Из записных книжек 248. Дембель-80

Владимир Васильевский
     Ленинград. Двадцатое июня семьдесят девятого. Жара. Куранты на Петропавловском Соборе пробили два часа. Обеденный перерыв закончился. Пора возвращаться на работу. Как не охота! Только-только успел окунуться в Неве и прилечь на горячем песке. Даже и не обсох еще толком. Однако, ничего не поделаешь...
     Бреду  по Петропавловке. Обхожу туристскую группу. Экскурсовод, приземистая дама, голосом педагога детской колонии:"По Указу Петра Первого 1712 года Доменико Трезини было поручено руководить строительством Собора...   
     В настоящее время высота Собора сто двадцать два с половиной метра. Шпиля - сорок метров. Внутри шпиля, до двух третей его высоты, идет лестница. Далее лестница, в виде металлических скоб, продолжается снаружи, до самой вершины.
     На золочение шпиля использовано около восьми килограммов червонного золота"...
     Идти мне недалеко. В планетарий. Заведующий астросектором. Должность у меня такая, громкая. В подчинении один человек. Конкретно - я.
     Главная обязанность - поддерживать в рабочем состоянии пятидюймовый телескоп. Любознательный народ по вечерам идет на экскурсии. Жаждет посмотреть в телескоп на Луну, планеты и звезды. Инструмент должен работать.
     А он, поди ж ты, как раз на днях и расстроился... Сегодня вечером ожидается какое-то высокое партийное начальство. Желающее лично убедиться, что и в белые ночи звезды на небе есть.
    Чиновник рассуждает логично. Днем на светлом небе - Солнце. А ночью на темном небе - звезды. Ну да, в Ленинграде бывают белые ночи. То есть, небо светлое, а Солнца нет. Но раз небо светлое, а не темное, то и звезд не должно быть. А тут какие-то астрономы заявляют, что звезды есть. Надо лично все проверить.
     Короче говоря, директор поставил задачу:"Чтобы к концу рабочего дня телескоп был! Начальство должно удостовериться в наличии звезд".
     Легко сказать. Родные окуляры "потерялись". То есть потырили кружковцы. Вот телескоп и расстроился...
     Вообще-то я - аспирант-соискатель Ленгосуниверситета. Здесь работаю временно. До защиты. Из того, что удалось добыть в университетской обсерватории и придется подбирать что-нибудь приемлемое.
     Телескоп нужно навести на что-то не слишком удаленное, чтобы не было дрожания изображения из-за марева. И не на очень близкое. Телескоп - не микроскоп. Он в принципе на близких объектах не фокусируется. Вот где бы мне сыскать такой объект?
     И тут осенило - а ведь шпиль Петропавловки! До него по прямой метров пятьсот-шестьсот. И не слишком далеко, и не близко. То, что надо. Что там она вещала про наружную лестницу в виде скоб? Навожу телескоп на шпиль. Вот примерно две трети вверх от основания. Действительно - люк, тоже позолоченный, а выше, над позолотой, пошли скобы-ступени.
     Вывожу в центр поля зрения нижнюю скобу, ту, что над люком. Фокусируюсь. Неплохо. Но что-нибудь бы потоньше. Т-а-ак. А это что за надпись между люком и этой скобой?  Нацарапано, видно гвоздем, по червонному золоту "ДЕМБЕЛЬ - 80".
     Прекрасно! Фокусируюсь на "Д". Линии неровные, рваные. Как здорово! Видны  мельчайшие детали. Четко. Как и должно быть.
     Все! "К концу рабочего дня"... - телескоп есть! Слава Богу!
     И тебе, безымянный солдат!
     Ты, конечно, вандал. Однако, выручил. Ненароком. И опять же. Не стал втихоря скоблить казенное золото в карман. Выразил полное равнодушие к презренному металлу.
     Просто сообщил миру о своей золотой и высокой мечте.

   - присутствую и на стихи.ру