Коварный ас

Рагнейд
        К асам причисляют и еще одного, которого многие называют зачинщиком распрь между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей. Имя его Локи или Лофт. Он сын великана Фарбаути, а мать его зовут Лаувейя или Наль. Братья его — Бюлейст и Хельблинди. Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своею изворотливостью.
Снорри Стурлусон, «Младшая Эдда», «Видение Гюльви»,33

Поскольку о Локи есть множество статей объемом в десятки страниц, я не буду в очередной раз пересказывать его многочисленные похождения, иначе читатели уснут. Поэтому я затрону только его основные аспекты, спорные (и даже кажущиеся неоспоримыми) моменты. В статье, в основном, изложено мое мнение о Локи и причины такого сложившегося мнения.

В первую очередь хочется затронуть эсхатологию. Сколько бы ни было статей и голосов локианцев о непонятом, об очерненном и подогнанном под христианскую концепцию Локи,  «северный Дьявол» — не обидный ярлык, а очень меткое определение, встречающееся у зарубежных язычников. Локи — убийца Бальдра, отец Йормунганда и Фенрира, вместе со своими детьми он выступает как противник богов в последней битве.  Этого достаточно для сравнения Локи с Дьяволом, не говоря уж о мелких кознях и лжи. Но положение в иерархии и судьба у них различна, а значит различно и отношение к ним.
Дьявол не является силой, равной Богу, он выступает предводителем падших ангелов. В христианской эсхатологии Дьявол скован Ангелом на тысячу лет, затем освобожден на короткое время, после чего низвергнут навечно в огненное озеро. Его положение в итоге униженное и поверженное.
В отличие от своего библейского собрата, Локи хотя и связан асами, он — побратим Одина. В Рагнарек Локи вырывается из оков, в бою он равен по силе своему противнику Хеймдаллю, Белому Асу, и его ждет единая с богами судьба: гибель. Рагнарек не оставляет ни победителей, ни проигравших, остаются лишь несколько выживших, поэтому вряд ли Северный Дьявол нуждается в какой-либо апологии.

Вторая тема, мимо которой пройти невозможно в разговоре о Локи — его трактовка как бога огня. Самым веским аргументом считается созвучие Локи (Loki) и Логи (Logi), хотя это далеко не единственная и не самая достоверная этимология. Имя Локи, чей кеннинг «связанный ас», также возводят к слову “loka” - засов, задвижка, запор. Второе имя этого бога — Лофт (Loptr), происходит, вероятнее всего, от слова “lopt”, что означает «воздух». На воздушную природу указывают, кроме имени, его башмаки, способные нести его по воде и по воздуху и полет в соколином оперении Фрейи. Помимо этого, на состязании в Утгарде присутствовал Логи, которому Локи проиграл, и будь оба огненными богами или состязайся Локи сам с собой, не было бы победителя.
Огненную природу Локи часто косвенно выводят из имен его родителей: Фарбаути («Жестоко бьющий») и Лаувейя («Лиственный остров»), интерпретируя их как удар молнии в дерево, но такие имена можно  трактовать как угодно — все зависит от фантазии и от намерений трактующего. Еще одним доводом в пользу огненности Локи считается его роль добытчика: он ходит по мирам, принося волшебные предметы богам, значит он посредник, проводник, а посредником выступает жертвенный или погребальный огонь, отсюда и Локи — бог огня. Обоснования второй части утверждения его сторонники мне не приводили, но замечу, что жертвоприношения не обязательно связаны с огнем, как быть с практикой повешения и утопления жертв?
В отличие от Локи, более веские и многочисленные основания быть богом огня есть у Тора. Тора называют рыжебородым (замечу, что о цвете волос Локи, так часто изображаемого рыжим, нет никаких сведений), а также Красным Тором, его глаза горят огнем («Песнь о Трюме», 27). Тор — бог-громовержец, а молнии зовутся «небесным огнем», «lopt-eldr». Если говорить о сакральной функции огня, то у Тора она представлена во всей красе: своим молотом он освящает погребальный костер Бальдра и воскрешает козлов, этот же молот кладут на колени невесте на свадьбе у Трюма, чтобы освятить ее. Из косвенных признаков можно вспомнить кремневое точило в голове Тора (кремнем высекают огонь) и его вечную вражду с великанами, потомками первых хримтурсов, порождений льда. Выходит, функции бога огня уже сосредоточены в руках Тора, и вряд ли эта роль годится для Локи.

Возникает вопрос, как же тогда изображать Лофта, если не огненным и не рыжим? Мне наиболее разумным видится изображать его черноволосым (тут поклонники марвеловского Локи могут улыбнуться). Часто черные волосы — признак демонического происхождения в сагах.
Например, в «Саге о Гаутреке», 3,  Сторвирк, сын великана Старкада, описывается так: «Он был муж красивый внешне, хотя и черноволосый, крупнее и сильнее, чем прочие люди».
В «Саге об Эгиле», I, Грим, сын Квельдульва, которого считали оборотнем, описывается так: «Грим, черноволосый и некрасивый, был похож на отца видом и нравом».
В «Саге о Хёрде и островитянах», XVII, есть такое описание: «На носу одного корабля стоял человек рослый и черноволосый. Он сказал, что его зовут Бьёрн Синий Бок и он сын Ульвхедина, сына Ульвхама, сына Ульва, сына Ульвхама Оборотня».
А.Я. Гуревич в своей книге «Эдда и сага» (глава «Героический эпос, миф и ритуал») пишет: Нибелунгов связывали с древнеисландским nifl (Niflheim — «мир мрака, загробный мир»), т. е. истолковывали в смысле: «подземные хранители клада». Другие исследователи придавали значение тому, что в «Младшей Эдде» и других источниках о нибелунгах говорится, что они были «черны, как вороны»: Гуннар, Хёгни, как и сыновья Гудрун Сёрли, Хамдир и Эрп, — все были черноволосыми. Отсюда гипотеза, что нибелунги — убийцы Сигурда (Зигфрида) — были демонами мрака.
Как мы видим, исландцы склонны описывать черноволосыми тех, кто принадлежит к роду великанов или оборотней, а значит этот прием можно перенести и на Локи.

Чтобы не сложилось впечатление однобокого взгляда на Лофта, поясню: мною намеренно сделан акцент на самых мрачных его сторонах. Его роли проказника и добытчика в современной языческой среде уделено так много внимания, что она затмевает всё остальное. За историями о том, как Локи пришел на помощь со своим нестандартным подходом или втянул человека в курьезную ситуацию, уже не видно отца чудовищ и недруга богов.
Но, несмотря ни на что, при упоминании имени Локи, на ум многим приходит огненно-рыжий трикстер.