Закат Селевкидов. Второе Иудейское царство

Константин Рыжов
Клеопатра II (или III)



                1. Первое царствование Деметрия II
         
           В 145 г. до Р.Х. после упорной междоусобной войны с Александром I Баласом власть над Сирией захватил Деметрий II (145-139 гг. до Р.Х.) (http://www.proza.ru/2015/05/11/1667). Не успев еще укрепиться на престоле, этот Деметрий, по словам Иосифа Флавия, стал  гнусно избивать войска своего тестя и союзника  Птолемея VI и завладел всеми его слонами. Вслед затем, уверившись в прочности мира, Деметрий распустил войско и сократил при этом вознаграждение ему. Полностью он выплатил жалование лишь иноземным наемникам, которые явились вместе с ним с Крита. Этой несправедливостью  царь навлек на себя ненависть со стороны сирийских солдат. Не обращая внимания на возраставшее против него недовольство, пишет Юстин, Деметрий предался порокам, свойственным юности, и впал в бездеятельность. За отвращение к труду его стали презирать так же глубоко, как глубоко ненавидели за надменность его отца Деметрия I (http://www.proza.ru/2012/07/16/270).
       
                2. Усиление Аршакидов
       
        Между тем над царством Селевкидов нависла грозная опасность. Парфянские Аршакиды (http://www.proza.ru/2010/03/10/907), покоренные прадедом Деметрия Антиохом III (http://www.proza.ru/2015/05/05/181), после битвы при Магнесии (http://www.proza.ru/2015/05/09/1622) вновь обрели независимость.  Царь Приапат (191-176 гг. до Р.Х.) начал завоевания в соседней с Парфией Мидии (здесь он, по-видимому, завладел греческой колонией Апамеей). Потом эти завоевания с успехом продолжались при его сыновьях  - Фраате I (176-171 гг. до Р.Х.) и Митридате I (171-138 гг. до Р.Х.), о царствовании которых нам известно очень мало. К концу 140-х гг. до Р.Х. парфяне, овладев Мидией, продвинулись к границам Месопотамии.
       
                3. Восстание антиохийцев
       
          Антиохийцы, раздобыв оружие, внезапно восстали на Деметрия и осадили его во дворце. Видя себя окруженным со всех сторон, Деметрий собрал всех наемников, а также трехтысячный иудейский отряд, присланный ему первосвященником Ионафом (http://www.proza.ru/2015/05/11/1667), и вступил с антиохийцами в бой. Поначалу те одерживали верх. Тогда Деметрий распорядился поджечь ближайшие к дворцу здания, а так как дома стояли близко друг к другу и большинство их были деревянные, то пламя вскоре распространилось по всему городу и уничтожило его дотла.  Не в силах держаться и совладеть с огнем, антиохийцы обратились в бегство. Большинство из них покинуло бой и поспешило к своим домам спасать семьи. Когда царь заметил, что нападавшие рассеялись, он напал на них через другие улицы и перебил при этом такое множество жителей, что тем самым принудил их побросать все оружие и сдаться. Затем Деметрий простил им их дерзкую попытку и тем самым положил предел смуте.
       
                4. Мятеж Трифона
       
        Но едва покончив с одной войной, Деметрий получил на руки другую. Один из прежних военачальников Александра Балсы, Диодот, прозванный Трифоном, привез из Аравии в Сирию трехлетнего  Антиоха, сына Александра от Клеопатры Теи (которая теперь стала женой Деметрия), и провозгласил его царем. А так как на его сторону, пишет Иосиф Флавий, перешло войско, покинувшее Деметрия за неполучение наемной платы, то Трифон объявил войну Деметрию, сошелся с ним на поле брани, разбил его и захватил всех его слонов и самый город Антиохию. Ионафан признал нового государя, выступил против военачальников Деметрия и разгромил их на равнине Насор. В то же время он старательно укреплял Иерусалим, а городскую крепость (по-прежнему занятую сирийцами) обнес внешней стеной, чтобы ее гарнизон не мог учинять неожиданные нападения на город. Деметрий отступил в Киликию. Отсюда он переправился в Месопотамию, призываемый жившими там греками и македонцами.  Последние надеялись с его помощью отразить нашествие парфян.

