Кощунство

Александр Бочаров 3
(Из книги «О людях и для людей)

Ветер нервно трепетал невысокое пламя у Обелиска в центре посёлка. Ещё издали я увидел четыре фигурки пацанов, лет тринадцать-четырнадцать, забравшихся за  изгородь постамента , и лишь подойдя к Вечному огню понял, для чего у них в руках палки. Они совали их в пламя, а затем толкали их в фамилии, что отлиты на чугунных плитах , прикреплённых со всех четырёх сторон  внушительного двадцатиметрового Обелиска-штыка. 
 Это было вблизи особенно хорошо заметно по угольно-чёрным пятнам на более светлых чугунных плитах. Среди заляпанных фамилий в глаза мне бросались две, вернее одна и та же – отца и сына, павших в той жестокой Великой Отечественной с фашизмом.  Именно около года назад к нам в редакцию пришёл уже пожилой их сын и брат и со слезами на глазах просил восстановить  мемориальные плиты, что были разбиты. С  фамилиями их родных людей, что отдали свои жизни за Родину и свободу нашей страны. Справедливость была восстановлена, чугунные плиты на заводе были отлиты и заменены разбитые. И вот снова такое безобразие!
 – Как вам не стыдно! – закричал я, – люди за вас жизнь положили, а вы, подлецы, что делаете?..
Разбежались. Какое же это свинство и  святотатство! Днём, на глазах у всех…топтать ногами святое место в центре посёлка!  Моему возмущению не было предела. Куда же мы приехали?! Неужели в нас не осталось ничего человеческого, ничего русского, святого?! Ведь всего несколько лет назад, нам, косогорцам, включая и вот таких подростков, никому в голову и не могла прийти мысль забраться за декоративную изгородь и влезать в пламя Вечной памяти…
– А что здесь по вечерам твориться! – махнула рукой подошедшая ко мне пожилая женщина. – Видите? На постамент Обелиска лавочку затащили – сидят здесь, греются… Так те, уже большие, не эта мелочь, они от крика вашего не разбегутся, а пошлют куда подальше, а то и побить могут… здоровые, откормленные, на сытной послевоенной жизни.
И то верно, хорошую жизнь, счастливую, завоевали им наши отцы да деды. Живи, радуйся, занимайся чем душе угодно. А эти – палки в их память суют… Кощунство! А ведь совсем недавно такого и представить было невозможно! Были мотто  и автопробеги по местам боёв, в том числе и Тульского рабочего полка, у многих из косогорцев осталось только это место, где они могут поклониться памяти близких им людей, могилы их павших на фронтах родственников неизвестны. Так,  неужели, наша  память  о павших на фронтах Великой Отечественной войны наших родных и близких иссякла? Неужели мы забыли о их подвиге и не ценим принесённые  в жертву их жизни? Для нас, ребят и девчонок послевоенного  времени это святое и незабвенное, ещё живы в памяти нашей рассказы отцов-фронтовиков, ещё жива в сердцах боль потерь, а что свято для нынешней молодёжи? Неужели ни что не свято?! Неужели подвиг народа стёрт в их памяти, а вместо Александра Матросова их герой сегодня Шварценеггер? Что есть в их душах? Неужели равнодушие и вместо подвига панфиловцев  «звёздные войны»?
Тогда понятна их страсть к уничтожению и разрушению, понятно равнодушие и святотатство. Но хочется спросить у нас, у взрослых, а не есть ли в том и наша вина? С кого же берут пример наши дети, не с нас ли с вами? Давно ли вы были в кинотеатре, какие книги читаете, о чём разговариваете со своими детьми? Предвижу ваш ответ: «Нет времени!». Что же, соглашусь, тяжёлые ныне времена, прежде всего о пропитании семьи нужно думать.  О работе, прежде всего. Не до книг ныне. Соглашусь и с другим доводом: «А что сегодня можно смотреть в кинотеатре?». Действительно, нечего, одна американщина. Своих нормальных фильмов почти нет. А ведь дети эти  фильмы смотрят и читают бульварное нынешнее чтиво! Остаётся телевизор, который можно смотреть в тесном семейном кругу. Нои там «мыльные оперы», духовная жвачка в виде всякого рада «марий» и «мариванн», «вторых мам», «барбар», «лото-миллионов», «плей-чудес» и так далее, и так прочее. Та же духовная жвачка, что и в современных «дюдюктивах», как из мешка, осыпавшихся на прилавки книжных магазинов и развалов новомодных писателей и их книжек в блестящих обложках. Остаётся только классика, объявленная устаревшей, советской пропагандой. Но тогда, скажите мне, где  на наших прилавках современная русская настоящая серьёзная  литература, а не развлекательное « чтиво»? Где же настоящие серьёзные писатели? Пишут в стол? Ждут своего времени? А вот его-то у них может и не оказаться при сегодняшнем вот таком воспитании молодёжи! Действительно, большая редкость сегодня умная, серьёзно и талантливо написанная книга.
Так откуда же молодёжи брать достойные примеры поведения, на какие идеалы ей сегодня равняться? И что служит идеалом сегодня в нашей жизни, пожилых уже людей, достаточно взрослых? На эти вопросы, получается, не так-то и просто ответить! Куда подевались лучшие наши гражданские чувства: любовь к Родине, честь и достоинство, широта русской души, благородство? Понимаем ли мы самих себя и своих детей? Или опять, всё недосуг? Не превратились ли мы в того дебила, жующего сникерс, что нам  каждый вечер показывают по телевизору? Похоже, что так.
