Прощание подруг

Спиридонова Галина Михайловна
               
                Прощание урюпинских  подруг   
                (кому за 70)
Я решила съездить в Урюпинск, повидаться и попрощаться со своими подругами – школьными  и по жизни – Любой и Ниной. Думала,  что  не доеду,  ведь мне 75 лет,  в магазин иногда не могу   дойти,  а очень хотелось, может в последний раз встретиться  с подругами – сверстницами. Но все-таки собралась, хотела на автобусе ехать, но дети сказали – Только поездом, будешь лежать, а в Алексиково вагон перецепят на Урюпинск. Поехала. Все нормально было в поезде, в Урюпинске девочки меня встретили  Люба,  Нина  и я / Маша/  учились в одной школе, жили мы недалеко друг от друга в частных домах – тогда  многоэтажных  домов в Урюпинске не было.

 Вот сидим мы,  что там говорить – старые,  уставшие от забот,  жизни,  уже не такие красивые,  но, слава Богу -  мозги сильные,  памятливые,  юморные.
 
Люба   -  Маня, молодец, что приехала, как хотелось тебя увидеть
.
Нина    -  И я хотела встретиться, но не думала, так как знала, что  ты лежала в больнице.

Я          -  Девочки, я собрала все силы, напилась таблеток и поехала.  Давайте посидим и поговорим       
                откровенно, на равных. Мы друг друга знаем давно и можно  разговаривать,  не опасаясь.
             Ведь я практически ни с кем, кроме вас, не могла поговорить от души. Что-то мне попадаются
             люди  или глухие, или глупые, завистливые, хвастливые – беседы не получается. После любого
             общения остается осадок – зачем разговаривала?
 
Нина -   Маша,  я,  если честно сказать, тоже  разучилась долго общаться с людьми. Когда работала в школе,
              только с любовью разговаривала с детьми на все темы, если они не понимали  чего,  то хоть зло
               не спорили.

Я       -   Девочки, а почему так стало? Помните, как наши родители  собирались почти каждый  вечер, играли
               в лото,  карты или просто разговаривали, не отрывая рук от спиц, да и мы принимали участие  в  их
              разговорах,  а сейчас, практически, не собираются  и не ходят друг к другу.  В горсад  все ходили
             и старые и молодые, там играл духовой оркестр, с открытой сцены выступали артисты, по аллеям
             прогуливались военные  с женами и  с подругами,  молодежи было много,  казалось, что весь
             Урюпинск по выходным собирался  в городском саду. А нашу танцплощадку помните, я так тоскую
              по тем временам, а может – по молодости. Вы никого не видели из наших знакомых девчат?

Нина -  Я видела одну, но  не из нашего класса, она меня не узнала. Помните, она играла на аккордеоне  на
             вечерах, и сразу после 10 класса вышла за военного.

Я      -   Любочка,  а что ты не вышла за военного, их ведь было в Урюпинске в то время много – выбирай
             кого хочешь.

Люба -  Маня, я любила своего казака до отупения, готова, когда он хотел бросить меня, положить голову
              на рельсы. Потом, когда родились ребята, то все пошло  совсем по-другому. Он стал пить и бить
              меня. Напьется, выгонит меня на улицу, я и сижу на лавочке и всем говорю- Дышу свежим воздухом
              -   и так до часу ночи. Когда он выйдет во двор, я потихоньку проскальзывала в дом и пряталась.
              Он был жестоким. Летом то тепло, а зимой замерзала, к соседям стеснялась проситься, так зайду  в
             сарай, сижу около коз и греюсь. Через 10 лет нашей семейной жизни, я готова  была его голову
             положить на рельсы.

Я    -    А почему не разошлась?

Люба – Вот посмотри,   Маша,  как я могла разойтись? – двое детей,   дом коммунальный, т.е. не  частный –
            ни разделить, ни продать нельзя. Куда идти? Это в кино показывают про богатых – влюбляются и
             и разводятся без конца.

Я    -    Люб, а он долго болел?

