут же подняться . Мы   посматривали друг на друга и молчали. Вернулась проводница, взяла мой билет, принесла чай, печенье для соседки. Женщина слабо запротестовала, но хозяйка вагона сказала,что  надо покушать, дорога дальняя.
     Я  смотрела на женщину с интересом. "Наверное,   знакомая  или родственница". Пока женщина пила чай ,  вдруг опомнилась , достала из пакета еду, которую заботливо положила Татьяна и сказала соседке:
     - Угощайтесь. Извините, совсем забыла о пакете.
     Она робко придвинулась к столику  и начала есть одной рукой, другой по-прежнему придерживая альбом.
     -Далеко путь держите ?
     -Домой.В командировке была. А вы ?
     Она вздохнула так тяжело, так обреченно,явно не желая распространяться на эту тему.
     -Да вы положите альбомчик. Куда он денется ?
      Быстро взглянув  ,  сунула  под подушку, а сверху прикрыла одеялом. "Странная какая-то,- невольно подумала я . - Интересно, что у нее  там за фотографии такие,  что так боится расстаться  с альбомом?" Она молчала. Но сонливость как рукой сняло и я поняла, что мои надежды выспаться вряд ли сбудутся.
     Пришла проводница, принесла билет для соседки, забрала пустые стаканы из-под чая и, пожелав спокойной ночи, ушла в служебное купе. В вагоне по-прежнему было тихо,пусто и тепло. Я смотрела на мелькающие огоньки за окном  и вяло думала, что, Слава Богу, завтра суббота и можно будет не спеша сделать в доме приборку, отдохнуть с детьми и мужем, а  в понедельник на работу. Все что поручил шеф , выполнила.
     -Ну что, будем отдыхать?
     -Отдыхайте. Если не возражаете, я немного посижу.А свет можно выключить.
     -Ну зачем же ? Он мне не мешает,- ответила , зарываясь в подушку. "Почитаю, пусть не смущается,что свет горит."
     Женщина вышла. А мне  стало неспокойно.Все то время, как она появилась в купе,  смутно ощущала какое-то беспокойство. И не могла понять , какое.  Когда  соседка  вошла в купе,  невольно вырвалось:
     -Вы в порядке  ?
     Она села на  полку и начала говорить. Сбивчиво, торопясь.Я видела,что ей необходимо выговориться. Слушала ,  и с каждым словом  становилось и страшно и жутко.
     -Знаете,- сказала она,- я, и только я одна,  во всем виновата. Порой казалось, что  виновата уже в том,что моя мать забеременела. Едва возвратившись из родильного дома   тут же уехала. Я осталась один на один со своей жизнью.  Либо  выживу, либо нет. И только благодаря бабушке   сижу  перед вами. Первые послевоенные годы для всей страны были нелегкими, а уж что говорить о деревнях. Не было ничего:  ни хлеба, ни молока, ни денег. Кормили меня, можно сказать, всем миром. Потом бабушка  привела с колхозной фермы хиленькую коровенку Майку, она-то и стала моей мамкой. Зима выдалась холодная, снежная, мы  жили в одной комнате,а коровенка наша да штук пять курочек,  ютились в другой.Это нас  и спасло. С утра бабуля наливала бутылку с молоком, закутывала  в одеяло и ,  пока я  спала,  бежала на ферму доить коров, а когда прибегала  ( три километра туда и обратно) , я  таращила глаза и пускала слюни, как она  потом рассказывала.
     Писала ли  мать письма, спрашивала ли обо мне - сие  неведомо, но однажды  неожиданно  приехала,  и я, каким-то своим детским чутьем поняла,что это она. Моя мама. Сердечко  встрепенулось, забилось, потянулось к ней.  Небрежно поцеловав меня , продолжала  говорить с бабушкой.На следующий день ее уже   не было. И я снова забыла о ней. Только где-то внутри, глубоко-глубоко осталась ссадина.  Мне тогда и двух лет не исполнилось ,  но  помню об этом поцелуе и щемящей тоске внутри  до сих пор.
