История России по С. М. Соловьёву

Юрий Бровер
               
              Краткая биография С. М.Соловьёва
 Никто из многочисленной, хорошо обеспеченной армии  социологов, политологов, футурологов, прорицателей, гадалок , кудесников и просто шарлатанов не сможет с достоверностью сказать , что сбудется с Землёй,  людьми , отдельным человеком в ближайшем и отдалённым будущим. И Наука не сможет.
                « Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид». Или извержения вулканов, или всякие цунами и тайфуны, или СПИДы, или чернобыли с фокусимами, или адронный коллайдер вызовут конец света. Или неизбежные войны между народами, или террор внутри страны. ПРИРОДА продолжает генерировать новых умных и безумных геростратов, чингиз ханов, пол потов, гитлеров, личности и этносы с излишней пассионарностью и она найдёт способ сократить численность народонаселения, как предполагал в начале своей деятельности бывший поп-человеконенавистник, а ныне виднейший английский учёный демограф и экономист священник Томас Мальтус (1766-1834г.г.)
Короче, чёрт его знает, что будет. Да и чёрт не знает, потому что Господни пути неисповедимы. Но скучно жить  без мечты о прекрасном будущем; мечта о грядущем коммунизме оказалась объективно неосуществимой. Хорошо безгрешным или своевременно раскаявшимся верующим - у них есть счастливое будущее- рай. А когда-то романтики- фантазёры мечтали: « Мы в небо землю превратим, земля нам будет раем» .На земле много райских мест, в которых живут, или отдыхают счастливые люди. Но статистика не знает, сколько на одного счастливого приходится несчастных. Всеобщий земной рай, увы, невозможен, в том числе и в России.  Поэтому принято решение: счастливым земным будущим считать легендарное духовное прошлое с его вечными ценностями, не лишая при этом небольшой части населения благ современной цивилизации и всяческих радостей жизни.  И возникло желание   хоть чуть-чуть разобраться с этим прошлым. Просмотрел сборник « Чтения и рассказы по истории  России» С.М. Соловьёва, составитель С.С. Дмитриев, издание 1989года. Почему Соловьёва? - попалась мне рекомендация М. Горького своему корреспонденту:
« Будете учиться…старайтесь вооружить себя фактами, т.е. знакомьтесь с сырым материалом. Имею в виду, главным образом, « Историю России»…чисто фактическую  С. М. Соловьёва. Соловьёв введёт вас в недра духовного обихода нашей массы, покажет, почему мы так пассивны и судорожны, неустойчивы и пессимистичны… вам будет понятна психология русского народа».
Постараюсь освежить в памяти свои школьные, весьма скромные, познания по истории и очень кратко изложить их и основные моменты из прочитанного у Соловьёва, которые представляются мне актуальными.
 А пока очень краткая биография учёного.
Сергей Михайлович Соловьёв  родился в 1820 году в семье преподавателя  закона божия Московского коммерческого училища М.В. Соловьёва, потомственного сельского священнослужителя. Семья перебралась в Москву, вероятно, с помощью московского митрополита.  Мать, в девичестве  Шатрова, рано осталась сиротой. Опекал её дядя - ярославский и ростовский архиерей. Но, по отцу она была дворянкой и тяготела к светским людям.
По традиции,  восьмилетнего Сергея записали в Московское духовное училище.  Но вскоре отец, как педагог, понял, что духовного лица из сына не получится, и его отправили в гимназию. На становление личности будущего учёного большое влияние оказала няня, человек незаурядный и много повидавшая на своём веку; много знаний и впечатлений дали Сергею частые поездки с родителями по старинным русским городам и посещения храмов. Позднее он писал « …когда я выучился читать, то с жадностью бросился на книги, которые и составляли моё главное развлечение и наслаждение». Ещё до поступления в гимназию мальчик раз двенадцать перечитал историю Карамзина, особенно привлекали его времена Ивана III и первая половина царствования Ивана Грозного.
Уже с четвёртого класса Сергей становится лучшим учеником Первой московской гимназии, любимцем и гордостью учителей и даже самого попечителя Московского учебного округа графа С. Г. Строганова. Выпускной экзамен в гимназии приравнивался к вступительному в университет.
На летних каникулах началась педагогическая деятельность Соловьёва - он стал учителем детей одного из князей Голицыных. У Голицыных, где все, кроме прислуги, говорили по-французски, он начал борьбу с пренебрежительным отношением знати к родному языку.