Люба – Нет, он сгорел от водки, зимой пьяный сильно обморозился.

Я    -     А ты не думала о втором замужестве?

Люба -  Был один, но на совместную,  постоянную  жизнь я не решилась
.
Я    -     Вот и я  все время хотела выйти, но почему-то сомневалась и так осталась одна. Может,  вы думаете, что    
              я завидую  вам - замужним, нет, я одна воспитала детей и не жалею, что не приняла другого  отца
              / отчима /, не было тех проблем, о которых рассказывают. Нинка, что молчишь?

Нина -   Я скажу вам честно, что не так как Любка, любила своего  Валентина,  но заботилась и отношения
               с ним были ровные. Один раз мы были у его знакомых на вечеринке и поссорились. Я ушла домой,
а он остался. Пришла домой и думаю – Я его обихаживала, воспитывала, поила, кормила, а теперь вот
ушла, а на него там одна уже глаз положила. Он лишнего выпил, а она стала липнуть к нему,  вот мы и поссорились.  Почему я должна отдать своего мужа – спокойного мужчину, которого знаю давно кому-то,
а самой  что делать – искать другого, не зная,  где и как  он жил, и  какой характер  вообще?
Я вскочила, во мне заговорила собственница, и  ночью побежала почти до  самой  Набережной улицы.
Они еще сидели за столом, и эта была около него и даже легла ему на плечи.
Я подскочила, убрала ее руки и сказала – Валя пошли домой!- сказала таким тоном, что он встал и пошел, не сопротивляясь
.
Вот этот неприятный случай у  меня был с мужем, а так мы живем нормально. Сын окончил политехнический институт в Волгограде и живет отдельно. Валя сейчас на пенсии, но даже после пенсии работал мастером у слепых. Смирный он очень, я не знаю – это хорошо или плохо?


 Я  -       Девочки, вас не поймешь, горячий муж – плохо, тихий – тоже.

Нина -   Маша, я не говорю, что плохо, а просто  он тихий. Сколько раз  я благодарила  Бога за такого мужа,
               жизнь с ним текла спокойно, разумно, без потрясений. Я всегда чувствовала его заботу и  сама
               заботилась о нем.

Я  -        Нинка, это твой «золотник», который оберегал тебя от всего, он не дал тебе повода положить голову
              на рельсы  при жизни и не даст после. Береги его, а любовь бывает разных форм, у тебя спокойная,
              уважительная,   без всяких  глупостей, как у некоторых.  / Смеемся/
              А вот честно скажите мне,  мужья вам мешали, по большому счету, сделать карьеру, например, или
              как-то улучшить свою жизнь?

Люба -   Маня, помнишь, я ведь училась и  закончила  музыкальное  училище,  ходила долго на кружок
               самодеятельности в драматический театр и  все бестолку, а вы с Нинкой не знали этих забот.

Я  -        Любаня  – это верно, мы с Нинкой не обладали такими талантами,  как  у тебя и у нас не было слуха.
              Да и коса у тебя была толстая и длинная. Я все время думала, что быть тебе за будущим  генералом
             и, что ты уедешь от  нас за границу. Помните,  у нас в Урюпинске  офицеры только и знали, что с
             молодыми женами уезжали за границу. Магазин комиссионный был забит импортными,  дешевыми
              тряпками.   Сейчас стыдно рассказывать кому, как мы покупали там немецкое нижнее белье -
              все в кружевах и перешивали его на кофточки, кружева шли на украшения и к платьям
             Девочки, а я вам не рассказала, а ведь могла выйти за военного, но не получилось. К нам ходил один
             офицер, просил у отца моей руки, отец говорил, что хороший человек, но я заартачилась, а потом
              выскочила за приезжего из Михайловки. Прожила с ним недолго, родила двоих детей и разошлась.            
            и не жалею, спасибо родителям за детей, помогли поднять их.  Глупая была, а могла бы выйти тоже
             за будущего  генерала,  военных было больше, чем людей.       / Смеемся /

