Детектор лжи

Арк Лапшин
ДЕТЕКТОР ЛЖИ (посвящается моему другу Л.К.).
Тысячу раз был прав Ганс Христиан Андерсон, когда заявил: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь...». Я хочу познакомить читателей со сказкой-былью из жизни моего приятеля доктора Кольцова, переплёт событий в которой мог бы послужить достойной основой для объёмного и увлекательного,  детективного романа...

   С Лёвкой Кольцовым мы познакомились  в Окружном военном госпитале Прибалтийского округа. В ту пору я находился там на излечении от болезни Боткина, которую подхватил в своей воинской части, где служил лейтенантом-двухгодичником после института. Старший лейтенант Кольцов был моим лечащим врачом. Первое время мы с ним разговаривали о болезни и ходе лечения, но позже, прочувствовав нашу духовную совместимость, стали беседовать, при случае, на самые общие темы: о тяготах воинской службы, о своих семьях, о девушках, любимых книгах и кинофильмах.  Лёва рассказал, что все мужчины их рода, по линии папы, начиная с конца девятнадцатого века, служили российской медицине, он сам - врач в пятом поколении. Отец, бывший военный хирург, учёный и профессор,  недавно умер от последствий фронтового ранения. Мать, преподаватель медицинского института, живёт и работает в этом же городе.  Узнав, что я инженер-компьютерщик, Лёва немедля представил нового приятеля заместителю командира госпиталя, отвечающему за состояние медицинского оборудования. Полковник, купив преданность молодого лейтенанта вольным режимом службы, офицерской диетой номер пять и суточными увольнениями  на выходные дни, привлёк меня к ремонту электронного оборудования. В артиллерийскую часть, где я служил до болезни, отправили запрос на моё временное откомандирование. Такой поворот событий меня полностью устраивал – мне успели изрядно надоесть занятия по уставу с молодыми солдатиками,  хотелось заниматься действительно полезным обществу трудом.

   Первое время я  паял соединительные провода к пластинам аппаратуры электрофореза и настраивал  различные приборы электромагнитного или теплового лечебного действия. Через месяц заместитель командира госпиталя предложил мне заняться интересным делом – нужно было запустить в действие электронный энцефалограф импортного производства. Аппаратура уже побывала в употреблении,  а затем, непонятным образом и неизвестно откуда, неожиданно перепала нашему медицинскому учреждению. Энцефалограф – это почти тоже самое, что Детектор лжи, в военной медицине его часто применяют для выявления пациентов, пытающихся откосить от службы притворным помешательством. Вполне вероятно, что у этого устройства имеются и целительные применения, но с ними мне столкнуться не пришлось. Наш Детектор располагался в отдельном, закрытом для общего доступа кабинете и представлял собой многоканальный усилитель, задачей которого являлся приём биосигналов головного мозга от двенадцати датчиков, встроенных в специальную шапочку. Электронная тюбетейка надевалась на бритую наголо голову пациента, смоченную специальным соляным раствором. После  подготовки испытываемый субъект раздражали громким звуком, ярким светом и неожиданными вопросами. Каналы усиления передавали выходные электрические сигналы на двенадцать самописцев, которые рисовали замысловатые синусоиды на движущейся бумажной ленте. Как объяснил мне майор, заведующий психиатрическим отделением, реакции на раздражители и, соответственно графики на бумажной ленте,  у настоящих психов и у симулянтов  различаются по высоте размаха, частоте и рисунку.   