      К пяти годам  я подросла.  Бабушка была со мной добра, заботлива и ласкова. Наша местная библиотекарша приносила мне  много детских книг,  учила  читать. При этом она  одобрительно улыбалась и говорила,что такая усердная девочка   обязательно будет хорошо учиться. Что,в общем-то и случилось.Когда  пошла в школу , наша учительница Евдокия Васильевна, сказала:    
      -Вот,  дети, это  школа и ваш класс. Вы будете здесь учиться. Я научу вас читать , писать,  знать счет,  рисовать , лепить. Вас мало, поэтому все четыре класса будут учиться вместе. Дети постарше, с красными галстуками   занимали четыре последних парты, других же,из  третьего класса,  посадили чуть ближе, а нас, малышей -  на первых двух партах, рядом с учительским столом.
     Моя мать иногда  приезжала. Но , чувствуя свою ненужность ,  я не подходила  за мимолетной лаской. Стояла под старой яблоней и наблюдала,  как она ходит,что-то говорит, затем уезжает, даже не взглянув в мою сторону.Повзрослев, стала ждать  со страхом в душе,  вдруг ей придет в голову забрать меня  в город. Ведь она уже  вышла замуж.И  через год, приехав  в деревню и, поговорив  с бабушкой, забрала меня . Родился сводный брат,  и нужна была нянька.
     В доме матери никто меня не любил, не заботился и не волновался. После уроков я бежала домой и нянчилась с братом. Бывало, катаю   коляску, в руке книжка. Мать орала  что  читаю и отвлекаюсь.Боялась,что уроню ребенка  или еще какая беда случится.
     Не получая от родных никакой ласки,  погружалась в волшебный мир книг,  и эти книги  и их герои формировали  мой  характер.При всей своей вот такой нескладной и сиротской доле   росла  добрым, легким и открытым ребенком.Улыбчивая и доверчивая.Моя бабушка только качала головой. Время шло, мать родила еще двух дочерей. От меня отдаляясь все дальше , в   открытую говорила:   выросла, пора идти работать. Выйдешь замуж и заживешь. Что она имела ввиду под этим словом "заживешь"   за всю жизнь я так  и не поняла.
     Мы разговаривали уже несколько часов.Пили холодный чай, соседка выходила покурить и, возвращаясь,  снова говорила . Рассказала, как после замужества и рождения сына,  решила разыскать своего отца и спросить у него, за что же они  ( и мать, и он) так невзлюбили  еще до  рождения. Как приехала  с желанием найти в нем опору и поддержку,  и самой чем -нибудь  помочь ему,  отцу, и как в первую же ночь , он  грязно и цинично изнасиловал , как  чуть не выбросилась  от горя из окна третьего этажа да услышала крик сынишки. Вошла  в комнату,взяла ребенка  и  пешком, в чужом городе, шла босиком на вокзал, потеряв последнюю надежду и возненавидев своего отца так,что при одном только упоминании   перехватывало дыхание и  теряла сознание. С этим жила всю жизнь.Как потом мерзавец папочка написал письмо  матери и назвал дочь шлюхой, которая влезла  в постель, а он не смог устоять, так как дочь напомнила  молодость.И мать поверила ему. Она  валялась в  ногах матери  , плакала навзрыд, ища , но так и не найдя поддержки.
     Я слушала  женщину и не знала как назвать ту цепь  обстоятельств, в которых она прожила  жизнь. Никого не обвиняя,  не жалуясь,  смиренно несла свой крест и во всем винила только себя.
     -Мне надо было, наверное, жить несколько иначе, но я с детства чувствовала, что никому не нужна. Жила с ощущением детской вины , и вот эта вина мешала  всю жизнь. Не научилась бороться.
