Прощание славянки

Иван Горюнов
               

Много - много лет прошло с того памятного дня, а горечь, сожаление нет-нет, да и всколыхнутся в душе от того, что невозможно вернуться в день тот и исправить ту давнюю ошибку.

Пасмурным, морозным ноябрьским вечером отправляли нас на службу далеко-далёко – во Владивосток.   В вагоне разместились,  окно пытаюсь открыть: у здания вокзала стояли папа и мама. Папа говорил что-то, а мама горько-горько плакала, прямо-таки рыдала.  С неприятным удивлением  подумал тогда: «Зачем уж так-то, прямо как на похоронах.»

 А оркестр духовой всё играл и играл марш «Прощание славянки».

Сказать, что три года службы на Камчатке пролетели быстро, не могу, но вот уже и мы считаем дни до своего ДМБ (так на флоте демобилизация называется). Существует в Вооружённых Силах обычай – дембелям поручать аккордную работу и после её исполнения увольнять в первый же день действия приказа – первого ноября. Выполнили и мы такую работу: соорудили на берегу то ли склад, то ли гараж.
Первого ноября построили нас дембелей на правом шкафуте, чемоданы у ног стоят. Радостные, ждём командира, капитана первого ранга Гамова. Поздравил, спасибо сказал и огорошил: «Марша «Прощания славянки» по громкой связи не будет. По флотилии сход с кораблей запрещён до десятого ноября, обстановка сложная,  но я слово своё сдержу – вот у борта катер, сходите сегодня без марша, кто не согласен, сойдёте десятого с маршем.»

Как же так? Мы ждали этого марша три года, считали каждые полгода сколько осталось слушать «чужих» маршей - четыре, три два… и вот наш теперь черёд, мы должны браво отдать честь флагу в последний раз под звуки ставшего родным марша. И вдруг – выбирайте. Несправедливо!

Все сошли с корабля тогда, ждать никто не остался. Марш звучал, играли ребята на баяне, но не то это. Совсем не то.

Нет уже моих родителей фронтовиков,  отца-десантника и миномётчика и мамы-связистки. Как-то я спросил у мамы, почему она так горько плакала одиннадцатого ноября 1973 года, тогда на вокзале. «В 1943 году тоже одиннадцатого ноября, с того же вокзала и меня провожали, только на фронт. Вот и вспомнилось тогда всё! А в августе 45-ого я вернулась с войны, и опять этот же марш играл оркестр.» Вот так! А я тогда даже возмутился, балбес!

Марш «Прощание славянки» звучит в особо торжественные, иногда, даже в горестные моменты  жизни страны, а значит – и в нашей жизни. При нас Россия с большими потерями и потрясениями пережила, переживает великие перемены. Марш, написанный Агапкиным ещё в дореволюционные времена, жил и в советские, жив и сейчас – он объединяет Россию. Из разорванной, разодранной в клочья нашей истории появляется одна, общая, иногда горькая, но всегда славная, и мы должны и будем ей гордиться, потому что она – наша история. Вот о чём думается мне сейчас под звуки этого марша, а в юности для меня это была музыка, от которой просто немножечко щемило в груди. А потому, доведись мне сейчас выбирать, когда сойти с корабля, я бы остался до десятого ноября – дождался бы своей "Славянки".