   Комплект документации по энцефалографу оказался далеко неполным, только на английском языке. Я потратил множество дней на перевод инструкции по пользованию, замену выбывших из строя микросхем, промывку самописцев от засохших чернил и регулировку каналов усиления. Мои старания  не оказались напрасными – через три недели я сумел продемонстрировать своим новым командирам Детектор лжи в тестовом режиме. Дело теперь оставалось за малым – мне требовался помощник по медицинской части, а также контингент подопытных «кроликов», симулянтов и психов, для проведения испытаний аппаратуры в реальном режиме.  Полковник, по всей видимости, решил выразить свою признательность  мне весьма оригинальным способом – в качестве медицинского помощника ко мне приставили недавнюю выпускницу медучилища, очень красивую медсестричку Тоню, двадцати лет от роду, с золотой копной волос и модельной фигурой. Занятия медициной наедине с юной Антониной Петровной, в полусекретном кабинете энцефалографии, совсем скоро переросли в служебный роман, от описания бурных страстей которого автора этих строк удерживает лишь предисловие к этому рассказу – я ведь обещал читателям быль из жизни доктора Льва Кольцова.

   Выполняя своё обещание, на данной точке повествования, я возвращаюсь  к истории приятеля. Лёва прекрасно знал о моей работе с Детектором лжи и был хорошо знаком с Антониной. К этому времени мы уже не один раз, двумя парами, вместе проводили выходные дни. Одним утром, вернувшись после короткого отпуска, взбудораженный Лёвка буквально ворвался в кабинет, в котором мы с Тоней готовились к приёму очередной порции симулянтов.

        - Приветствую вас, товарищи бойцы! Смирно! Срочно требуется ваша помощь...   

        - Всё, что угодно,  товарищ старший лейтенант. Как отпуск?

        - Какой отпуск?  Выполнил сыновний долг  – устроил маму в кардиологический санаторий в Юрмале. После смерти отца её совершенно не узнать: сильно поседела, серьёзные проблемы с сердцем и бессонница. Сначала смерть отца, а потом ограбление квартиры не могли не подкосить  здоровье мамы...

        - Какое ограбление? Ты раньше ничего об этом не рассказывал...
 
        - Дело в том, что в суматохе похорон квартиру моей мамы обчистили. В квартире, на поминках, побывало достаточно много разного люда: родичи, соседи, коллеги отца по работе... Пропала шкатулка с драгоценностями. Мать  переживает только о семейной реликвии – старинном гарнитуре, кольцо и серьги, платиновая основа с комбинацией жёлтых и белых бриллиантов. Этот ювелирный гарнитур, согласно традиции, в каждом поколении семейства Кольцовых передавался жене старшего сына. Мать, в свою очередь, собиралась передать его моей невесте Лере в день нашей свадьбы. 

        - Что же теперь можно сделать?   

        - Я подозреваю в ограблении соседа родителей, завхоза из отцовского НИИ, Анатолия Кондратьевича.  Он – единственный человек, который имел запасные ключи от квартиры, мама доверилась соседу на случай, если ей станет совсем худо с сердцем. Завхоз знал о нашей семейной реликвии - во время празднования прошлого Нового Года в учреждении, где трудился отец, он видел кольцо и серьги на маме, подошёл,  рассматривал и хвалил со знанием дела.  Сосед – бывший фронтовик, ветеран Отечественной войны, сейчас находится в нашем госпитале на обследовании. Я назначен его лечащим врачом, у ветерана целый букет самых разных болячек, в том числе хронические головные боли. Сложилась удобная ситуация для проверки пациента на Детекторе лжи, нужно спешить... Я совру ему, что энцефалография, возможно, выявит  причины головной боли. Во время обследования я задам ему неожиданный вопрос о гарнитуре моей мамы. Ребята, вы мне поможете?

        - Я помогу, Лёва.   

        - А я не собираюсь участвовать в вашей авантюре – пациент  обязательно пожалуется командиру госпиталя, - твёрдо заявила Тоня. Он вообще числится в терапевтическом. По инструкции, для проверки деятельности мозга  на энцефалографе необходимо разрешение заведующего психиатрическим отделением...

        - Я справлюсь один, Лёва. Не волнуйся, мы обойдёмся без Антонины и подписи майора. Приводи своего пациента сегодня вечером, в нерабочее время, я специально задержусь на работе...