     После окончания школы  пошла работать. Взяли меня на стройку.Пришел мастер и сказал:  будешь делать раствор. Потом посмотрел на меня и добавил:  молодая совсем, дам  тебе направление, иди учись на каменщика, все ремесло какое будет в руках да и комнату через пару лет получишь.Живешь-то , небось , в общежитии ?
     Я молчала.
     -А родители твои где ? В деревне ?
     -Нет у меня никого. Мать есть, но у нее своя семья, отчим.
     -Ясно.Не продолжай.
     В общем, спасибо этому мастеру, пошла я учиться. На штукатура.Когда ему  сказала, он улыбнулся:
     -Вот и славно, девонька, штукатур-  женская профессия. Учись.
     И полетели годочки . По-прежнему жила в общежитии, изредка навещала бабушку в деревне. Мечтала только об одном,   жить  вместе. Ведь ближе и роднее  никого не было. К матери не ходила. У нее была своя жизнь. Видела, как  она  действительно любит свою семью и была счастлива. Помню, получила  первую  зарплату ,  накупила подарков  матери и ребятам ,  Первый вопрос, что  надо? Зачем приехала ?
     -Да вот,- говорю,- девочкам купила штапель на платье,  а братику-книжки и пистолетик .  Подарки  взяли, а меня даже чаем не угостили. Вышла из дому и от слез дороги не видела. Все пыталась понять,  почему не любят.Ведь я к ним со всей душой, с любовью,  а им ничего не надо. Долго потом не ходила, думала ,может  вспомнят , позовут. Не позвали.
     Через три года дали  комнату в коммунальной квартире. Как же я радовалась,   была счастлива. В первые же выходные поехала к бабушке поделиться своим счастьем. Она  вынула  из сундука пятьдесят рублей ( по тем временам очень большие деньги, ну,  а  для меня , просто  царский подарок) и , со словами:
     -  Вот, тебе собирала на свадьбу, отдала деньги. .Я заплакала и спросила:
     -Ба, а ты ? Ты будешь жить со мной ?
     -Что ты, крохотка моя. Куда уже мне ехать? Здесь поживу , да и зачем я тебе ? Дело молодое. Тебе надо замуж выходить.А какому мужу нужна бабка-развалюшка?
     -Мне нужна, мне, бабушка.Роднее тебя  никого нет.
     -Ну так я вот она, здесь. Никуда не денусь.
     Я уткнулась ей в колени,  она гладила мои волосы и шептала:
     -Птаха ты моя любимая, как же ты жить будешь?
     Потом взяла  за плечи, повернула к себе и сказала:
     -Запомни одну вещь: человек вертикален.Как бы ни гнула его жизнь- всегда выпрямится. Хочу,чтобы ты всегда об этом помнила.
     И потом , когда судьба забросила меня в чужой город, в письмах всегда напоминала   эти слова.Я могу говорить о ней бесконечно.У нее была привычка. Когда мы встречались , всегда брала мою сумку, доставала оттуда кошелек и пересчитывала  деньги. А потом открывала свой гаманец( знаете, были такие раньше кошельки с металлическими шариками на застежке), доставала оттуда денежку и перекладывала в мой кошелек.Это был священный  ритуал. Делала так всегда, независимо есть у меня деньги или нет,   не спрашивая ни о чем. Я молча наблюдала за ней , В этот момент спорить было бесполезно.
     Прошло какое-то время. Работала, вечером спешила домой,  комната встречала  теплом и уютом.На деньги, которые дала бабушка и подарила на новоселье наша бригада ,   смогла купить платяной шкаф, диван и четыре стула. Стол  подарили соседи по квартире, а старый мастер, который когда-то отправил  учиться,  принес  пуховое одеяло и две подушки.
     С каждой получки , а зарабатывала я  хорошо,   покупала что-то в комнату.  Посуду, тюль,  коврики, пока  соседка не прекратила эту бурную  деятельность.
