Не сезон

Сергей Южный
Последний из рассказов, что брат читал, и так же пошучивал надо мной. Экскурс в давнее, но для меня интересное. Возможно, многое я и не помню, опишу, что осталось в памяти только моей.

                Не сезон
 
- Это туда, где ловил больших, как казалось мне и склизких бабочек, которых я бережно укладывал в блокнот, и, конечно же, которых мой брат выпускал, как бы случайно открыв блокнот, но специально, ради шутки. Издеваться, доводить меня, он очень любил.
Да, это место мне нравилось, ту страшную грозу, что прижались мы втроем с мамой в палатке, я помню до сих пор. Папу вызвали тогда на их базу. Мне казалось, что нашу палатку снаружи подтапливает, и скоро мы окажемся под водой.
Брат всегда говорил – у тебя вся мордочка в меде вечно была, как у Винни-Пуха. Да, вкусный мёд, бабочки и кузнечики – почти всё, что я помню от этой поездки.
Как я бы хотел там еще побывать…
 
...Был уже в классе 6 или 7. И теперь мы едем туда же, но выше немного.
Ну и что, там ведь будут грибы. Тем более, мы едем с четой Матвеевых.Они мне всегда очень нравились.
Точнее, они нас позвали туда. Лесные хозяйства – это стихия Петра Николаевича. 
Дорога в это заповедное место, была дольше, чем я представлял, а южный берег Иссык-Куля  вообще я видел первый раз. Или только так я думал.
Зря брат не поехал, почему-то дома остался.
Ущелье Арашан находилось ещё за Пржевальском, вверх по горам.
Оставив нашу машину, тройку еще, переместились мы в кузов ГАЗ-66.
По дороге, сплошь усеянную камнями, в кузове, на досках, мне вспомнился мультфильм "Волшебное кольцо". Где царя повезли по крутому мосту на машине: - Мне бы дома на диванчике бы получиться... Или... хотя б на травке... Ну, можно на земельке тоже!
Сейчас же я думаю, как папа на "Ниве"  когда-то, среди этих валунов манипулировал, если и в ГАЗ-66 страшновато. А внизу еще и река с одноименным названием.

Да, красиво, нам выделили деревянный  домик на две комнаты с кухней и печкой. Рядом располагался музей егеря с разнообразными животными.
Он сразу предупредил, что грибов в этом году мало; - не сезон – пояснил он нам. Я удивился такому понятию "не сезона", когда сыроежки как одуванчики кругом.
Но сыроежки, оказалось – одно, а грибы для засолки – дело совсем иное.
Уже на следующий день, не замечая, на них наступаешь.  И всё равно, все приходили с полными ведрами разных грибов.  Шли они лишь на засолку, а для еды можно пробежать просто по лесу, и мигом нащипать сыроежек.

Ежедневные процедуры в бассейне, так называемом источнике с горячей водой, в восторг меня не приводили, хотя внушали, что это полезно.
Да, может и полезно, но погружаться, практически в кипяток, действо не особо приятно. Я бы лучше на рыбалку пошел. Но ничего, с каждым днём всё привычнее, под водой даже получалось проплыть. Хотя любые движения в горячей воде приносят боль. Это можно даже испытать при простом прогревании ног при простуде.
Человек ко всему привыкает, впоследствии мне даже это понравилось.

Егерь предостерег; - вот в эту часть леса вы не ходите, там водятся рыси.
 Я глянул в его музее на оскалившееся чучело рыси; - нет, вот в эту часть леса, я ни за что  не пойду. Лишь позже мне пояснили, что рыси не нападают на группу людей, пусть даже два человека – рысь уже не нападёт. Хотя обычно поодиночке мы ходили. А Петр Николаевич оповестил нас, что егерь всё это придумал, потому что там много грибов. Всё равно, туда мы не ходили, а поскольку все расходились в разные стороны, то бишь ходил один, то постоянно смотрел наверх – не затаилась ли на дереве рысь.
Однажды увидел зайца, думаю, сейчас я его изловлю – расстояние, то, парочка метров. Вот еще будет ужин. Ага, не успел сделать я и двух шагов, он отпрыгнул в сторону, уселся и нагло стал смотреть на меня, ожидать моих действий. От этой обидной шутки, я даже прыгнул к нему; - сейчас я тебя схвачу.
Словно усмехнувшись моей неудаче, он не торопясь побежал вверх. Я опять за ним, и видимо пожалевший меня заяц, решил прекратить эту забаву – исчез он совсем.
Я уселся на выступ горы, отдохнуть от зайца-озорника.  Слева замаскировались два огромных груздя почти, что в земле. Так бы мимо и прошел, не заметив их, коль рядом не присел. Вообще грузди чтоб заметить, нужно быть очень внимательным. Порой это просто малый бугорок земли. Сунешься, а там гриб.
Валуи – красивые и очень вкусные грибы, как с картинки вообще. Их много собрать – вот это везение.
А в ведерках – там все вперемежку.
Ежевики – отряд трубчатых грибов. Огромные очень – два, три гриба, уже полведра. Но мне они больно не нравились. Лишь азарт весь сбивают в отношении более красивых вкусных, но мелких грибов. Хотя вкусные тоже, но лишь вид не аппетитный. На твердой ножке в отличие от сыроежек, но просто коричневые целиком.