С 1838 по1842 года учился Сергей  на историко-филологическом факультете Московского университета.   Профессора и студенты этого периода были весьма активны в общественной жизни страны, горячо участвовали в идейных и научно-философских спорах. В этих спорах славянофилы и западники противостояли друг другу. Славянофилов представляли такие   видные учёные как М. П. Погодин, С. М. Шевырёв, И.И. Давыдов. Их общественно-политические предпочтения были явно консервативными. Передовое  студенчество тяготело к К.Д. Кавелину, Т.Н. Грановскому, Д.Л. Крюкову, к тем университетским деятелям, которые разделяли прогрессивные буржуазно-либеральные идеи Запада и ратовали за просвещение; по нынешней терминологии их можно было бы называть « либерастами» или « пятой колонной».
По началу Соловьёв испытал сильное влияние славянофилов, дружил с К.С, Аксаковым , печатался в славянофильских сборниках, в погодинском  журнале « Московитянин». Но с начала 40-х годов, когда С.М. уже состоялся, как историк, овладел огромным багажом историко-философских знаний, его симпатии перешли к западникам , центром которых был кружок Грановского.
Лекции по русской истории читал заведующий кафедрой М. П. Погодин, лекции эти фактически были застывшим пересказом  «Истории государства Российского» Карамзина. Соловьёв частенько во всеуслышание « подправлял лектора». Погодин не обижался. Он по достоинству оценил талант Соловьёва,  обратил на него внимание начальства, допустил его для занятий в свою богатейшую библиотеку, содержащую, в том числе, уникальное собрание древних рукописей.
Московский  попечитель, скажем так, министр образования Москвы  С. Г. Строганов не симпатизировал старым университетским профессорам из за отсталости научных воззрений и элементов сервилизма ( угодливость, раболепие).  И граф решил готовить замену Погодину. В качестве преемника кандидатура Соловьёва была очень подходящей.  Попечитель считал, что кафедру может возглавить человек  с разносторонним образованием. Кандидат должен быть знаком с культурой, наукой и образом жизни стран Европы. Но средства на командировки не предусматривались. Строганов « пристроил » будущего великого историка в качестве учителя своих племянников, детей брата - А.Г. Строганова, которые ехали набираться ума-разума в Европу.  Дети не сильно обременяли своего учителя. За два года пребывания за рубежом Соловьёв успел побывать в передовых странах Европы, набраться новых знаний в лучших библиотеках мира, слушал лекции выдающихся учёных, литераторов и философов, посетил палату депутатов Франции. В Праге , чтобы « ближе присмотреться к славянскому движению», познакомился с лидерами чешского национального возрождения .
Вернулся С.М. в Москву осенью 1844 года. К этому времени Погодин уже объявил о намерении оставить кафедру. И С.Г. Строганов торопил своего подопечного с написанием магистерской  диссертацией  и сдачей соответствующего экзамена. Диссертация называлась « Об отношениях Новгорода к великим князьям».  Если защита диссертации прошла довольно легко, то с  экзаменом были определённые трудности, связанные со ставшим недоброжелательным отношением академика Погодина к бывшему ученику. Экзамен завершился диспутом и победу одержал ученик.
Первый курс лекций молодого преподавателя охватывал период истории России до смерти Ивана Грозного.  Двадцати семи лет отроду Соловьёв становится доктором исторических наук, политической экономии и статистики, профессором Московского университета. Позднее Сергей Михайлович  был избран деканом историко-филологического факультета  и через шесть лет - ректором университета. БЫЛ ИЗБРАН!
Университетская автономия, сторонником и защитником которой был С.М., раздражала реакционную прессу, министра народного просвещения Д. А. Толстого и консервативных коллег. Они вытеснили учёного с поста ректора, Соловьёв ушёл в отставку.  Б.Н, Чичерин ( дядя советского наркома), выдающийся русский правовед и философ, писал по этому поводу: « Катков и Толстой с их клевретами выжили наконец из университета и этого достойного, всеми уважаемого и крайне умеренного человека. Честность и наука были опасным знаменем, от которого надобно было отделаться всеми силами».
После отставки Соловьёв сосредоточился на главном деле своей жизни- «Истории России». Основная идея этого 29-и томного труда сформулирована в предисловии.  « Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление ИЗ ВНУТРЕННИХ ПРИЧИН, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию, вот обязанность историка в настоящее время…»
В семье Соловьёва и его жены Поликсены Владимировны было двенадцать детей. Выжило восемь, среди них: Владимир- философ и поэт, историк  Михаил, автор исторических романов- Всеволод и дочь- детская писательница Поликсена.
Великий учёный, великий труженик умер в октябре 1879 года.