     -Хватит. Посмотри на себя, в чем ты ходишь. Молодая, красивая девушка,  у тебя нет ни приличной обуви, ни приличного костюма. Завтра идем в магазин.
     -Но мои деньги...
     -Я куплю, потом отдашь.
     Пошли мы в универмаг. Купили туфли, чешские "Цебо"- была такая фирма тогда.Пришлось в очереди постоять. Потом купили  два отреза ткани. Соседка сказала, что  сошьет   платье и костюм. Потащила  в ювелирный отдел и купила в подарок вот эти бусы. Чешская бижутерия,   ношу до сих пор.Подарок  от чистого сердца.
     Я посмотрела на женщину. И действительно, на  шее  висели  красивые бусы цвета спелого граната.
     " Интересно, сколько ей лет ? Шестьдесят ? Шестьдесят два? Еще не старая, но, Боже мой, как же ей досталось."
     А она продолжала  рассказ.
     -В общем, можно сказать, что жизнь  наладилась.У меня было жилье, работа. Продолжать учебу  никуда не пошла, хотя  мастер  часто говорил:
     - Лида, ты умная, начитанная, иди, учись.Трест даст направление.Но  я   тянула, а потом вдруг решилась и  поступила в Библиотечный техникум. Почему туда ? Не знаю. В то время  много читала, книги были в большом дефиците и мне казалось, что, работая в библиотеке ,  всегда буду читать то,что мне нравится. Ну и , конечно, перед глазами часто вставала наша сельская библиотекарша, которую  запомнила с детства. Мастер улыбнулся и сказал:
     -  Ничего, девонька,  это тоже хорошая профессия. Значит , ты от нас уйдешь через четыре года ?
     Я смутилась.
     К родным  не ходила, пару раз видела на рынке мать, но она сделала вид,что не заметила меня. Потом все-таки подошла и спросила и поинтересовалась:  замуж  вышла ? Пора, пора, а то в девках останешься.
     Я смотрела на нее  и так хотелось обнять ,  прижаться,  ждала,что позовет меня в гости, но так и не дождалась. Мы простились и пошли в разные стороны.Мать и дочь. Это было ужасно.Я  страдала, плакала.
     На последнем курсе техникума познакомилась с первым мужем.Ухаживаний особых не было, думаю, что и женился он потому,что комната у меня была . Расписались без всякого торжества.Приехала бабушка, посмотрела на моего мужа и почему-то заплакала:
      -Ах , дочка, дочка, что же ты наделала ? Вы с ним не пара.
     А я радовалась.Думала, вот у всех женщин мужья после работы идут то пива выпить,то чего покрепче,  или в домино играют допоздна, а мой домой. А дома что? Пришел, поел и на диван. И вся забота. Приду с работы, он сразу ворчит-  еды приготовь на завтра.Очень боялся голодным остаться. А я же молодая, стараюсь, бегом вокруг него бегаю. Все для него, все чувства, всю  любовь - возьми! Он и брал. Правда, ничего не отдавая взамен.
     А тут и сынок вскоре родился. Ох и досталось мне. Бабушка уже старенькая, но приехала, помогала.Сын крепкий оказался, молока у меня много было, к году  такой бутуз был, мы с бабушкой нарадоваться не могли. Я сына  любила такой горячечной любовью, что иногда сама пугалась. Боялась избаловать, все-таки парень. Не хотела,чтобы как его отец был. Сыну было почти четыре годика, когда наш папка  в один день исчез из нашей жизни и больше мы его не видели. Потом приехала какая-то женщина , сказала,что у них любовь чуть ли не с первого класса, забрала вещи и укатила.