   Мозги Анатолия Кондратьевича мы с Лёвкой умудрились тайком просветить на Детекторе лжи без помощи медсестры. Лёвка задал пациенту свой коварный вопрос, а выходные графики энцефалографа чётко подтвердили догадку Кольцова о виновнике преступления. Несмотря на наши научные  доказательства, подследственный категорически отрицал свою вину:  - Ничего вы не докажете! Под суд у меня сами пойдёте за живодёрские опыты над пациентами! Я вам не собака Павлова!
Анатолий Кондратьевич долго орал и угрожал, но пожаловаться на нас начальству  так и не решился – видимо испугался основательного  расследования....
В этот день, в угоду мужской дружбе с Лёвкой, закончилась моя прекрасная военная служба в отдельном медицинском кабинете, с удобной кушеткой для отдыха, наедине с самой красивой медсестрой Министерства обороны СССР.  Что там моя райская служба, вся наша с Тоней любовная лодка полностью разбилась об несовместимость наших моральных принципов...   
Читатель, задержи, пожалуйста, чуть-чуть  своё внимание – не так скоро моя байка сказывается. Удивительный конец этой сказки ещё впереди и он совсем не за горами... 

   После описанных выше событий прошло достаточно много лет. В начале девяностых,  в независимых республиках Балтии положение русскоязычных неграждан оказалось достаточно шатким и совершенно неопределённым. Окружной госпиталь эвакуировали на территорию России, большинству медицинских работников военного учреждения  предложили демобилизацию. Работы для русскоязычных врачей в Прибалтике не было. Лев Кольцов принял решение воспользоваться  удобной национальностью его жены и всей семьёй (он, жена и два сына) иммигрировал в государство Израиль. В новой стране Лёве пришлось сменить свою прежнюю медицинскую специализацию на наиболее востребованную на тот период в Израиле анестезиологию. В новой квалификации  доктор Кольцов за несколько лет стал одним из ведущих анестезиологов страны.

   Жизнь ветерана Анатолия Кондратьевича тоже не стояла на месте. Он давно вышел на пенсию и перебивался за счёт материальной помощи своего сына, у которого внезапно открылся яркий талант бизнесмена. В период наступления нового века у бывшего завхоза обнаружили  смертельное заболевание. Приговор медиков был окончательным: «неоперабельная опухоль  головного мозга»... На вопрос его сына: - Где-нибудь в мире делают подобные операции? Врачи порекомендовали ему искать спасение отца в Германии или Израиле.

   Преданный отцу бизнесмен не стал жалеть денег, он отправил своего папу в одну из лучших клиник Израиля. При подготовке пациентов к критическим операциям, между жизнью и смертью, в западном медицинском мире принято представлять им всю бригаду хирургов, которая будет бороться за  жизнь. Врачи, обычно, задают пациенту разные вопросы, объясняют шансы и стараются успокоить его нервы. Хирург-анестезиолог оказался самым внимательным, он продемонстрировал пациенту свою космическую аппаратуру, играючи управляясь  с миллионом переключателей, блестящих трубок и хромированных вентилей. Несмотря на униформу врача, Анатолий Кондратьевич сразу же узнал в медицинском чародее сына своих бывших соседей – Лёву Кольцова. Воистину, неисповедимы пути Господни для нас, грешных людей...

   Через два дня, вечером, накануне операции,  в дверь дома семьи Кольцовых позвонил служащий международного экспресс-сервиса доставки посылок UPS. В красиво упакованной коробочке неизвестный отправитель из России вложил старинную семейную реликвию рода Кольцовых - ювелирный гарнитур, кольцо и серьги, платина с комбинацией жёлтых и белых бриллиантов.  Лёвкин «детектор лжи»  подействовал на вора гораздо убедительней моего энцефалографа устаревшей модели из Окружного военного госпиталя... Сложная операция  прошла успешно и подарила Анатолию Кондратьевичу  несколько дополнительных лет жизни. Доктор Лёва Кольцов, в который раз, продемонстрировал коллегам свою уникальную квалификацию, а его жена Лера получила, наконец, давным давно завещанный ей подарок...   

Арк Лапшин. Нью-Йорк, Май, 2015.