Катастрофа

Владимир Кириленко2
Получив новый самосвал на базе ЗиЛ- 130, я намеренно стал готовить его под «седло», чтобы зацепить полуприцеп и работать дальнобойщиком. Давно, я ждал такой случай, чтобы ходить на Якутск и на рейсах зарабатывать. За летний отрезок грузоперевозок, что можно было заработать на одном голом тарифе? Поэтому, приоритет всегда был на «зимник», который непременно должен был перекрыть все денежные недоработки в летний период. Машина стояла в теплом гараже и подготавливал я ее основательно, предварительно сняв кузов краном в дальний угол территории под забор. Работа шла полным ходом, когда меня вызвал начальник и сообщил мне неприятную новость! Нужно было срочно, съездить в Якутск, за каким-то грузом? Делать нечего.
Пришлось сбрасывать «седло» и, ставить вновь кузов. А, чтобы не гнать 860 км «порожняком», - гружу металлолом в свой квадратный кузов.
И,с механиком-якутом, отправились в дальнюю дорогу.
В эту пору, морозы «жарили» за - 5о! Поэтому, не было никакого оптимизма, чтобы с радостью покидать теплый гараж и, ехать - черт знает в такую даль? Но, приказы не обсуждаются и, мы поехали на ночь, чтобы проехать первые 200 км, быстро по трассе до города Вилюйск. А там, на обочине переночевать в неудобной кабине, чтобы  утром чуть свет, вновь продолжить свое движение по - самому длинному отрезку пути. По таежному «зимнику», где протряхивало все кишки по болотистой дороге. По накатанному шоссе, - за шесть часов доехали поздней ночью до Вилюйска, заправив на АЗС полный бак бензина. Затем, я заехал в широкий «карман» дороги на ночь поспать.
Расположившись в тесной кабине, мы решили перед сном, немного перекусить и выпить, по сто граммов спирта. Как всегда, мы налили в стакан этой огненной жидкости, чтобы вылить ее в снег на мороз, чтобы по-тюркским обычаям, отблагодарить местного бога, чтобы оградил нас: от поломок и прочих неприятностей на этой застуженной дороге.
Перекусив и выпив для аппетита, мы улеглись в тесной кабине отдохнуть, а что нас дальше ждало на этой трассе, мы не догадывались?

Под утро, включив радио на местной волне, мы узнали из новостей о погоде, которая лютовала за кабиной, которая была фантастичной, - за минус 60!
- Бог ты мой!? Такого мороза, мы ещё не встречали в этих краях?
Кабина утепленная листовым войлоком, промерзла насквозь, а потолок был покрыт плотным инеем? Стекла затянуло льдом, кроме специальных наклеенных двойных стекол, которые не дали морозу запаковать главное лобовое стекло?
- Вот это мы попали!? Ехать сразу, было нельзя. В редукторе заднего моста, масло было моторное, которое заливали специально на зиму? Но, и оно замерзло.
Теперь, его нужно было разжижать, чтобы тронуться и, не «порвать» редуктор заднего моста? Включив заднюю передачу, я стал раскачивать машину взад – вперед, чтобы плавно размягчить масло. Затем, на пониженной скорости тронулся вперед медленно, чтобы разогреть стекло-подобную резину колес.
Медленным темпом, пришлось ехать километров пять, при этом, бензин литрами вылетал в «трубу». Проехав определенную дистанцию и, разогрев редуктор с резиной, - пробую переключиться на повышенную скорость, чтобы по-настоящему ехать дальше? Так, с горем - пополам, пройдя половину дневного пути по таёжной дороге, мы въехали на новую насыпь объездной дороги, которую летом, очевидно насыпали за деревней?
Моя машина, неожиданно попадает в глубокую обледенелую колею, из которой, она неожиданно "вылетела" с разворотом в глубокий снег кювета? Перевернувшись два раза, - нас больно швырнуло в кабине по инерции, и опрокинуло кверху колесами в глубокий снег кювета? При этом, засыпав наши головы инструментом с разными и, распиханными предметами за сиденьями?
Пришлось выбираться, из-под сидений и уяснить себе, что находимся на потолке кабины? Поэтому я, не сразу смог сообразить, где находится замок зажигания, чтобы заглушить двигатель? 
Наконец, двигатель удалось заглушить. А мы, сидим на потолке и смотрим друг на друга недоуменно, - не зная, что и делать при таких обстоятельствах?
Конечно, нужно срочно было выбираться на мороз, чтобы не сгореть если вспыхнем? 