                5. Антиох VI. Казнь первосвященника Ионафана
       
        Формально власть над Сирией перешла к малолетнему Антиоху VI (145-138 гг. до Р.Х.), но в действительности она сосредоточилась в руках Трифона. Трифон вынашивал планы по захвату престола, однако скрывал  свои намерения, так как опасался иудейского первосвященника Ионафана, который мог прийти на помощь мальчику. Решив сначала избавиться от первосвященника, Трифон в 141 г. до Р.Х. отправился в Вефсан (Скифополь). Ионафан встретил его здесь с большим войском. Трифон принял первосвященника с честью, представил всем друзьям, дал богатые подарки. Потом, повествует Иосиф Флавий, он будто бы сказал: «Для чего ты привел с собой столько людей? Ведь у нас нет никакой войны. Отпусти народ по домам, и пойдем вместе со мной в Птолемаиду. Я передам этот город тебе, а затем возвращусь». Ионафан поверил Трифону, распустил войска и оставил при себе только тысячу человек. Но как только иудеи въехали в Птолемаиду, жители по данному Трифоном сигналу заперли ворота и набросились на них. Всех спутников первосвященника перебили, а сам он был схвачен и вскоре казнен. После этого Трифон вторгся с большим войском в Иудею. Однако  стояла зима, выпало много снега, и дороги сделались совершенно непроходимыми. Так и не добравшись до Иерусалима, Трифон повернул назад и возвратился в Антиохию.
       
       
       
                6. Война Деметрия II с парфянами и его плен
       
        Деметрий II думал легко победить парфян, а потом начать войну с Трифоном и изгнать его из Сирии. Жители Месопотамии приняли его радушно, и он, собрав войско из персов, эллинов и бактрийцев, начал борьбу с Митридатом I. По свидетельству Юстина, парфяне были разбиты в ряде сражений.  Митридат претворился, что хочет заключить мир.  Деметрий выехал на переговоры и был в 139 г. до Р.Х. захвачен в плен. После этого парфяне завоевали Элимаиду (Элам) и Персиду (Персия). Плененного Деметрия  отправили в Гирканию, но обращались с ним не очень сурово, в соответствии с его царским происхождением
       
                7. Захват власти Трифоном и его смерть. Антиох VII

        После смерти Ионафана Трифон вернулся к своему преступному замыслу. По свидетельству Ливия, он подкупил врачей, которые объявили народу, что мальчик страдает каменной болезнью и нуждается в хирургическом лечении. Приступив к операции, они его зарезали. Трифон послал наиболее преданных и близких друзей к войскам, чтобы склонить их на свою сторону. Солдаты, надеясь на всякие блага, провозгласили узурпатора царем (в 138 г. до Р.Х.). Достигнув желаемого, Трифон, по свидетельству Иосифа Флавия, немедленно выказался весь, во всем своем непривлекательном свете: будучи частным человеком, он служил народу и прикидывался добрым, угождая всем желаниям толпы; достигнув же царской власти, он скинул с себя маску и явился настоящим Трифоном. Однако этим самым он лишь сыграл на руку врагам, потому что войско перешло на сторону жены Деметрия, Клеопатры Теи. Царица заперлась тогда  с детьми в Селевкии и послала к Антиоху, брату Деметрия. Она предложила ему жениться на себе и заполучить через брак с нею власть над государством. Антиох VII Сидет (138-129 гг. до Р.Х.) начал войну с Трифоном, победил его и прогнал из Верхней Сирии в Финикию. Трифон укрылся сначала в Доре, потом бежал в Апамею и был там во время осады захвачен в плен и убит.
       
                8. Первосвященник Симон и его сын Гиркан

          Ионафану в Иудее наследовал его брат Симон. В первый же год его правления сдался гарнизон иерусалимской крепости, терпевший страшный голод. Крепость была разрушена, а сам холм, на котором она возвышалась, срыт. Отныне самой высокой точкой города сделался храм. Тогда же первосвященник завладел Газой, изгнал из нее язычников и населил город евреями. В 134 г. до Р.Х. этот последний из сыновей Маттафии, объезжая Иудею, прибыл в Иерихон, где правил его зять Птолемей бен Хавуву. Тот уже давно находился в тайном сговоре с царем и вынашивал коварные планы против Симона. Пригласив тестя в крепость Док, он устроил в его честь большой пир. Когда гости опьянели, слуги Птолемея набросились на них и перебили мечами. Тогда же были захвачены жена и два младших сына первосвященника. Но самый старший сын Симона, Гиркан, успел бежать в Иерусалим. Здесь при поддержке горожан он унаследовал звание и власть отца.
       