Рыбу обожал ловить. Но в горных речках первый раз я, вот тут и нужна мне поддержка, совет, хотя бы, удочку как изготовить пока. Не представлял даже, поплавок будет плясать маятником под быстрым течением.
Но оказалось, тут он вообще не у дел. Лишь тяжелое грузило, и по натяжке лески определять, когда клюет рыба.  В первый же день поймал трех форелей. Правда, небольших, но все же, улов. Дальше же - больше.

У моей бывшей невестки, была собака породы колли, по кличке Блек.
Блек – в переводе – черный. Но собака была рыжая.
Так и тут, у егеря белоснежная лайка по кличке Кар. Что в переводе с киргизского – черный. Эти маленькие парадоксы не могли объяснить. Да впрочем, это неважно. Пес был очень добрый и ласковый, что даже всегда его обнимал.
Но сидел он как-то на цепи у будки своей. Я несусь как обычно к нему, дабы погладить.
Такой реакции не ожидал. Добрый, ласковый пес, превратился в
какого-то хищника, жуткого монстра. Он зарычал и бросился на меня как на врага. Хорошо я успел отскочить, да и цепь дальше уже не пускала. Поэтому разодрал мою лишь штанину чуть ниже паха. Пять сантиметров выше еще бы, да стой я на месте, так и лишился всех выступающих тела частей, что ниже пояса.
Пронесло, хоть и отделался сильным испугом. И егерь уже прибежал, чтоб успокоить злобного пса. Пояснили мне, когда пришел в себя – хоть собака и твой близкий друг – посади её на цепь, она твой грозный враг, кроме хозяина. И то, порой не всегда.
С тех пор, мы так же остались друзьями. И так же пес был ласковый и позволял обнимать себя, гладить. Но уже это делал, я с осторожностью. Неизвестно, что придет ему в голову, в любой миг, любой час.
Вечером особо уютно. Выйдешь из дома на улицу –  лишь черный лес, вокруг темнота.  Лишь слышны стрекотанья сверчков, да редкая птица где-то аукнет. Вот, думаю, сюда бы с друзьями сейчас. Дачных шашлыков, веселее уж точно. Универсальное место. И тот же шашлык можно сделать, и тут же бегло сыроежек напинать да зажарить.Рыбалка, что надо. Проворнее будешь – зайца поймать. Что нереально, вряд ли конечно.
 Зато белок, разных мышей полно. Там же нашел, с детства знакомые камни с корками мумие. Ведь их продукт, но сейчас он некстати.

Живую рысь никто и не увидел ни разу, что егерь постоянно ими пугал. Лишь наглые зайцы, буквально из-под ног у тебя вылетают, будто смеясь.
Сыроежек с картошкой объелись. Благо их не надо отваривать. Быстро и вкусно. Остальные запасы грибов – все на мариновку и засолку. За полмесяца, их мы столько набрали, что и за год их не съесть. Дома всем не было счастья, что столько всего привезли.
Назад возвращались, так же по южному берегу Озера. Часто останавливаясь, чтобы где-то искупаться, да где-то поесть.
Может в то лето и правда был не сезон – грибникам, им виднее. Но для меня был это суперсезон, как в плане грибном, так и в плане познаний.

Алик, брат мой любимый! Хоть не поехал тогда ты в край тот чудесный - Я очень надеюсь, где ты живешь, нынче куда переехал – живется там лучше, чем здесь. Такой же красивый пейзаж, так же много грибов, и прочего вкусного, что ты так любишь, любил. Что  нету там фальши, зависти, злости. Только есть лето, есть вечное Лето – о чем лишь мечтал!