Детективы, в которых нет убийства

Крымчанка
При слове «детектив» мы обычно представляем себе ножи, пистолеты, трупы и лужи крови. Но убийство — не главное в детективном рассказе. Существуют детективы, в которых убийства вообще нет. Существуют даже детективы, в которых убийства ни разу не упоминаются. Ведь детектив — это раскрытие какого-либо таинственного происшествия, чаще всего, конечно — преступления. Но не всякое таинственное происшествие — преступление, и не всякое преступление — убийство. Существуют такие преступления, как кража и мошенничество, предательство и многожёнство.

Более того, главная цель настоящего, качественного детектива — отнюдь не рассказ о преступлении. В трагедиях тоже часто рассказывается о преступлениях, в том числе об убийствах. Но трагедия не причисляется к детективам, наоборот, многие детективы можно с полным правом причислить к трагедиям. Чем же отличается детектив от просто трагедии? Тем, что трагедия последовательно и ярко показывает события, причём хорошая трагедия заставляет задуматься над их причинами, протестует и борется против них. Хороший детектив, разумеется, тоже борется против преступлений, но по-своему. Детектив никогда не показывает событие сразу же так, как оно было, — он показывает сначала тайну, а затем постепенное раскрытие этой тайны — в этом его, детектива, смысл. Кроме этого интригующего процесса читателей также могут радовать тонкие психологические наблюдения, остроумные логические построения, романтические эпизоды (если они есть) — короче, не столько само преступление, сколько всё, что происходит вокруг него.

Если бы для читателей главными в детективной книге были так называемые «детективные моменты» — убийства, пистолеты, кровь, кражи, жульничества и тому подобное, — читатели с удовольствием смаковали бы по вечерам полицейские отчёты в газетах. Но читатели тянутся к детективным книжкам, поскольку для них главное — интриги, приключения и раскрытия тайн. То есть убийство — не главное в детективе. А раз так — то, значит, можно обойтись и без него! Что и делали не раз детективные писатели, причём не кто-нибудь, а самые классические классики английского детектива — Артур Конан-Дойль и Гилберт Честертон.

Вот СПИСОК ДЕТЕКТИВНЫХ РАССКАЗОВ, В СЮЖЕТЕ КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЕТ УБИЙСТВО (только тех рассказов, которые я знаю, возможно, есть и другие).


АРТУР КОНАН ДОЙЛ (Arthur Conan Doyle)

РАССКАЗЫ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ ИЗ РАЗНЫХ СБОРНИКОВ:
Скандал в Богемии (A Scandal in Bohemia)
Три студента (The Adventure of the Three Students)
Берилловая диадема (The Adventure of the Beryl Coronet)
Знатный холостяк (The Adventure of the Noble Bachelor)
Установление личности (A Case of Identity)
Человек с рассечённой губой (The Man with the Twisted Lip)


ГИЛБЕРТ КИТ ЧЕСТЕРТОН (Gilbert Keith Chesterton)

СБОРНИК "НЕВЕДЕНИЕ ОТЦА БРАУНА" (1911):
Сапфировый крест. (The Blue Cross)
Летучие звезды. (The Flying Stars)

СБОРНИК "МУДРОСТЬ ОТЦА БРАУНА" (1914):
Отсутствие мистера Канна. (The Absence of Mr Glass)
Разбойничий рай. (The Paradise of Thieves) — есть самоубийство
Поединок доктора Хирша. (The Duel of Dr Hirsch)
Лиловый парик. (The Purple Wig) — убийства только упоминаются

СБОРНИК "НЕДОВЕРЧИВОСТЬ ОТЦА БРАУНА" (1926):
Воскресение отца Брауна (The Resurrection of Father Brown)

СБОРНИК "ТАЙНА ОТЦА БРАУНА" (1927):
Песня летучей рыбы (The Song of the Flying Fish)
Алая луна Меру (The Red Moon of Meru)

СБОРНИК "СКАНДАЛЬНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ С ОТЦОМ БРАУНОМ" (1935):
Скандальное происшествие с отцом Брауном. (The Scandal of Father Brown)
Проклятая книга. (The Blast of the Book)

СБОРНИК "ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗНАЛ СЛИШКОМ МНОГО" (1922):
Белая ворона. (The temple of silence)
Душа школьника. (The soul of the schoolboy)

СБОРНИК "ПОЭТ И БЕЗУМЦЫ" (1929):
Преступление Гэбриела Гейла. (The crime of Gabriel Gale)

СБОРНИК "ЧЕТЫРЕ ПРАВЕДНЫХ ПРЕСТУПНИКА" (1930):
Умеренный убийца. (The Moderate Murderer)
Восторженный вор. (The Ecstatic Thief)
Преданный предатель. (The Loyal Traitor)