        Первые годы правления Гиркана I прошли в войне с Птолемеем, укрывшимся в крепости Дагон. И хотя Гиркан был значительно сильнее осажденного, понятная сердечная боль не давала ему добиться победы. Каждый раз, когда Птолемей видел  себя в опасности, он приказывал выводить на стену мать и братьев Гиркана  и бичевать их на его глазах. При этом он грозил, что непременно сбросит их со стены, если Гиркан тотчас не отступит. Тщетно мать, хладнокровно выносившая удары и не робевшая перед угрожавшей ей смертью, простирала к сыну руки, умоляя его не щадить злодея. Гиркан не мог выносить этого зрелища и отступал от стен. Так осада затянулась. Когда наступил субботний год, и военные действия прекратились, Птолемей убил братьев и мать Гиркана, а потом бежал.

        По словам Юстина, Антиох VII все время помнил, что отца его ненавидели за высокомерие, а брата презирали за бездеятельность. Чтобы не впасть в те же пороки, он с большим упорством стал добиваться присоединения тех государств, которые отпали в начале правления Деметрия.  В 132 г. до Р.Х. царь вторгся в мятежную Иудею. Опустошив и разграбив всю страну,  Антиох запер первосвященника Гиркана в Иерусалиме. Город был обнесен мощными укреплениями и казался неприступным, но царь так стеснил его защитников осадой, что падение его казалось неминуемым. Между тем наступил праздник кущей, и Антиох послал первосвященнику драгоценные жертвенные дары, а войску устроил угощение. Это уважение Антиоха к обычаям иудеев произвело на осажденных большое впечатление. Гиркан завязал с царем переговоры об условиях сдачи. Антиох потребовал выдать все оружие, возобновить выплату дани, дать заложников, уплатить пятьсот талантов серебра и срыть укрепления. Когда все условия были приняты, Антиох удалился от Иерусалима.
       
                9. Парфянский поход Антиоха VII
       
        В начале 130-х гг. до Р.Х. сын Митридата I Фраат II (138-128 гг. до Р.Х.) уже вел войны в Месопотамии и овладел ее важнейшими центрами – Селевкией и Вавилоном. Узнав, что парфяне готовятся к вторжению в Сирию, Антиох решил предупредить их и сам начал военные действия. В 130 г. до Р.Х. он повел на парфян войско, закаленное в частых войнах с соседями. Но в этом войске был не меньший запас всяких предметов роскоши, чем военного снаряжения, ибо 80 тысяч вооруженных сопровождали 200 тысяч всякого рода обозных служителей, среди которых было очень много поваров, хлебопеков, актеров. Золота и серебра было столько, что даже рядовые солдаты подбивали свою обувь золотыми гвоздями. По мере того, как Антиох продвигался вперед, к нему навстречу выходили восточные цари, ненавидевшие парфян  за их высокомерие, и переходили на его сторону. Скоро начались военные столкновения, в которых Антиох неизменно одерживал верх. Парфяне были разбиты в трех сражениях и отступили из Вавилона. Не зная как остановить сирийцев, Фраат решил отпустить на родину Деметрия II, который уже десять лет находился у него в плену. К этому времени Деметрий успел освоиться в Парфии: женился на царской дочери Родогуне и имел нескольких детей от нее. Отпуская своего пленника, Фраат рассчитывал, что Деметрий, по возвращении, начнет войну в Сирии и отвлечет на себя силы Антиоха. Обстоятельства, однако, сложились таким образом, что вмешательства Деметрия не потребовалось.   Остановившись на зимовку, Антиох разместил свое войско по мидийским городам, разделив его на множество частей. Это обстоятельство, пишет Юстин, и стало причиной его гибели. Когда города увидели, что их отягощают повинностями на войско, и испытали на себе насилия со стороны солдат, они перешли на сторону парфян. В заранее условленный день в начале 129 г. до Р.Х. горожане одновременно напали на расквартированные отряды. Антиох с небольшим количеством войск,  оказавшимся при нем, хотел  подать помощь гарнизонам, расквартированным по соседству. Дорогу ему преградил сам Фраат. Развернулось ожесточенное сражение. Сирийцы не выдержали напора парфян и бежали.  Но сам Антиох не пожелал отступать и пал в бою.  Фараат почтил его царственными похоронами. Царь тут же пожалел, что отпустил Деметрия и отправил вслед за ним в погоню. Однако Деметрий уже успел вернуться в свое царство.  Таким образом парфяне окончательно овладели Месопотамией.
       