Одевшись, мы выкарабкались из кабины и поднялись на насыпь, непривычно осматриваясь по сторонам, - недоумевая, что так глупо все получилось?
Поэтому сейчас, нам придется вынужденно замерзать на лютой стуже? Понимая, всю эту нелепость трагичной ситуации, которая возможно, даст еще нам шанс на спасение машины, - непривычно лежащей кверху колесами в кювете, показывая нам, свое железное заиндевелое «брюхо» с карданным валом.
Да, это была - самая настоящая катастрофа! Из которой, нужно было, как-то срочно выходить? Воду, мне не удалось слить с перевернутой машины. Теперь, если не подоспеет помощь через час, то, не слитая из двигателя вода, быстро разморозит блок? А мы, будем замерзать и пританцовывать на морозе до неопределенного времени, - мирясь с ситуацией обреченных неудачников?
Тогда, придется плюнуть на свою железную подругу и уходить спасаться в деревню, которая виднелась не далеко своими крышами?
Но, на наше счастье, из-за поворота, появились три идущих «Урала», которые увидали нас. Передняя машина, определив ситуацию на дороге, стала действовать по обстановке самостоятельно. Видно было, что ребята не первый раз спасают таких неудачников как я? И, не сбавляя скорость, машина спустилась под откос в кювет, разгребая снег буфером, резво направилась к моему «перевертышу».
Зацепив мою машину за раму, - «Урал», натоптав себе след в снегу. С первой попытки, поставил машину на колеса, а другими машинами, они легко вытащили мой пустой самосвал на спасительную дорогу.
Освобожденный от металлолома в этом роковом кювете, я бегал спасенный, вокруг машины, - проверяя воду и масло, которое оставило темный след на снегу моей «лежки». Ребята, - мои спасатели, помогли долить масло и воду в двигатель, а мне, лишь оставалось, только пробовать завести машину, которая при первой попытки, к счастью - завелась?
И я, снова бегал вокруг нее, укрывал "прихваченный" радиатор разным тряпьем, чтобы отогреть его на малых оборотах. Какой-то край диффузора цеплял лопасти вентилятора, и скрежет железа, раздавался далеко по морозному воздуху, который нещадно действовал на слух и на наши нервы?
Подставив монтировку к крутящимся лопастям, я с силой надавил на них, после чего скрежет прекратился.
Потом, я с удовольствием, угощал своих спасителей уцелевшими запасами спирта. Нам очень повезло, что так все удачно получилось и мы, уже через полчаса, продолжили свою неудачную поездку, которая благополучно закончилась в Якутске.

Механик на складе, загрузил какие-то железки в кузов и мы, удовлетворённые поехали обратно домой. Кирилыч, беспробудно пил водку, - запивая пивом, которое набрали в канистры и везли в тесной кабине. До самого дома, механик не просыхая, пил водку. Поэтому, таким пьяным, я и привез его домой «тепленького», - сдав по-быстрому семейству.
Машину, мне так и не пришлось применить под «полуприцеп», так как, при аварии, перекосило несущую раму автомобиля. Поэтому, под «седло», авто был теперь непригоден?
Это для меня, была просто катастрофа, которая перечеркнула все мои планы, - поработать на дальних рейсах?
Этот «зимник», надолго оставил меня без настоящей работы.
А я, все думал? Почему на мою голову, выпала такая необходимость поехать в этот роковой рейс, где я окончательно погубил свою машину? Похоронив с ней, все свои мечты и надежды?
Получилось: - Ни, машины, ни работы?!
Лишь, к следующему «зимнику», я переклепал раму и, всю машину «перетряс» на новое основание рамы. Тогда-то наконец, я водрузил на нее свое непорочное «седло», которое целый год пылилось в гараже.
Такая нелепая авария, стала памятной для меня, - на всю оставшуюся жизнь!?