ЗадолБАНК

Владимир Калуцкий
В обед заскочил троюродный брат. Перекусить. Он уже двадцать лет фермерствует, с родственниками ведет большое крестьянское хозяйство.Я его привык видеть деятедным, в заботах и планах. Нынче он какой-то вялый, глаз тусклыый.
-Тяжко?, - прашиваю.
-Не то слово, - отвечает. - Я опять приехал в район с бумагами, Скоро утону в них - макушку не увидишь. Чудовищное количество чиновников. Раньше было - один с сошкой, а самеро с ложкой, а нынче их, как грязи. И уже не с ложками, а в ножами у горла.
-Ну, так уж,? - усомнился я. Но Павел Михайлович перебил -
-Да, уж. Вот мне земля досталась после колхоза.Бросовая лежала, в бурьянах. Но каждый год жил надеждой, что вот сдам урожай, а там дело пойдет полегче. Но всякой весной петля только затягивалась. Дорожали техника, горючее, семена. Идёшь на поклон банку - а там тебя в упор не видят. У них уже все известно: сколько ты в прошлом году прибыли получил, отсюда какой тебе процент накинуть. Чтоб и не издох, и не зажировал. С годами кредитная петля только туже. И ведь надо было мне дураку двадцать лет прогорбатить, чтобы до меня дошло: я же негр на плантациях! Я работаю бесплатно, отдаю плантатору за бесценок все, что вырастил.
-А разве плантатор - не ты?, - спашиваю.
-И не я, И не мои дети, И даже не губернатор с президентом!
-Так кто?
-На селе всё, до последней кочки на лугу и гайки на комбайне, принадлежит банкам. Именно они нычне главные хозяева и разорители крестьянства.Не сеют, не пашут, как поётся, а только членом разгоняют облака.Им начихать на севообороты,троепольную систему, засаливание почв и прочую ерунду. Пока есть такие дураки,как я, банки будут паразитами. И чем мне хуже - тем банку лучше.Потому что я становлюсь всё покорнее и покорнее. Удобно веревки вить, ведь я в другой банк не побегу. Там клопы еще злее. Банки нынче - настоящая угроза голодом. Особенно когда западный завоз перекрыли. Ведь технику я у них взял по лизингу, землю заложил в залог, горючее покупаю в кредит, а урожай отдаю за долги. Да - еще и стихийные бедствия оплачиваю страховками. Понимаешь ли - я еще не отсеялся, а от продажи урожая мне уже ничего не останется. При их закупочных ценах, скорее всего - опять сработаю в убыток.На деле - это продолжение  революционной продразверстки.У нас не покупают, а изымают урожай.  А у меня уже возраст...
-Так плюнь на всё.
-Плюнул бы. За державу обидно. Сыновья со мной работают, внука отправил на агаронома учиться. Ребята деревенские у меня на тракторах работают. На них тоже плюнуть?
-Тогда терпи.
-Вот и терпим. От трудов праведных нам остается только пот.
Брат перекусил, сел в машину, хлопнул дверцей. Я спросил в приоткрытое стекло:
- "Патриот" тоже взял в кредит?
- Сама собой! Если я в банк на "семерке" подъеду, они меня враз обанкротят. Там встречают исключительно по одежке. А провожают голым.