     После окончания техникума направили меня на работу   в библиотеку. Мне там очень нравилось.Тепло,тихо, спокойно. О втором браке не думала.Зачем ? Все у меня есть.  Работа,  квартира,  сын ,  бабушка . Но, оказывается, жизнь  приготовила мне еще одно испытание. Познакомились  в библиотеке. Он был в нашем городе в командировке. А в   отделе технической информации искал  материал по работе. Слово за слово,  разговорились. Рассказал,что живет в красивом городе на берегу Днепра,  у него хорошая работа. Разведен, но есть сын примерно такого же возраста , как и мой.
     После работы ( мы работаем до 20 часов ) выхожу,  а он стоит с цветами. Это был первый букет  в моей  жизни, который   подарил мужчина. Сердечко  как-то взбрыкнуло и упало вниз. Пошел провожать. В общем, встречались  каждый день все две недели,что  был в командировке.  Поцеловались только на вокзале, когда пришла  проводить.Он взял   слово,что приеду  к нему  на ноябрьские праздники.Я пообещала, но не была уверена, что меня отпустят.С тем  и
 распрощались.
     Поначалу думала , уедет и забуду его. Ошибалась.  Пошла  к своему старому мастеру и его жене просить совета. Хорошие  были люди.Вот и посоветовали , поехать к нему, но с решением  не спешить. А комнату мою, в случае чего, обменять можно.Но не сдавать .Своим ведь  горбом заработала. Я так и сделала. Сына с бабушкой оставила, взяла пять дней за свой счет и поехала в гости.
     Что и говорить,  хороший он был человек.Поженились мы, жалел меня, дочку все просил. Комнаты наши ,  его и мою ,   удачно обменяли и хоть  жила я в другом городе,  обмен состоялся. С бабушкой было сложнее. Все уговаривала к нам приехать,а она ни в какую, так и жила одна.Я переживала ,писала ей письма.
     Жили  в однокомнатной квартире , и я решила снова идти работать на стройку, чтобы получить жилье побольше.Муж не возражал  и через три года дали хорошую квартиру. А тут вскорости поняла что жду ребенка. Родилась  дочь Чувствовала себя счастливой: все у меня есть. Муж, дети. А сердечко  все равно,  нет-нет да так заболит, защемит.
      Однажды прихожу с работы, Володя  сидит на диване, а на столике,  чего никогда не бывало,  бутылка водки и какая-то закуска.Я испугалась, кинулась к нему:
     -Что с тобой ? Случилось чего? Заболел ? Умер кто?
     А он  спокойно, тихо  говорит:
     -Сядь, Лида. Прости меня. Прости. Ухожу я.
     -Куда ты уходишь? У тебя другая женщина?
     Он замотал головой:
     -  Сын звонил. Жена моя первая, сильно болеет.Поддержать надо.Прости.
     -А мы тебе кто? Я? Дети наши ?
     Прости, Лида, прости, не могу ее оставить.
     И  ушел. Я сидела на диване,   раскачиваясь из стороны в сторону, приговаривала:  все правильно, так мне и надо. Другого  не заслуживаю. Такая  уродилась. Ни скандалить не умею, ни отстаивать свое не научилась.
     Правда, муж долгие годы помогал  и мне , и детям, но жил в первой семье. Жена слегла окончательно ,  и ему приходилось нелегко.Так и закончилась моя семейная жизнь.Больше  замуж не выходила  да и других мужчин  не было.Перегорела . И вот , скажи на милость,  вроде все было при мне-  и фигура, и рост, и хозяйка  хорошая, и приветливая, и к людям всегда с добром, и в церковь хожу постоянно, а вот эта печать, печать всеобщей нелюбви , она  на мне незримо всю жизнь, с самого рождения.Меня можно  обидеть, оскорбить, предать, со мной можно не считаться.И какая  правильная   я ни была, и как бы  ни старалась,  изменить ничего невозможно.Понимаете, невозможно!
