Актёры в профиль и анфас. Виктор Манаев

Виталий Бабич
«Талант должен рождаться с локтями. А у меня их нет», – говорила незабвенная Лариса Гурченко. У народного артиста Беларуси Виктора Манаева – актёра Национального академического театра имени Янки Купалы – локтей, видимо, тоже нет. Зато душа его, как и талант, бездонна.
Это ощутили все участники мастер-класса, который Виктор Сергеевич 12 мая провёл первым среди белорусских актёров, сотрудничающих с творческой мастерской Александры Бутор «Территория кино». Мы убедились, что Манаев, – это и трагик, и комик, и лирик.
Однако, подойдём к мастеру поближе…

Я ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН БОГУ ЗА СВОЙ ПУТЬ. Я не выбирал, кем мне стать. Всё шло к тому, чтобы я попал на сцену.

НО СНАЧАЛА БЫЛИ КУКЛЫ. Я понял, что ничего выше кукольного искусства нет, оно образнее, символичнее игры актёра на сцене. Кукла – это уже образ и символ. Из неживого делается живое. Ты спрятан за ширмой, но всё передаёшь кукле…

МЫ С АЛЛОЙ ПУГАЧЁВОЙ НАЧАЛИ СВОЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, можно сказать, одновременно. Просто в 1975 году, когда я устраивался на работу в театр кукол, женщины из отдела кадра говорили про начинающую певицу с революционной фамилией... «Надо быть смешным для всех» (из песни «Арлекино») – это судьбоносно.

УЛЫБКА В ЖИЗНИ КАК САМОЗАЩИТА. Однажды, чтобы сыграть очень необычную для себя роль, мне пришлось во время съёмок полностью прекратить улыбаться.

У МЕНЯ АРТИСТИЗМ ОТ МАМЫ. Она растила нас, троих детей, одна. В конце смены очень уставала. Но когда на следующий день приходила на работу, расцветала. Мама работала продавщицей мяса, умела живо общаться с покупателями – пользовалась огромной популярностью.

ЗАНЯТИЯ АКТЁРСТВОМ КАК ТЕРАПИЯ. Я с детства человек стеснительный. В школе зайти в учительскую и о чём-то попросить – это было для меня невозможным. Сцена преображает.


Преображался Виктор Сергеевич в тот вечер множество раз: то в писклявого юношу, поступавшего в театральный институт; то в старичка со скрипящим голосом, то в соловья, пение которого изображал с удивительной точностью; то в куклу, которую изобразил с помощью рук и шарика-смайлика…


МНОЮ СЫГРАНЫ ВСЕ ЖИВОТНЫЕ, которые существуют. И это благодаря радио. А вот как может говорить рак? (изображает эти р-р-раковые бу-у-улькающие звуки)… Именно так и говорит!

СИСТЕМЫ МАНАЕВА КАК ТАКОВОЙ НЕТ. Какие-либо технологии не применяю. Есть более важное – ценности, без которых хорошим актёром не станешь: умение вкладывать в свою работу сердце + интуиция + искренность и ответственность + отсутствие жалости к себе самому, отдаваясь работе полностью.

ЕСЛИ БЫ МНЕ ВДРУГ ДОВЕЛОСЬ РАБОТАТЬ В КАЧЕСТВЕ РЕЖИССЁРА, какие бы темы меня привлекли?.. Те, которые поднимали Чехов, Достоевский. Попробовал бы, как говорил Гоголь, приподнять человека хоть на одну ступеньку выше.

НА КИНОПРОБАХ ДЛЯ КАРТИНЫ «БЕЛЫЕ РОСЫ. ВОЗВРАЩЕНИЕ» я, в отличие от проб на съёмки в других фильмах, не волновался. Плюнул и… прошёл.


Видеокадры с этих кинопроб были представлены участникам мастер-класса – появилась уникальная возможность сравнить, как тот или иной эпизод с участием Виктора Манаева звучал на пробах и в финальной версии фильма.


ИСКУССТВО МОЖЕТ ПОКАЗАТЬ, КАК НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ – делает незримое зримым.

Я ПОНЯЛ, ЧТО ЛЮБОВЬ СУЩЕСТВУЕТ после спектакля «Дальше – тишина» с участием Фаины Раневской и Ростислава Плятта.

САМЫЕ ОПАСНЫЕ ПРОФЕССИИ – СУДЬЯ, САПЁР И… АКТЁР: очень большая ответственность за жизни других людей и… за свою.

ПРЕИМУЩЕСТВА МОЛОДЫХ АКТЁРОВ в том, что они более технически и даже музыкально (читают ноты) развиты, спортивная подготовка хорошая. А недостаток – плохая дикция.

Я ЧАЩЕ ИГРАЛ ПЕРСОНАЖЕЙ, КОТОРЫЕ ЛУЧШЕ МЕНЯ САМОГО. В этом мне, думаю, тоже повезло.


Как сказал Виктор Манаев в конце мастер-класса, очень важна своевременно поставленная точка. Поэтому пора и нам закругляться. Хотя об этом актёре и его жизненных ценностях можно говорить бесконечно.