                10. Нашествие саков
       
        Не успел Фраат II отпраздновать победу над Антиохом VII, как столкнулся с новой грозной опасностью. Против парфян восстали кочевники-саки, которых царь сам призвал на помощь. В 128 г. до Р.Х. Фраат потерпел поражение в бою с ними и погиб. Престол перешел к его дяде Артабану II (128-123 гг. до р.Х.). Новый царь  не смог заставить кочевников удалиться обратно в свои степи. В 124 г. до Р.Х.  он получил смертельную рану в бою с тохарами и на следующий год умер. Центральная власть ослабла, Парфия вступила в полосу кризиса. Саки захватили на востоке ряд иранских областей и расселились в них. На западе от Аршакидов отпали Элимаида и Персида. В Нижнем Двуречье образовалось независимое царство Иоспасина, которое одно время владело даже Вавилоном. На северо-западе парфян начал теснить армянский царь Артавазд I.

                11. Новое восстание Гиркана I

        Сейчас же после смерти Антиоха первосвященник Гиркан восстал против сирийцев и начал завоевывать соседние города. После шестимесячной осады он завладел Медавою, занял Самею и Сихем. Затем он взял самарийскую храмовую гору Гаризим, двинулся на юг и покорил идумейские города Адору и Мариссу. Подчинив себе всех идумеян, первосвященник приказал им принять обрезание и жить по иудейским законам. Свершив это, Гиркан приступил к сильно укрепленной Самарии, окружил ее рвом, двойной стеной и стал стеснять горожан тяжелой осадой. Сирийцы были заняты тогда внутренними войнами, и им было не до Самарии. Несколько раз их полководцы пытались прийти на помощь осажденным, но каждый раз терпели поражение и отступали с уроном. После годичной осады Гиркан взял город, разорил и разрушил его до основания. Затем до самой смерти он правил в покое и сумел накопить значительные богатства.

                12. Три иудейские секты

        Эпоха независимости  породила в общественной и духовной жизни евреев новые вопросы. Главный из них звучал примерно так: должна ли Иудея превратиться в обыкновенное монархическое государство, или же она должна пользоваться достигнутой свободой для того только, чтобы усовершенствовать свою внутреннюю духовную жизнь. Ответ на него давали по-разному.  Уже во времена правления Гиркана I коренное разномыслие во взглядах на задачу государства привело к образованию трех партий – саддукеев, фарисеев и ессеев. Разногласия между ними носили чрезвычайно глубокий характер  – то  были три типа миросозерцания, охватывавшие все сферы личной, общественной и религиозной жизни.
       
        Во главе партии саддукеев находились потомки старой священнической династии Садока, оттесненной от первосвященства новой династией Хасмонеев. Это была сравнительно небольшая группа богатых и влиятельных людей, в основном землевладельцев. Саддукеи занимали видные государственные и храмовые должности и имели большое влияние на политическую и религиозную жизнь. В них видят прямых потомки тех умеренных эллинистов, которые еще в эпоху греческого владычества стремились дать в еврейской жизни перевес светской культуре над духовной.   
       