     Я смотрела на своих детей и мне было страшно.Боялась,что и дети, повзрослев, отойдут от меня. Но я не представляла тогда, что предчувствия меня не обманут. Сын ушел в армию да так и остался в том месте, где проходил службу. И как  ни уговаривала  вернуться, все равно поступил по-своему.  Женился. Живут хорошо.Напрашивалась к ним в гости, получила отказ.  А дочь? Дочь  терпела мою любовь и заботу ,  пока была маленькая.После окончания института,   по инерции  еще что-то  рассказывала, делилась ,  обсуждала, а потом как отрезала. Я понимала , стала взрослой, встретила любовь. Ни на чем не настаивала. К этому времени я стала  часто  болеть. Дочь свалившиеся хлопоты выдерживала с трудом. Без  устали упрекала  обвиняя в никчемности, неспособности  устроить жизнь, в общем, доставалось так,что от горя и обиды порой уснуть не могла. Если вдруг  забуду  тарелку на столе,  ее принесут в мою  комнату. Если стирку затеяла,  белье вышвыривается из машины. Брезговала мной. Мне бы отпор дать, поставить на место, а я не могла. Не умею  на зло   отвечать злом . Все старалась тихо и незаметно сделать и уйти. И снова было плохо.Все было не так, как ей хотелось.
     Дальше больше.Родилась внучка. Люблю ее очень.Пока  была маленькая,   была нужна, меня терпели, а когда Анюта подросла,  во мне нужда отпала. И стала  в своей квартире лишняя. Упрекали каждый день. А я ,  и правда, слабеть стала. После трех операций  так и не оправилась полностью. Мне бы прилечь днем, да куда там -  дел невпроворот. А тут заболела  Да так некстати.  Праздник у дочери,  день рождения .
     Слышу  разговор, вот  гости придут, а тут она. Зять  увещевает, а дочка  все больше распаляется,  дескать, сама во всем виновата, не устроила  жизнь, не удержала отца, не нажила ничего, кроме квартиры.
     В общем, послушала я ,послушала, встала, оделась, обвела  глазами комнату и поняла, что нет здесь  ни одной дорогой  сердцу вещи. Взгляд равнодушно скользил по корешкам когда-то любимых,  и не раз перечитанных книг,остановился на статуэтках, подаренных друзьями .В шкафу, который когда-то купила на деньги бабушки, одиноко висели пара платьев и куртка. "Больше,кажется, ничего не нажила",- с усмешкой подумалось мне.  Рука невольно потянулась вот к этому альбому, что   вместе с паспортом  подарила бабушка. Открыла , посмотрела на дорогие  сердцу фотографии  и положила на стол,  оделась, взяла документы, альбом и деньги, которые еще оставались после   пенсии, попрощалась с комнатой и ушла. Дочь была на кухне, в духовке стоял праздничный пирог, но она даже не обратила внимания на то ,что я вышла.Она никогда не спрашивала , куда иду и когда вернусь.Записки никакой оставлять не стала,  искать меня некому. И вот я здесь.
     - И куда же вы едете ?
     -На юг. Скоро зима, а на юге, говорят, еще долго будет тепло. Устроюсь, с Божьей помощью, к хорошим людям на работу. Я еще смогу.И дома по хозяйству, и с детками посидеть.Да и при церкви всегда работа найдется  и в еде не откажут. Мне вот  болеть сейчас никак нельзя.
     Я смотрела на женщину, мысли  обгоняли одна другую , но ничего в голову не приходило. Была уже поздняя ночь. Соседка  вышла покурить ( это был ее единственный грех, как она сама выразилась.Закурила ,  когда ушел второй муж). Я допила холодный чай и стала укладываться спать. Соседка тоже легла.
     - Спите.  И простите меня- отняла ваше время. Больше   не могла с этим жить.Вот, рассказала  и завтра начну новую жизнь. А вы все забудете, и это купе, и меня.
