Образование в будущем

Иван Петух
   Образование в будущем.
 
   Современная школа явно устарела. Особенно в сельской местности, где нет современного оборудования.

   Ещё в сороковых годах, школа сильно затормозила моё образование.

   В шестилетнем возрасте я свободна читал на русском и белорусском языках, знал немецкий алфавит, мог решать арифметические примеры во всём учебнике для четвёртого класса.

   По своим возможностям я мог бы учиться не в первом классе, а в пятым.
 
   Хотя, спасибо за то, что у меня сразу определили во второй класс.

   Но у меня были и две мощные трудности, которые доказывали мне, что я «придурок».

   Первая – чистописание. Это было моё мучение. Все сорок пять минут урока, надо было выводить в тетради одну и туже букву или её элемент.

   Я на это был не способен. Первые два или три знака я выводил старательно, а потом быстро заполнял место в тетради каракулями и с каждым разом они становились всё страшнее.
 
    В «сэкономленное» время под партой читал принесённую книгу. Например, «Декамерон».

   В результате, в моих тетрадях по чистописанию, стояли только две оценки: «кол» и «двойка».

   Потом в школах, с появлением шариковых ручек, отменили этот предмет. И поделом. Пусть «учитель лиходей, не мучит маленьких детей»

   Вторая моя беда – введение тетради по арифметики.

   Задавали на дом задачу. Например такую:

   «На дереве сидела пять головок. К ним прилетело ещё семь галок. После этого три галки улетели. Сколько галок осталось?»

   Я сразу определял ответ: «девять»

   Но школе не это было нужно. Не мой правильный ответ, а оформление записи в тетради. Зачем?

   Так как, я учился в белорусской школе, я приведу образец записи в тетради решения этой задачи на белорусском языке.

   В моей тетради должно быть следующее оформление решения задачи:

   Решэние задачы нумар 24.

   Условiе задачы:

   На дрэве сядзела 5 галак. Да iх приляцела ящэ 7 галак. Потом 3 галкi уляцелi.

   Пытанне задачы: кольки галак засталося?

   Решенне:

   Першае пытання (вопрос) задачы:

   Колькi галак сядзела на дрэве?

   Адказ (ответ): 5 галак.

   Другое пытання:

   Колькi галак стала на дрэве, калi к iм прыляцелi ящэ 7 галак?

   Адказ: 5 галак + 7 галак = 12 галак.

   На дрэве стала 12 галак.

   Трэцяе пытанне:

   Колькi галак стала на дрэве, калi з дрэва 3 галки уляцелi?

   Адказ: 12 галак - 3 галкi = 9 галак.

   Адказ на пытанне задачы: на дрэве засталося 9 галак.

 
   Я не мог понять, зачем нужны все эти дурацкие записи, и, просто, ленился их писать.

   Но так, как с задачами задавали и столбик примеров, которые я с удовольствием решал и записывал, мне в тетради ставили всё-таки «тройки».

   Ещё, я не мог терпеть заучивать правила по грамматикам языков. Одно дело заучивать стихи. Как они прекрасно звучат:
 
   «Как ныне сбирается вещий Олег…»

   «Гуслям, княжа, не пiщуць законов...»

   « Октябрь наступил. Уж роща отряхнет последние листы с нагих своих ветвей...»

   « У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...»

   « Белеет парус одинокий в тумане небо голубом...».

   Правила я учил, но терпеть не мог запоминать правописание суффиксов. И правила я учил лишь для того, чтобы получить «тройку», вернее, не получить «двойку», после чего забывал о них. 

   В седьмом классе я учился в Карелии. Учительница русского языка убедилась в том, что я не учу правил, и приняла решение использовать меня самого в качестве учебного пособия. Она обратилась к классу:

   – Дети, если вы не будете учить правила, то вы не сможете писать без ошибок. Вот, Петух не учит правила. Давайте посмотрим, к чему это ведёт.

   Она велела детям освободить две передние парты. На первую посадила меня и велела записывать предложения, которые будет диктовать.

   Диктует. Я записываю. Закончила диктовать и взяла мою тетрадь. Класс замер в  ожидании возможности повеселиться.

   Вера Сергеевна молча смотрела в мою тетрадь. В классе могильная тишина. Потом учительница повернулась ко мне и спросила:

   – Ты много читаешь?

   – Да – тихо ответил я, радуюсь что ошибок в тексте не оказалось, что для меня было удивительно. Я тоже этого не ожидал.

   По некоторым предметам я «тянулся на тройках», а по другим я мог бы легко уйти  вперёд. Например, придя в первый класс, я мог бы сдать экзамен по чтению, за все четыре класса и быть свободным от этих уроков четыре года.

   Ученик, склонный к изучению иностранных языков, может освоить программу по языку за два года. Зачем же его заставлять несколько лет «изучать» то, что он знает? Пусть это время использует для изучения других наук.

   Школа должна быть гибкой.

   Полагаю, что новая школа будет иметь следующие особенности:
 
   1. Учебники по предметам будут заменены лазерными дисками, или другими носителями информации.

   2. Понятие «классы» должно быть заменено на – «степени знания предметов». Каждый предмет имеет свое количество «степеней знания предмета».

   Например, учащийся учится четвёртый год. По одному предмету он может иметь шестую степень знания, по-другому – третью, по третьему – вторую. И это должно быть нормальным явлением и никакого не должно волновать.

   3. Учащиеся занимаются самостоятельно на электронной техники. Желательно в домашних условиях.

   4. Учебные классы и обязательные их посещения, останутся только в начальной школе, где детей обучат чтению, письму, счёту и владению электронной техникой.

   5. Кроме учебных классов для начального образования, в школе будут консультационные пункты по предметам, лаборатории и мастерские.

   6. Воспитательная работа с учащимися будет проводиться в актовых залах,  со всем коллективом учащихся, путём диспутов с юристами, учёными, деятелями культуры и искусства, священнослужителями.

   7. Контроль за обучением будет вестись путём тестирования.

   8. Кроме обязательной программы обучения,  должна быть повышенная,  не обязательная программа для желающих получить более высшие знание.

   9. Кроме обязательных предметов, должны быть, для желающих и другие дополнительные предметы.
   10. Каждый учащийся, не дожидаясь окончания учебного года, имеет право пройти тестирование на получение очередной степени знания.

   Если учащийся претендует на высшую степень знания, которую  ему не имеет возможности предоставить данное учебное заведение, то он имеет право пройти тестирование в других более высших учебных заведениях.

   11. Понятия «окончил» или «не окончен» школу, не будет существовать. Выпускникам будут выданы сертификаты, в которых будут указаны степени знаний, по каждому отдельному предмету.

   12. Если у выпускника будет хоть пять нулевых степеней (двоек), он все равно считается закончившим данное учебное заведение и имеет право поступить в вуз, для которого «нулевые» программы и степени значения не имеют и не важны.

   Также и с поступлением на работу.