образование... зеркала... окна...

Мария Хохлова
                Цель образования состоит в том,
                чтобы превратить зеркала в окна.
                Сидни Дж. Харрис, 1980 г.

    Образование… Когда Человек  задумался  об образовании? Что оно дает человеку? Кого можно назвать образованным? Можно ли образование «получить»?
    Зеркала… Зло или добро в жизни человека? Отображают ли они  действительность или искажают ее? Что мы в них видим?
    Окна… Что мы видим за ними? Куда они нас влекут? Что обещают и что дают в действительности?
    Возникают сотни вопросов, когда пытаешься вникнуть в слова С. Дж. Харриса. Очень трудно соглашаться или  противоречить авторской позиции, когда эта позиция не ясна, ведь слова вырваны из контекста, поэтому не могут быть восприняты точно. Что ж, придется отложить дискуссию с автором  и просто изложить мое видение образования.
    Как определить образованный человек или нет? Что мы подразумеваем под понятием образованный человек? Этот тот, кто имеет достаточный багаж специальных знаний, чтобы продвигаться по служебной лестнице, чтобы достигнуть материального благополучия? Или это человек, который знает, а главное глубоко понимает  литературу, искусство?  А может тот, кто умеет общаться с окружающими и жить в обществе так, чтобы не нарушать права другого человека? Но если рассматривать все эти составляющие по отдельности, то можно подобрать множество примеров, которые бы являлись доказательством того, что образованность – это не один какой-то признак, а совокупность  всех этих признаков. Извините, совсем забыла о самом главном  признаке образованного человека – это его стремление постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом.
   Но вот нужны ли обществу образованные люди? Постойте, постойте!  Не надо  негодовать. Вопрос ведь совсем не празден.  Мы с вами пережили ужасный период, когда тысячи образованных людей оказались преданными государством и выброшенными. Кто-то смог уехать за рубеж и там выживать. Я осознаю, что многие из них смогли найти достойное место в жизни и дальше развиваться, а кто-то сломался. Как ломались тысячи оставшихся в стране. Одни забывали о том, что они культурные люди и устремлялись к финансовому благополучию, уничтожая всех на своем пути. Кто-то просто опускался на самое дно, не умея влиться в новую жизнь. Другие, кому претило толкание локтями, влачили нищее существование и им, честно, было не до дальнейшего образования. Конечно-конечно, и в то тяжелое время оставались люди, которые  не потеряли свой человеческий облик и продолжали сохранять и развивать, то, что и делает обычного человека образованным.
Вы можете возразить, что это было в лихие девяностые, а сейчас настали другие времена. Нет, если бы сейчас высот в карьере достигали образованные люди, то не было бы разграбленных музеев, проданных под коттеджи участков на Бородинском поле, ветеранов войны ютящихся в заваливающихся избушках.
   А может  в середине двадцатого века нужны были образованные люди? Но разве не из тех времен пренебрежительное «интеллигент вшивый»? Или в начале двадцатого века, когда уничтожался цвет нации? Что приносила образованность женщинам 17-18 века? Образована она или нет, но могла проявить себя только в роли жены и матери, только близкое окружение имело возможность оценить ее способности.  Извечная тема. Разве не об этом же писал А.С. Грибоедов в «Горе от ума»? Кто «выбьется в люди» Молчалин или Чацкий? Хотя мне трудно утверждать, что Молчалин был глуп. Как можно судить об  его образованности, если он  говорит не своими словами. Да и Чацкого я не считаю положительным героем (да простит меня Раиса Ивановна, моя учительница по литературе) – что он сделал, чтобы улучшить что-то в той жизни? Отстранился от всего - вот отличная жизненная позиция!  Конечно, вы можете возразить и привести примеры, когда образование позволило человеку добиться признания. Например, Ломоносов… Но, во-первых,  у каждого правила есть свои исключения. Во-вторых, и ему ставили множество препятствий.
Вам кажется, что я ушла от темы разговора? Нет, я просто хотела сказать, что из века в век образованный человек живет в своем узком мире, и его постоянное  стремление к образованию, самосовершенствованию никак не влияет на окружающий мир.   Смотрясь  в зеркало, он видит только себя, и только  он может оценить – нравится ли ему тот человек, чье отражение смотрит на него. Я уж не буду говорить о том, как важно, чтобы это зеркало не было кривым и у человека не возникло искаженного представления о себе…
   Что-то уж очень пессимистично получается…
    А может образование должно включать в себя не только стремление к постоянному саморазвитию, но и стремление к тому, чтобы частичку своего знания, стремления, своей культуры дать другим? И тогда образованные женщины 17-18 веков не просто матери, а матери воспитавшие великих детей.
И загнанные в лагеря образованнейшие люди сумели не обозлиться, не опуститься, не сломаться, а продолжали нести окружающим свои знания и культуру. И  лихие девяностые не смогли убить стремление к самообразованию, к саморазвитию многих. Я видела бабушек-театралок. Не имея возможности купить билеты, они проходили по контрамаркам и готовы были стоять на всем протяжении спектакля, если не окажется свободных мест… Для них театр – храм.  Поход в театр – праздник. А какая у них речь. С ними была девочка лет десяти, очевидно чья-то внучка. И в глазах этой девочки был тот же блеск счастья от прикосновения с прекрасным. Считаю, что эти бабушки уже распахнули окно …   
    Вы скажете, что же это за педагогическое эссе, если в нем нет ничего о педагогике, о школе? Простоя считаю, что школа это не образование, а инструмент, которым человек может воспользоваться, чтобы стать образованным. А пользоваться этим инструментом или каким-то другим – это уж человек решает сам.

2014 год