Фотограф

Светлана Речкина
Он проснулся резко, как будто его вытолкнули в спину. Некоторое время фотограф хлопал глазами, пытаясь осознать себя. Реальность вяло просачивалась сквозь несфокусированный взгляд. Усилием воли напряг мышцы и рывком сел в постели. Запустил пальцы в волосы, отвел их ото лба. Постепенно появились краски и звуки, но все равно не настолько яркие, как во сне. Рано, только рассвело. Сон не отпускал. Невидимыми нитями врос как паутина в организм.

Опустил ноги вниз, автоматически пошарил по полу. Тапки – символ перехода в реальный мир. Заурядный предмет, но так много значит. История, которую ты полностью контролируешь. Тапки не подведут. Самые верные товарищи. Концентрация внимания на тапках помогла почувствовать себя лучше, но не избавила от назойливого текста в голове.

Нет ничего противнее внутреннего голоса. Собеседника можно попросить заткнуться, можно самому заткнуть его ударом кулака или пятки. Если во сне появляется страшный монстр или красивая фея в голубом платье – это обыденно, пугаешься или любуешься, потом забываешь. А когда всю ночь слышишь голос, который вроде твой, а, может, и не твой – жутковато. Пустой гул в черепе чувствуется до сих пор. И ведь было сказано что-то очень важное.

Ну, может, и не совсем внутренний голос, но сверло в черепе точно осталось. Когда задаешь себе правильные вопросы, ответ прозвучит непременно. А, уж в каком виде – кому как повезет. Правда, ответы не всегда приятно слышать. Иногда и вовсе противно. Проще назвать внутренним голосом, иное объяснение может серьезно напугать. Тьфу, стряхнуть с себя, забыть.

Памяти наплевать на желания. Фразы начали всплывать сами по себе. Успокоиться фотографу не удалось. Поплелся искать бумагу и ручку. Надо записать, может, отпустит. Назойливые мысли пересыпаются в голове, как стекляшки в калейдоскопе. Именно эти вопросы терзали его в последнее время.

Фотограф представил голос как отдельного собеседника.  Изобразил маленьким волосатым гуманоидом с зеленоватой кожей, ухмыльнулся и начал писать.

- Тебе нравится заниматься фотографией. Но, то, что ты делаешь далеко от творчества. Твои снимки холодны. Они профессионально сделаны, уравновешены, даже красивы, но не будят эмоций. Они мертвые. Ты хочешь их оживить, но старания твои тщетны. А секрет прост – чтобы зритель испытывал чувства, их надо иметь самому! Мастер передает свои ощущения, зритель их улавливает. И картинка оживает. Наблюдатель всегда влияет на объект наблюдения. Материализует в своем сознании чувства, которые влияют на реальность. Чувства – это вибрация, энергия, которая передается взглядом к объекту и дополненная возвращается обратно.

Заметил – снимки природы всегда хороши, независимо от умений фотографа? Она сама открывается навстречу, а ты погружаешься, сливаешься совершенно естественным образом. Никто никого не стесняется. Тебе остается помнить про свет, тень, блики от зеркала воды, это уже просто технология. Природу любить и принимать легко. В естественной среде обитания сам человек меняется, ненужная шелуха рассеивается. Все становится проще. И чувства рождаются, скрывать их нет смысла.

Чуть сложнее с городскими пейзажами. Здания, сооружения, фейерверки, улицы могут простить равнодушие, они сами себя показывают. Но на автомобилях и людях ты попадаешь в пустоту. Правильно, в объекте ты обращаешь внимание не столько на цвет и фактуру, сколько на форму. И не помнишь главное – собственное отношение мастера. В твоем сознании пока существуют не предметы, а бесплотные образы. Вот почему твои фотографии неживые.

Люди. Это самое интересное. И сложное. Для тебя это работа, а для человека - вторжение в личную жизнь. Перед камерой все чувствуют себя скованно, кроме профессионалов, конечно. Застывают, как под дулом пулемета по стойке «смирно». Неестественные позы и взгляды. Не люди, а манекены. Камера и есть оружие, она фиксирует больше информации, чем глаз человека. Не зря говорят, что камера «раздевает». Модель не живет, она «встала в позу».

Ты транслируешь неприступность, отстраненность и высокомерие. Позиционируешь себя главным. Зря. Процесс съемки – это те же человеческие отношения. А в дружбе и любви нет главенства. Можно роли распределять на ведущих и ведомых. Функции, а не чувства. Либо есть доверие и притяжение, либо нет. Без эмоций ты выполняешь свою работу, модель – свою, и фотография воспринимается так же – как офисная мебель. Красиво, да. И все.

А настоящий фотосет – это театр! Плохой актер читает текст, а талантливый – проживает роль, он верит и чувствует своего персонажа. Не играй – живи! Любовь, дружба, восхищение, ненависть, злость, обида – отдай все, что в тебе есть. Зритель обязательно это почувствует. И картинка оживет!

Представь, что ты подходишь и обнимаешь модель. Не удается? Фото не получится. Нет эмоционального контакта – нет искусства. У тебя были удачные сессии, вспомни. Суетились, сердились, смеялись, подшучивали друг над другом. Ощущение праздника, и общности коллектива. Это настроение присутствует в твоих фотографиях – радость, интрига, жизнь бурлит!

Твои фото выдают тебя с головой – какой ты в жизни, твой характер. Ты сам не умеешь любить. Ты хочешь, чтобы любили тебя, но тебе нечего предложить взамен. Ты пуст. Умен, успешен, привлекателен. Дамы обращают на тебя пристальное внимание. Только никто не остается надолго. Их не греет твое тепло, и они рядом с тобой превращаются в ледяных стерв. Интуитивно защищаются. Ищешь достойную партнершу, думаешь, что умеешь играть. Но игра без чувств – это просто манипуляция. Вечный принцип - сколько дал – столько получил. И материальными затратами душу не купишь. Наивно ждать верности за вежливость.

Для выразительных снимков ты должен быть в настоящих отношениях, иметь связь с объектами. Не в физическом, а душевном соприкосновении. Ты смотришь, но не видишь. Суть картины не композиция, не освещение, а впечатление, воздействие.

Как художник – рисуешь портрет человека, и чувствуешь, что влюбляешься. Измеряешь взглядом расстояния, скользишь по линиям и рельефу, и… сливаешься, соединяешься. Этот натурщик в процессе становится частью тебя. А себя не любить невозможно. Можно говорить, что не любишь, испытывать недовольство собой. Но не любить – не получится. Осталось просто сознаться себе в этом и принять. Когда сам себя позволишь любить, ты начнешь излучать энергию уверенности и доброжелательность. Это чувствуют все. И люди, и животные, и природа. И судьба!

Можно в картине передать огромный объем информации. В коротком рассказе уместить годы биографии. Искусство – это и есть жизнь, только более концентрированная.

Фотограф бросил ручку, откинулся на стуле и сладко потянулся. Полегчало. Ответы получены. Зря паниковал. Улыбнулся сам себе – странно, что решил писать на бумаге. Поставил готовиться кофе и пошел за фотоаппаратом.