        Древняя иудейская религия была для саддукеев не центром жизни, а только придатком к ней. Они старались ослабить резкие национальные особенности, отличавшие иудеев от других образованных народов. Отсюда шло их отрицательное отношение к устному закону и народным обычаям, образовавшимся вокруг Торы. Саддукеи признавали обязательными только писаные законы Моисея, отвергая все позднейшие устные предания, толкования ученых и установившиеся в народе обычаи. Письменная Тора казалась им самодостаточной, раз и навсегда данной, и они не видели какой-либо необходимости в дополнительных комментариях к ней. В деле соблюдения писаной буквы Торы саддукеи отличались необычайным консерватизмом. Хотя в повседневной жизни они  легко поддавались иноземным влияниям, в своих судебных решениях представители этой партии проявляли  большую строгость, так как буквально применяли все устаревшие нормы наказания (в том числе пресловутый принцип «око за око, зуб за зуб»). 
       
        Отрицая устную традицию в деле обрядов, саддукеи не принимали никаких новых религиозных учений. Поскольку Тора не касалась вопросов загробной жизни, посмертного воздаяния и конца света, они ни во что такое не верили и считали, что человеческая душа умирает вместе с телом. Саддукеи отрицали также тот факт, что ангелы и духи являются посредниками между Богом и человеком. В человеческих поступках саддукеи видели прежде всего проявление свободной воли, и лишь в редких случаях -  вмешательство божества.
       
        Фарисеи (это греческое слово происходит от еврейского перерушим -  «отделившиеся»), как и большинство саддукеев, являлись мирянами, но в основном принадлежали к среднему классу. Во главе этой партии находились люди, отличавшиеся высокими умственными качествами, книжной ученостью, религиозным благочестием и нравственностью. На первом плане для них стояли не политические интересы государства, а духовные интересы нации. Характеризуя эту партию, можно сказать, что ее девизом было: национальная самобытность и политическая обособленность. При этом национальная самобытность всецело сливалась в глазах фарисеев с национальной религией. Именно в ней видели они ту творческую силу, которая должна пропитать все сферы еврейской жизни.
       
        К утвердившейся у власти династии Хасмонеев фарисеи относились настороженно и враждебно. Многовековой опыт убеждал их, что духовные и национальные интересы иудеев наиболее обеспечиваются не при монархическом устройстве государства, а при таком режиме, когда общиной управляют священники. Но управляют не самочинно, а безусловно подчиняясь господству Торы, как священного, внушенного Богом закона, с которым люди должно сообразовываться буквально  во всех случаях жизни. Другими словами, фарисеи стремились  водворить в Иудее своего рода духовную республику, где право совмещается с моралью, жизнь – с божественным законом, где выше всего ценятся духовные подвиги нравственной доблести, а не военные или политические успехи. А поскольку писанные нормы Торы не могли охватить все многообразие жизненных явлений, то ощущалась необходимость дополнить эти нормы устными традициями. Фарисеи, в  отличие от саддукеев, не смотрели на Писание как на мертвую реликвию или строго зафиксированный кодекс. Они исходили из мысли, что вера не может ограничиваться рамками книги. Живая духовная преемственность, или предание, играет в ней не меньшую роль, чем строго установленный канон. При активном участии фарисеев шла постоянная разработка устных преданий и юридических толкований, которые связывали современную жизнь с писаным законом. 
       
        Вместе с тем фарисеи разделяли утвердившуюся  в народе веру в бессмертие души и грядущее воскресение мертвых. Их взгляд на предопределение и свободу воли выражала формула: «Все предусмотрено (Богом), но свобода (действий) дана (человеку)», то есть, в человеческих поступках  личная и высшая воли проявляются одновременно.
       
        В противоположность саддукеям, которые придавали исключительное значение храму, фарисеи избрали сосредоточием своей деятельности молитвенные дома - синагоги, существовавшие в эту эпоху в каждом иудейском городке. В синагогах читали, учили, истолковывали и изучали Тору. Здесь возносили пламенные молитвы о возрождении нации и пели псалмы.
       