Люба -  Я не реализовала никакой мечты, просто ушла из детского садика, где работала, т.к. без конца
             подбитая и нервная была, какая уж тут музыка? От матери шить научилась и пошла в  швейную
             мастерскую при гарнизоне. Перешивала, ремонтировала одежду военным, мне там нравилось  все
             с уважением ко мне относились, а дома я еще вязала платки, коз постоянно держали.
             И вот,  когда я дома что нибудь скажу про мастерскую, он ревновал и сразу кидался  драться. Вот
             я и стала давно « молчуньей», как ты Маня говоришь. Да чего уж говорить, что  не изменишь.
            А вот самый спокойный период – это, когда я  живу одна, внуки на лето приезжают, а дочка совсем
            рядом живет, почти через день проведывает. Такое спокойствие сейчас, делаю, что хочу, сплю тоже,
            а при нем бы я не дожила до этих лет- 76 – это не шутка.

  Я -     Значит, подведем итог – любовь – это для женщины опасность, а может быть  и смерть. Видишь, Люба,
             ты на рельсы готова лечь, а если бы легла?  Зачем ты хотела всем мужчинам радость доставить,
              не забывай, твоя фамилия не Каренина.  / Смеемся /

Люба – Судьба отвела меня, если бы сказали сейчас – выбирай между такой большой любовью  и  просто,
              то любовь я  бы не  выбрала.

Я   -        Любка, как ты,  верно сказала, что любовь и разводы  для богатых  лучше подходят.

Нина -     Маша, а помнишь  Сталинский скверик, как мы покупали мороженое и шли в скверик, цветники
                там  были необыкновенной красоты, специальный цветовод был.

Я    -        А у меня сохранились фотокарточки в Сталинском сквере – смотрите
.
Люба -     У меня тоже есть фотографии, я завтра принесу. Нина -  и ты принеси, посмотрим.

Нина   -    Помните, мы ходили в Черничкин сад  и ели там всякие ягоды и фрукты.

Я     -         А сейчас этот сад сохранился  или нет?

Нина   -     Не знаю, давно там не была.

Я      -         А деревья около школы, которые мы сажали и ухаживали, сохранились или нет?

Нина  -       Там дом построили 5- этажный, часть деревьев вырубили, Марусичка, а как ты в большом  городе
                живешь, скучаешь,  поди?

Я     -          Тоскую, если бы  у меня был выбор, где доживать старость, то я выбрала бы Урюпинск, правда
                я выбираю тот  Урюпинск  - моего детства и молодости, а сейчас не знаю. Завтра пойдем
                по нашим  местам, походим, на  сколько сил хватит. Я люблю Урюпинск с небольшими частными
                домиками с палисадниками, с цветами и лавочками. С красивым и уютным городским садом  с
                летней танцплощадкой, старым  Хопром,  когда еще не было моста, и был наш огородный
                торфяник  в  «опарохе»,  бахчи и ежевику за лугом, желтые кувшинки в ериках.
                Кажется, что все  сейчас найду и все на месте. Давайте отдохнем, а завтра турпоход по-новому
                Урюпинску со старыми воспоминаниями.
 На утро мы заказали  такси

                Ночевала я у Любы, а  Нина ушла к себе домой, но обещала, что  обязательно придет утром и
                мы объедем все нам дорогие места детства. Долго не спали мы и Люба призналась мне, что  вновь  к
                ней пришла любовь к мужу. - Хожу на кладбище, перебираю его вещи, фотографии. Это какое-то
                наваждение - говорила она, - Сны вижу только про него и как наяву. Маня,  если говорят, правда,
                что там – и она указала на небо, - Есть другая жизнь, то  я уже готова туда идти.

                Меня это признание сразило, как громом.  Сказать ничего не могу.

Люба      -  Маня, ты не спишь?

Я            -   Немного помолчав, ответила – Нет, сволочь влюбленная, одна только ты любишь и любишь, а
                мы с Нинкой обделены этим чувством. Что ты тычешь всю жизнь, что обладаешь этим
                сокровищем, а  мы всегда при тебе чувствовали себя  ущербными. Мы тебе об этом не говорили
                никогда, а ты не могла заметить, что обижаешь нас, без конца рассказывая о своем муже и о своей
                любви.