Совсем недавно на Совете директоров у главы администрации посёлка главный врач медсанчасти № 2  Тамара Алексеевна Шурхно рассказывала:
 – Проводила медицинский осмотр в нашей восьмилетней школе и удивилась – человек восемь из детей в нормальном состоянии, истощены донельзя, явно недоедают. И все жуют эту чёртову американскую жвачку! Даже, когда с взрослыми разговаривают. Вот это теперь какая культура! Лучше бы они на эти деньги поесть себе что-нибудь купили…
 – Дети, действительно, голодные, – добавляет и директор полной средней общеобразовательной школы № 65 нашего посёлка Владимир Иванович Менделев,  – вы бы посмотрели, как они в нашей школьной столовой едят?! Всё дочиста метут, даже хлеб не остаётся!
– Ну что вы, – возражает кто-то на Совете,  – ведь на заводе Косогорском металлургическом такая большая зарплата, не может того быть! Разве на такую зарплату прожить нельзя?
 – Можно, – отвечает Меделев, – да только родители не у всех детей работают на заводе. Да и в семьях,  работающих на заводе, вся  зарплата тратится не на  питание, не на одежду. Просто культ, эпидемия «вещизма», зараза,  какая- то? Посмотрите, как дети одеты?! Просто ради вещей родители из кожи вон лезут, всё до копейки тратят, на еду ничего не остаётся! Вот и растут в семьях дистрофики какие-то. Иные девочки по-взрослому красятся, приходят в школу в дорогих украшениях…
 – А с родителями вы работаете? – раздаётся вопрос.
 –  Работаем. Вот как-то на днях приходит одна мама в школу за ребёнком. Поздно очень, говорит: «На работе задержалась…». Так на своё замечание учительница услышала такое, что и повторить стыдно!
Вот даже из этих примеров видно, что культ вещей, вещизм и псевдо культура  захватили нас в плен, захлёстывают нас с головой. И этого не  заметить  нельзя. Однако, даже самая красивая  куртка или юбка не заменят духовной культуры, если в душе пустота. Если внутри него нет того, что делает человека человеком. Можно прекрасно одеваться, но быть хамом, животным и зомби. А вот такого человека, поклонника «вещизма», сегодняшнее его положение в обществе может вполне удовлетворять. Сегодняшнего своего духовного убожества он просто не заметит.
И тут нельзя не согласиться с академиком Лихачёвым, на днях в программе в «Воскресенье» на телевидение, сказавшем, что возрождение России именно в её культуре, менталитете. А она гибнет, наша культура, как и Россия! Приведу пример этого из жизни нашего посёлка. Прохожу как-то на днях мимо группы ребят и девчонок, по  агитплощадке, что на улице Чапаева, сидящих здесь за столиком, так что же я слышу? Они общаются здесь друг с другом при помощи мата! Так у меня чуть уши не завяли! А внешне они выглядят привлекательно, культурно, хорошо и со вкусом одеты, довольно не бедно. Но от внутренней ущербности и развязности вся их внешняя красота и пригожесть меркнет, становится гадко и страшно, и потому думаешь: «Какими они будут, став взрослыми, если они сейчас такие?». И будут ли они любить свою Родину, если в них нет ничего святого? Если они в детстве могут не только погано изъясняться, но и гасить пламя Обелисков, а из всей мировой культуры признают совершенством только «жвачку» и «кока-колу» да сникерсы ?
И здесь, несомненно, вина наша, взрослых. В дни нашего детства, а это, если подумать, и не так давно, в каждом дворе посёлка была спортивная площадка. Была она здесь и на улице Чапаева, с футбольным полем и настоящими воротами. А теперь на нём выросли двухэтажные частные  дома-особняки. И вместо футбола теперь ребята с девчонками играют в карты за столом, на оставшейся территории от их спортплощадки, прихлёбывая из бутылок дешёвое спиртное, пиво, а кто и десертное вино. Правда, тяга к спорту осталась, тут же к дереву прибито самодельное баскетбольное кольцо. И время от времени в него кто-нибудь из них бросал мяч.
А что творится на дискотеках, в том числе и в нашем Доме культуры? «Наш сотрудник,  – говорит начальник поселковой милиции  Евгений Петрович Мосин, – может задержать хулигана во время драки или распития  спиртных напитков в общественном месте. А как быть, если подростки в Дом культуры приходят уже пьяные?
Хочется ответить, да не пускайте пьяных! Да и кому она нужна эта пьяная дискотеке? Оказывается, нужна, туда же вход по билетам! Хотя многие родители поняли её суть и не пускают своих чад на дискотеки не только из-за пьяных драк, но и потому, что пропадает одежда. Её просто воруют! Это случается потому, что гардероб не всегда работает и совсем не охраняется, так что можно с вешалки брать любую верхнюю одежду.
И всё-таки, всё-таки! Вправе ли мы требовать добропорядочности от наших детей, подростков? Не есть ли они наше зеркальное отражение? Нашей духовной убогости и нищеты? Вспомните – всего несколько лет наша интеллигенция в посёлке спорила до хрипоты где лучше построить туристический комплекс в Ясной Поляне, чтобы не нарушить её природный ландшафт, оставить в первозданном виде это уникальное место русской культуры. Ожесточённо сражалась за сохранение заповедных зон Ясной Поляны.   Где она сейчас, эта интеллигенция, когда рубятся Яснополянские леса, и на их месте возводятся особняки, дома и дачи? Рубится  этот лес  и на  окраине  косой Горы. И в ответ на этот мой вопрос, я однажды услышал полное кощунство:
 – А это не наша земля, не территория посёлка, а яснополянского лесничества и Ленинского района…          
 Действительно, может быть, мы живём не на нашей земле?..
1993.