Еда из детства

Татьяна Глан
Готовила еду, конечно, мама. Всегда было вкусно. Очень часто она делала макароны по-флотски на большой сковороде, заправляя их сметаной. Народу было много, всем хватало. Эта сковорода и сейчас у меня в ходу.
По субботам мы просыпались и слышали вкусные запахи из кухни, а на столе уже стояла большая миска с беляшами. Тесто мама ставила сама и достигла в этом огромных успехов. Тесто всегда было изумительным. На больших листах она пекла закрытые пироги со щавелем, с капустой, с луком и яйцом, с рыбными консервами и рисом, открытые сладкие пироги – с вареньем, с черемухой, с яблоками. Сверху пирог переплетался красивыми косичками. Сначала мама катала длинную колбаску из теста, закрепляла ее на краях пи-рога по диагонали, потом брала маленькие тонкие ножницы и ловко стригла края этой колбаски, отчего та превращалась в ажурную. Остатки теста обычно шли на булочки, которые мама посыпала корицей с сахаром и так искусно разрезала и заворачивала, что ни одна булочка не была похожа на другую. Когда булочки были готовы, она смазывала каждую еще на листе сливочным маслом, а потом складывала их в большую кастрюлю в полотенце.
Почему-то меня мама не учила ставить тесто, я пыталась повторять за ней, но у меня так вкусно не получалось. И даже если я пыталась что-то испечь в ее отсутствие, то мама, пробуя мою стряпню, говорила, осторожно извиняясь, что жестковато или еще что-то. Я поняла, что работа с тестом – не мое и переключилась на торты, которые я пекла в большом количестве и очень неплохо.
А вот дочь мою мама научила ставить тесто. Когда Таня вышла замуж и жила с родителями мужа, она часто консультировалась с бабушкой по телефону. Я как-то услышала их разговор и долго смеялась. У мамы были свои мерки для муки, молока, масла, это были конкретные  домашние чашки и миски. И когда дочь спрашивала, сколько надо того или другого продукта, мама говорила:
- Ну, одну чашку с птичкой! На что дочь отвечала, что в этом доме нет такой чашечки с птичкой, и надо бы соотнести нужное количество с граненым стаканом. Но в конечном итоге дочь научилась стряпать очень неплохо. Я помню один случай, когда мы пришли к дочери на день рождения и в прихожей встретили маму, которая пришла пораньше и уже уходила домой. Мама одевалась и приговаривала:
- Я в шоке! Я просто в шоке!
Я спросила ее, в чем же дело, что такого страшного увидела мама. И вот ее ответ:
- У Тани тесто лучше моего! Вот так ученик превзошел учите-ля!
А мамин рецепт блинов я записала в свою книжечку рецептов, когда она диктовала его внучке. Я не хотела спрашивать, а мама не навязывалась мне. Придем домой, а на столе уже гора кружевных блинов, промазанных маслом! И что спрашивать рецепт? Садись, ешь и хвали!
В детстве мама часто варила нам молочный кисель. И это было ужасно вкусно! Позже варила клюквенный кисель и облепиховый.
А летом – суп со щавелем, заправленный вареным яйцом и сметаной. Но тут уж я и сама научилась варить такой суп и очень его люблю.
А под новый год мама варила холодец. Это было такое таинство! Она покупала говяжьи ногу и лытку, долго мыла, скоблила, обрезала и ставила варить в очень большой кастрюле. Варился холодец целый день на медленном огне, а вечером мама разбирала мясо, отставшее от костей, и проворачивала его через мясорубку. Процеженный бульон разливался в глубокие поддоны, купленные специально для холодца, в них выкладывалось мясо и мелко нарезанный чеснок. Что отличало мамин холодец от других, которые я ела в гостях? В мамином была очень большая часть прозрачного застывшего бульона, который возвышался над мясной частью. Он был красивым, мамин холодец, и очень вкусным.
Когда мы с Милой в первый раз стали вместе варить холодец на мой день рождения, то долго примеривались к кастрюле, чтобы угадать с солью, приправами и даже количеством воды. Все имело значение. Гости ели наш холодец и хвалили, но до маминого ему явно было далеко.
А мамины пельмени! Она раскатывала тесто очень тонко и вырезала одинаковые кружки папиной металлической стопкой, по-этому размер пельменей  у нее был просто идеально одинаковый. Они были очень пузатенькими, так как мама мяса не жалела, но оно никогда не вылезало наружу при лепке. Ушки пельменей мама всегда соединяла между собой, от этого они становились еще более круглыми. На  листы от духовки мама насыпала тонкий слой муки и раскладывала пельмени ровными рядами. Когда лист полностью заполнялся пельменями, нужно было обязательно пересчитать их количество, почему-то это было важно. При такой аккуратной рас-кладке сделать это было не так трудно. Затем листы с пельменями выносили на балкон, они замерзали. Когда их ссыпали в пакеты, они стучали друг об друга, как камушки. А потом мама опрашивала всех домашних, кому, сколько штук варить. И каждый ел горячие вкусные пельмени со сметаной, маслом, уксусом! Какое удовольствие!
Не могу не сказать про винегрет. В нашей семье винегрет заправляли сметаной, потому что отец не любил подсолнечное масло. И я совершенно искренно верила, что это нормально. И когда в столовой института увидела винегрет с подсолнечным маслом, то испытала просто шок! И потом на праздничном столе у нас всегда стояло две салатницы с винегретом – одна с маслом для гостей, другая – со сметаной для домашних.
Еще у нас есть фирменное весеннее блюдо, который изобрел и внедрил отец – это редиска с маслом и солью. Редиска режется кружочками, на каждый кружок кладется пластик сливочного масла, а сверху немного соли. Масло смягчает небольшую горечь, а соль усиливает вкус. И все! Можно тут же есть. Главное приготовить большое количество кружков редиски, потому что многие  домашние норовят тут же начать есть с твоей тарелки. Но каждую весну я делаю это блюдо и вспоминаю отца.
А еще я до сих пор люблю гречневую кашу с молоком и холодную простоквашу с сахаром.