Люба     -  Маня, ты что, я ведь правду говорю, что тебя так разозлило?

Я          -    А то, что твоему  казалупу на земле хорошо жилось, весь был облизанный, ты не ела, а ему все    
                отдавала. Сколько раз мы с Нинкой говорили- не забывай себя ради него, а ты молчала и делала
                свое. И сейчас, ты молчунья, опять за  свое – Люблю!?
                Давай, ходи, он из гроба твои соки сосет, жаль, что руку не вытащит из могилы, а то бы как дал
                тебе по башке,  может тогда, мозги твои встанут на место, если они еще там остались.

Люба  -     Маня, ты не спишь?

Я         -      Да, разве с тобой уснешь, влюбленной в мертвеца? Давно у тебя зажили бока, даже косы твои и то,
                его раздражали, все время накручивал на  кулак  Любка, ты умнее его была, но какая-то забитая.
                Ведь он ни одной книжки не прочитал, а любил рассуждать. Когда мы с Ниной приходили к тебе
                на   День рожденье, то старались быстрее уйти, ты не замечала, наверное. Думаешь почему?
                А потому, что он старался показать себя умным,  и  хотел полемизировать с нами и все время
                говорил – Я имею право иметь свое мнение.   Это его была защита от всей глупости, которую
                потом нес.
                Люба, ты очень хорошая была девчонка, женщина, а сейчас бабушка, и я тебя очень уважаю.
                Мужик тебя мучил всю жизнь,  и после смерти домучивает.
                Любочка,  это не  любовь – это  дъявольщина.

   Утром пришла машина, и мы втроем поехали по Урюпинску.  Мы побывали в церкви, спустились к озеру,
 проехали  на старый Хопер, торфяника давно нет, он засыпан песком. Потом поехали по пляжам  Хопра,
 где был мой дом, около бани,  уже стоят  многоэтажные дома.
 Наша школа  красивая, отремонтированная, мне понравилась, но деревья наши  частично  пропали.
 Как много изменилось в Урюпинске,  превратился  в настоящий город, а  как хочется хоть на один день
 вернуться в тот старый, тихий, без асфальта и без такого количества транспорта.  А вот,  около памятника
 «Козе»  мы сфотографировались – это наша кормилица. Мои девочки говорили, что давно так  не   путешествовали по Урюпинску,  кажется,  что это другой город. К полудню  мы объехали, что  хотели и
 стали  вспоминать еще, посмотрели все фотографии и школьные, и семейные.

Я        -       Нина, а у тебя кудри куда делись? – Помнишь, как в школе вам кудрявым мочили волосы, чтобы
                узнать у кого кудри свои, а кто накручивает?

Нина   -      Да, были кудри, а потом постепенно волос стал волнистым и седым,  а мелкие кудряшки давно
                исчезли. Наверное, в классе восьмом, наша классная пригласила нескольких девочек  к завучу.
                Мы пошли и даже не сразу поняли, что позвали только  кудрявых. У завуча нам намочили волосы,
                мои волосы, после воды еще больше закрутились, а у одной девочки кудри были не настоящие,
                шум был, родителей вызывали. Было такое.

Я        -       Баскетбол - самая  любимая игра, я  играла без конца, соревновались с другими школами.
                Я маленького роста, поэтому меня ставили около кольца другой команды, девчонки кидали
                мне мяч, и я оправдывала свое присутствие в команде.

Люба  -      Я тоже выступала по прыжкам в длину и высоту.

Я         -      Люб, а ты высокая и стройная, тебе надо было в баскетбол, а ты все прыгала  на всех соревнованиях.

Нина   -       Машенька, а почему мы только с тобой участвовали во всех мероприятиях, а Любка нет.
                Помнишь бабушку - старую учительницу, дом ее был около училища, за почтой.
                Мы, как тимуровцы, копали ей огород, убирались в доме, правда, у нее была только одна
                комната и кухня, а остальной дом  был забит старой мебелью и не отапливался. Мы долго к ней
                ходили, а потом сказали, что не надо больше.

