Гитара семиструнная

Григорий Саамов
 
Семиструнная гитара, некогда любимый музыкальный инструмент в России, с 60-х годов прошлого века переживает не лучшие времена. Были даже опасения, что этот инструмент исчезнет совсем. Чтобы понять, почему так произошло, мы сделаем небольшой экскурс в историю.
Сегодня трудно сказать когда, где и кем был создан самый популярный в мире инструмент – гитара. Считается, что своё название она получила от древнегреческого инструмента кифара. Но кроме названия этот инструмент ничем не напоминает современную гитару. А по внешнему виду и звучанию гитара больше похожа на средневековый инструмент лютня, которая, в свою очередь, берёт своё начало от одного из древнейших арабско-иранских музыкальных инструментов уда.
 В эпоху Возрождения лютня занимала господствующее положение в Европе среди щипковых музыкальных инструментов. Итальянский художник М. Караваджо на картине «Лютнист» (1595 год) изобразил лютню с 12-ю колками. Это означит, что у инструмента были тогда или 12, или 6 парных струн. Первоначально и гитара имела двойные струны –  4 или 5 пар. Такой инструмент в Испании известен с 13-го века. 
Шествие гитары по странам и континентам началось в 17 веке, сначала в Европе, потом и в Америке. К этому времени инструмент уже имел 6 одинарных струн, и установился его строй – по квартам и терциям между группами струн (ми минорный строй). С середины 18 века шестиструнная (испанская) гитара становится  популярной во всём мире.
А в России в 18 веке получила распространение 7-струнная гитара терцового (соль мажорного) строя. Первым видным знатоком и пропагандистом 7-струнной гитары был А.О. Сихра (1773-1850). Именно благодаря его активной деятельности такая гитара стала в России популярной и стала называться русской гитарой. Была создана школа, специально для семиструнной гитары писались произведения, издавались ноты.
До середины 20-го века 7-струнная гитара среди музыкантов-любителей была господствующей в Советском Союзе. И вдруг, как мы уже отметили,  начался повальный отказ от неё в пользу её 6-струнной конкурентки. Даже цыгане, которые всегда играли на 7-струнке, стали отказываться от неё. Здесь, по-моему, есть две основные причины:
1. Шестиструнная гитара появилась раньше, и поэтому существует более богатая и фундаментальная школа. Для шестиструнной гитары писали свои произведения выдающиеся композиторы и исполнители: Н. Паганини, К. Вебер, Г. Берлиоз и другие. Игру на шестиструнной гитаре преподают в музыкальных школах, училищах и консерваториях во многих странах мира (в том числе и в России).
2. Качество самих инструментов тоже повлияло на процесс: многие фирмы и мастера в разных странах мира делают высококачественные 6-струнные инструменты с использованием нужных сортов древесины, клея, лака и технологий. Качественную 7-струнную гитару до сих пор можно изготовить только на заказ, хотя таких мастеров тоже осталось очень мало. Ширпотреб чуть ли ни из клееной фанеры, многие годы выпускаемый в СССР, отсутствие качественных синтетических струн, точных и надёжных колков были причиной плохого звучания наших гитар, что тоже стало одной из причин отказа от них.
Благодаря отдельным энтузиастам русская гитара все эти годы с трудом, но выживала. На ней играли некоторые гитаристы-классики, а также наши знаменитые барды Булат Окуджава, Владимир Высоцкий.
Я тоже поклонник семиструнки и хочу внести свой вклад в  дело сохранения и развития этого инструмента. С 1993 году я стараюсь создать клуб любителей 7-струнной гитары (об этом подробнее в моей книге «Плач Кукушки», очерк «Визит к «Кинотавру»). Но пока трудностей и препятствий больше, чем успехов. Поэтому приятно, что есть ещё музыканты, которые и сегодня хранят традиции русской гитары.
На "Кинотавре" состоялась  у меня интересная беседа с известным артистом театра и кино Александром Пашутиным. Я подошел к нему, зная, что он страстный гитарист, к тому же – семиструнник, как и я: надеялся, что у него и есть гитара и удастся поиграть. Именно потому, что было хорошо на душе, очень хотелось поиграть, потревожить струны любимого инструмента.
Разговор я начал из далека:
– Александр Сергеевич! Семиструнников остается все меньше. Давайте создадим клуб семиструнной гитары. – Он отозвался очень живо:
– Это очень интересная мысль, очень! Надо подумать над этим. Тем более, что я люблю семиструнную гитару, давно дружу с ней. Знаете, я дома оставил гитару, которую мне совсем недавно сделали на заказ. Чудо! Звучание – сказка! Я скучаю по этой гитаре. Очень скучаю.
– Я тоже не взял свою восьмиструнную гитару и тоже очень скучаю.
– Как восьмиструнную? – удивился он.
– Дело в том, что моя гитара тоже сделана на заказ по моим  чертежам. Строй семиструнной гитары, а восьмая струна – низкое "ля".
– Слушайте, это же так интересно! Нам надо обязательно встретиться и поиграть вместе.
Мы обменялись визитными карточками и договорились, что по возвращении в Москву  созвонимся и встретимся. Конечно, созвонились. Я передал через дочь Александру Сергеевичу несколько фотографий, сделанных в Сочи. Но встреча так и не состоялась. Наверное, в этом виновата не только наша занятость, но и то что, говоря словами Пушкина, "мы ленивы и нелюбопытны". Может быть и так...