Роза... и за рамками люльки

Вася Смолич
Гармоничное сочетание нежной красоты и безжалостных шипов, приглушенного зеленого и насыщенного красного, желтого или розового цветов, изящность и величие… Вот она – прекрасная роза. Она создана для наслаждения, ее ласковые лепестки - это гармония, спокойствие и умиротворение. Роза создана роскошной.
А каким и для чего приходит в этот мир человек? Сложно сказать, что он рождается таким же прекрасным, как королева цветов. И если роза с каждым теплым днем только хорошеет, расцветает, становится необыкновенно замечательной, то человек, пережив десять солнечных дней еще ничего из себя не представляет, он и не будет представлять не через десять дней, не через месяц, даже не через год.
Чтобы обрести свою жизненную платформу, человеку требуется время. Непосредственную роль в превращении из колясочного «хомячка» в Персону играют родители и близкое окружение. Пока ребенок не посещает учебное или воспитательное учреждение, весь его коммуникативный мирок состоит из родственников. Именно они закладывают основу личности. По детям хорошо заметны принятые в семье нормы и моральные принципы. Если в семье нет культа учебы, если родители посещению светских мероприятий предпочитают домашние посиделки за кружкой пива и тазиком салата, их ребенок становится маленьким невеждой, старающимся походить на далекого от идеала главу семьи. И получается у него это до ужаса правдоподобно.
Совсем другое дело, если ребенок воспитывается в интеллигентной семье. Еще совсем маленький человечек способен рассуждать совершенно по-взрослому, он гармонично развит, любознателен, интересуется жизнью за рамками «люльки». Под неусыпным взором родителей становится на правильный путь.
Самая большая сложность заключается в том, чтобы не сойти с него, когда появляется компания сверстников в школе. Ведь в ней находятся дети разного уровня воспитания, а тех, кто провел детство между ржавой кастрюлей с борщом и сохнущими посреди зала трениками, вытянутые коленки которых даже после стирки не пришли в норму, под веселые матерки предков, как правило, оказывается большинство.
Эта среда «усредняет» и тех, и других. Нежные цветы познают неразведанные ими прежде прелести уличной жизни, а подростки, с малых лет проводившие досуг у подъезда, попадают в более приятную домашнюю атмосферу, царящую в семьях их товарищей. И тут происходит настоящее переосмысление всего, что было узнано ими раньше.
Теперь подросток не бездейственно впитывает навязанные ему правила игры в жизнь, а сам строит себя и мир вокруг. К нежным лепесткам прибавляются иголки, красота становится жесткой. Но он по-прежнему остается цветущим, продолжает свое развитие, выглядывает за край материнского плеча и достойно вступает во взрослую жизнь. К сожалению, на это способны не все. Более подверженные внешним пинкам вянут и засыхают, с разной скоростью превращаясь в серых людишек, мещан, обывателей, где-то глубоко сохранивших лишь зародыш души.
К старости роза теряет всю свою привлекательность, делается малопримечательной икебаной как будто бы по ошибке поставленной в изысканный хрусталь или тихо загибается на клумбе, сгибаясь от ветра и недостатка влаги. По - другому быть не может.
У человека есть два выхода: последовать примеру растения и в забвении и «холоде» завершить свое существование, или оставить свой след на карте жизни.