51. Разновидности досуга и классификация досуговой

Спанге Спанген
Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)
В структуре досуга выделяются несколько уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
 а) Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время ра-боты сил и подразделяется на активный и пассивный.
Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы.
Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
 б) Следующий уровень – развлечения. Традиционно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
 в) Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и  состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
 г) В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный  не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.
К творчеству относятся:
- декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество),
- художественное творчество (занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество));
- техническое творчество (изобретательство, конструирование, рационализаторство).
д) Особый вид досуга - организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых – это означает ка-ждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других лю-дей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать.
Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духов¬ной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично разви¬вающейся природной и социальной среде и представляет собой цен¬ности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности при¬сущи данному типу общественных и производственных отношений об¬щества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.
Выделяют две формы досуга:
; общественная
; индивидуально-личностная.
Основные виды досуговой деятельности: самообразование, общественная деятельность, потребление культурных ценностей (театры, музеи),  занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга (игровые автоматы)
Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обраща-ются, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции довольно многообразны, и в самом общем плане можно выделить:
; рекреационную (отдых, восстановление физической и психической энергии);
; развивающую (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное развитие личности);
; в-третьих, деструктивную (явления антидосуга).
КДД – это не просто организация досуга, а организация досуга в социально-значимых целях: удовлетворения и развития культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
КДД выполняет следующие функции:
; развивающая
; информационно-просветительская
; культурно-творческая
; рекреационно-оздоровительная.
При моделировании досуговых программ в туризме необходимо учитывать следующие условия:
- психофизиологические, социально-психологические особенности туристов (возраст, социальная при-надлежность, уровень образования, интересы и потребности в досуге, нахождение во временном или постоянном коллективе туристов и др.).
- особенности тура, основанные на дифференциации туризма по различным признакам - продолжи-тельности (тур выходного дня, каникулярный, во время отпуска), целям путешествия (культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный и т.д.), месту пребывания (гостиница, санаторий, база или лагерь отдыха и т.д.), способу передвижения и другим.
- профессиограмма специалиста, организатора культурно-досуговых программ в туризме, сочетающая знания и умения в области педагогики досуга, психологии, экскурсоведения, туризма.
Один из наиболее популярных видо досуга – туризм.
В зависимости от выполняемых функций в процессе воспроизводства жизненных сил человека рек-реацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни, как замечает исследователь, можно выделить четыре вида рекреационного времени.
Инклюзивное - в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц - психосоматическое расслабление). Это время простого комплексного восстановления сил.
Ежедневное - в конце рабочего дня. Компенсаторно-расширенное восстановление сил.
Еженедельное (уик-энд) - в конце рабочей недели. Расширенно-компенсаторное восстановление сил.
Отпускное - в конце рабочего года. Расширенное восстановление.Как мы видим, функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека различны. Только в своей взаимосвязи они образуют единое целое рекреационной деятельности.
Необходимо отметить, что выделяют разнообразные критерии классификации рекреационной дея-тельности. Д.В. Николаенко разделяет рекреационную деятельность по следующим параметрам:
- по продолжительности (кратковременные и длительные виды рекреации);
- по месту проведения (рекреация может осуществляться на внутренней территории страны и за рубежом).
Туризм по своему содержанию совпадает с таким понятием, как длительная рекреация. В современной научной литературе под туризмом принято понимать совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе путешествия и пребывания людей вне своего постоянного места жительства, если пребывание не превращается в продолжительное или во временное занятие ради заработка.
Туризм (от латинского -- поездка) — путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха — является наиболее эффективным средством удовлетворения рекреационных потребностей населения, так как сочетает оздоровление, познание, общение и т. д. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием внутренний (национальный) туризм, за ее пределами -- иностранный (международный) туризм. Широко распространен экскурсионный туризм. В зависимости от целей путешествий туризм подразделяется на познавательный, спортивный, природный, любительский, туризм с социальными целями, деловой (ярмарки, конгрессы), религиозный и т. д. В международной статистике принято считать туристическими поездки на курорты, на дачи, а также массовые краткосрочные выезды коллективов, отдельных групп и лиц в специальные зоны отдыха. В зависимости от средств передвижения и использования техники или иных видов транспорта различают водный, пешеходный, лыжный, конный, вело-, авто- и авиатуризм, горный туризм и т.д.
Формирование модели досуговых программ в туризме происходит поэтапно.
На первом этапе необходимо проанализировать особенности тура, выявить специфику, определить направленность участников путешествия, на которую рассчитана программа. При этом осуществляется также анализ известных досуговых программ с целью отбора и дальнейшей интерпретации.
На втором этапе происходит перенос известных досуговых программ или их элементов в структуру ту-ристского досуга. Задача этого этапа - адаптировать содержание программы к условиям путешествия и твор-ческим возможностям организатора. Как правило, досуговая программа на этом этапе выступает как само-стоятельная форма и как компонент традиционных туристских форм (экскурсии, похода), в которые включа-ются игровые элементы, коллективное пение, диалогическое общение и другие приемы, способствующие общению участников программы.
Третий этап предполагает введение элементов новизны в структурные звенья программы: содержание, организационно - методические условия, сценарный ход, использование технических средств.
Четвертый этап - создание новой (авторской) модели программы, когда во всех структурных звеньях есть элементы новизны. На этом этапе происходит синтез туристско-экскурсионных форм и досуговых про-грамм. Например, театрализованная экскурсия, шоу - музей с «ожившими» экспонатами. Таким образом, создается совершенно новый туристский продукт, предполагающий творческий уровень взаимодействия туристов и организаторов туризма. Создание авторских моделей досуговых программ в туризме требует иного подхода к деятельности организатора туристского досуга, сочетающего в себе профессиональные качества ведущего, режиссера, менеджера. Необходимо также тесное взаимодействие учреждений культуры и туризма для разработки и реализации культурно-досуговых программ нового качества.