     "Легко сказать, забудете" - успела подумать я, медленно проваливаясь  в сон. Мне снилась попутчица. С  мольбой протягивала   руки и просила  помочь. Я в ужасе села ,  вытерла вспотевший лоб и посмотрела на соседнюю полку. Лидия Аркадьевна спала. За окном было  светло, примерно через три часа поезд будет  в моем городе. Соседка  застонала, начала что-то бормотать, потом вдруг захрипела. Я подошла к ней.
     -Вы спите ?  Вам плохо?
     -Сердце,-  прошептала она.
     -Где ваши таблетки? Где валидол? Валидол где ? Говорите.
     Но она молчала. Я стремглав бросилась в служебное купе.Проводница тут же помчалась к начальнику поезда, предварительно сунув мне горсть лекарств, начиная от аспирина и заканчивая флаконом с зеленкой. Прибежав в купе, попыталась судорожно втиснуть   в рот женщине  таблетку валидола . Но  бесполезно.Она была без сознания. Я села на свою полку и заплакала от досады и собственного бессилия.Пришла проводница вместе с начальником поезда и сказала,что через двадцать минут на станции будет ждать "Скорая помощь". Нужно собрать  вещи.
     -Вещи ? Какие вещи ? У нее только альбом.
     -Ну а где  паспорт, деньги ?
     -Не знаю.
     Паспорт и деньги нашлись в кармане куртки. Поезд остановился. В купе вошла врач. Сделала укол.
     -Кто сопровождающий ?
     -Так никто, она одна ехала. А куда у нее билет ?
     Проводница назвала мой  город.
     -Я буду ее сопровождать. Куда идти ?
     -Очень хорошо,- сказала врач.- Идите за мной.
     Проводница смотрела на меня широко открытыми глазами и, наверное, ничего не понимала. Впрочем, я  понимала еще меньше.
     -Мой билет принесите ,  пожалуйста.
     -Да-да, одну минуту. Вы мужественная женщина, вот вам  номер мобильного телефона. Звоните,я   помогу.
     -Спасибо.
     И мы поехали в больницу.Лидия Аркадьевна очнулась и тихо прошептала:
     -  Альбом, мой альбом...
     -  Не волнуйтесь, лежите спокойно.Ваш альбом со мной.
     После всех формальностей, больную   наконец, определили в палату. Все это время она держала меня за руку и шептала:
     -   Альбом,  альбом...
     Я вымученно улыбалась и повторяла :
     -Все в порядке. Отдыхайте.
     У нее был гипертонический криз."Как хорошо,что не произошло ничего ужаснее,- думала я,- с остальным мы справимся!"
      Я говорила это слово "мы", потому что знала,Лидия Аркадьевна будет жить в моей семье.Это решено.Она уснула.Я сидела рядом ,  смотрела на ее порозовевшее во сне лицо  и улыбалась. Потом взяла в руки  альбом и решила  посмотреть фото.
     В альбоме было всего пять карточек. Пять! За всю жизнь! Фото бабушки,   снимок   коровы ( наверное, это та самая Майка, которая была ее кормилицей, как она говорила). Интересно, кто же это сфотографировал корову в деревне ? Еще  была фотография девочки лет семи в школьном фартучке ( это она сама, как я поняла ). А на второй странице альбома были два фото- мальчика лет пяти и девочки лет двенадцати. Надо понимать, дети.И все. Я закрыла альбом и дала слово, что с этого дня здесь  будет много, очень много фотографий,  и  он по праву будет называться семейным альбомом. Только так. И не иначе.
     Потом  вышла в вестибюль больницы и , позвонив мужу, попросила приготовить комнату для бабушки Лиды.
     -Для кого? - переспросил муж.
     -Для бабушки.
     -Хорошо,- улыбаясь сказал муж,- но только ты мне все подробно  расскажешь.
      "Конечно,  расскажу," - думала я, торопясь в палату, где меня ждала и Лидия Аркадьевна,  и наш семейный альбом.

Лана Ковалева.Все права защищены.