Я        -         Нина, а  другую семью ты помнишь, нам дала адрес учительница, и мы вместе с ребятами
                пошли. Семья  жила около озера, мать умерла, осталось трое детей маленьких и отец  Мы им
                помогали почти до окончания школы. Отец работал, а дети одни оставались дома. Помнишь,
                как мы им варили разные блюда, мыли в доме, стирали, а ребята носили воду из озера и
                смотрели за скотиной.  Это продолжалось очень долго, потом классная сказала, что больше не надо
                туда  ходить, видно женился он. Люба, а ваш класс не был тимуровцем что-ли?         

Люба   -      Был, только мы дежурили в детском доме. И  я была очень занята в музыкальной школе и
                драмкружке.

Я         -       Да, ты была интеллигентная и еще вдобавок  красивая, а мы  с Нинкой работящие.

Люба  -       Мария, а почему тогда ты работящая,  согласилась стать Председателем Совета дружины, ведь
                могла и отказаться?

Я        -        Могла, но очень хотелось быть выбранной в начальство. И когда старшая пионервожатая  спросила
                у меня -  Маша, если мы тебя выберем председателем, то ты как  на это смотришь? Я даже
                не думая, сказала – Согласна. Но потом я очень сожалела, покоя ни какого не было, даже  в
                каникулы. То слеты устраивать, то соревнования, то смотры всякие, созывала всех, бегая по домам.
                Но одна девочка в нашем классе по всем качествам подходила / она была моей помощницей/,
                и  я уговорила переизбрать меня, не люблю заниматься этим. Лучше мы с Нинкой будем ходить  на
                Хопер,  озеро, на торфяник ухаживать за овощами или к дяде на бахчу. Да и по дому  работы было
                много, а платки мы начали вязать еще со школы.

Нина -       Маша, а ведь мы много работали в молодости и потом, развлечений было мало.

Я        -       Нина, было одно развлечение смешное. Мы ходили на пищекомбинат, который находился в центре,
                прямо сказать чуть ли не на площади. Весь процесс приготовления повидла, конфет и макарон
                нам показали и угостили. Помнишь, что ребята взяли длинную, еще не порезанную лапшу и
                нацепили на уши, а  мы с тобой вплели  эту лапшу в  косы, и они стали такими же, как у Любашки?
                Потом мы долго отдирали тесто от волос.
               
                Люба, а ты ездила куда-нибудь из Урюпинска на отдых или нет? Я, например, никуда не выезжала.
                Вот из-за детей ездила в Волгоград, а потом совсем там осела.

Люба -     Нет, я никуда не ездила. А вот когда вышла замуж, то к его родителям  в  Новоаннинск.

Я       -     Но это не считается, одни края. Я имею ввиду  море, за границу. Нин, а ты?

Нина  -    Куда ездить, нигде никого нет из родных, Да и летом лучше нашего края, кажется, нет.
                Да и далеко не уедешь, хозяйство удерживает.

Я        -     Эх! Дуньки мы Урюпинские!
       
               / Смеемся/.

На третий день я прощалась, можно сказать навсегда со своими подругами по жизни. Все, больше не с кем поговорить, никто не поймет меня, как они, простят все и поддержат, если нужно,  то будут плакать
со мной вместе и я с ними. Какое счастье, что они были у меня.  Чтобы я не вспоминала, везде были они, мои верные и преданные подруги.

Ну, девочки, я поехала доживать, Они сразу заплакали и говорят - Ты пиши письма, хоть одно на двоих.
Все понимали, что больше не увидимся. Они стояли и плакали, не было слов – досвиданье,  даже не махали
вслед.  Поезд тронулся, и я заплакала навзрыд, все в вагоне отвернулись или уткнулись в себя, некоторые
тоже плакали, никто меня не успокаивал, все понимали, что это прощание навсегда, встречи больше не будет.