        Совершенно особенным течением в еврейском обществе была секта ессеев.  Ее последователи считали, что светское начало государственности само по себе греховно и суетно, что вполне подчинить его религиозному началу немыслимо и что истинная жизнь «в Боге» возможна не в гражданском обществе, а лишь в чисто духовном братстве, стоящем вне сферы политики. Если саддукеи отводили религии только небольшой участок государственной жизни, а фарисеи стремились связать религиозность и государственность в одно неразделимое целое, то ессеи совершенно упраздняли государственность и делали религиозность сосредоточием личной жизни.  Члены этой секты удалялись от гражданского общества, от городской культуры и жили особыми полумонашескими общинами, где проводили все время в доскональном изучении Торы. Основная часть их поселений находилась в пустыне вблизи Мертвого моря. У ессеев была крепкая организация, основанная на началах строгого подчинения общей дисциплине. Одежда была одинаковой для всех членов братства и состояла из грубого плаща для зимы и легкой накидки для лета. Каждый должен был добывать средства для жизни личным физическим трудом. Слуг и рабов не существовало. Торговля считалась неприличным занятием. Вообще, господствовал принцип полного равенства. Каждый, присоединяющийся к секте, должен был уступить свое имущество общине. Хотя брак не был прямо запрещен, многие ессеи воздерживалось от него. В жизни большая роль отводилась омовениям. Центром общинной жизни служили ежедневные общие трапезы, пища для которых приготовлялась священниками при соблюдении многочисленных предписаний ритуальной чистоты. В жертвоприношениях, происходивших в храме, ессеи не участвовали, точно также как в общих богослужениях. Их религиозная жизнь проходила только внутри общины. Питая отвращение к царственному первосвященничеству Хасмонеев, ессеи верили, что лишь они одни входят в Новый Завет, предсказанный пророком Иеремией (http://www.proza.ru/2011/06/29/204), и являются теми, кому суждено стать оставшимися до конца времен. Себя ессеи называли «сынами света» и «общиной Нового Завета». К саддукеям и фарисеям они относились как к иноверцам.
       
        Ессеи считали, что жизнь человека полностью предопределена Богом. Они также веровали в бессмертие души и имели сложившееся учение о посмертном воздаянии. Согласно ему, освобождаясь после смерти от телесной оболочки, душа уносится прочь от земли. Добрые души попадают в рай, находящийся по ту сторону океана, а злые обречены на мучения в мрачной холодной пещере. Они верили в ангелов и в особое влияние добрых и злых духов. В их среде получило высочайшее развитие учение о конце света, сопровождающегося явлением Христа (то есть Спасителя или Мессии)  и воскресением мертвых во плоти.
       
        Поскольку ессеи были равнодушны к политике, борьба за влияние развернулась между двумя другими партиями.

                13. Птолемей VII и Клеопатра II

        После гибели в 145 г. до Р.Х. Птолемея VI (http://www.proza.ru/2015/05/11/1667) александрийцы предложили престол его брату и сопернику Птолемею VII Фискону, правившему до этого в Кирене и на Кипре. Этот  Птолемей, если верить свидетельству Юстина (который дает Фискону крайне негативную характеристику) был безобразен, низок ростом; ожиревший живот делал его похожим не на человека, а на животное. Гнусность его вида увеличивала чрезмерно тонкая и прозрачная ткань его одежды, «как будто он задался целью искусно выставить напоказ то, что скромный человек стремится обычно тщательно прикрыть».

        По условиям договора новый царь должен был жениться на вдове предшественника, своей старшей сестре Клеопатре II.  Сама царица была против этого плана и поспешила провозгласить царем  сына   Птолемея VIII Неоса (145 г. до Р.Х.). Фискону было известно, что многие влиятельные люди в государстве сочувствуют  ее замыслам. Поэтому, прибыв в Александрию, он приказал умертвить сторонников мальчика. Самого Птолемея, по свидетельству Юстина, он убил в объятиях матери в день их свадьбы, «и взошел на ложе своей сестры, обагренный кровью ее сына». Короткое время спустя Птолемей VII изнасиловал ее дочь (свою племянницу) Клеопатру III.  В 142 г. до Р.Х. он официально женился на ней.

           После этого, продолжает Юстин,  Птолемей показал себя не более мягким  и по отношению  к своим подданным, которые призвали его на царство. Иноземным солдатам было дано разрешение на убийство, «и ежедневно все утопало в крови». Перепуганное насмерть население стало разбегаться во все стороны из страха смерти, покидать родину, превращаться в изгнанников. Таким образом, Птолемей остался в огромном городе один со своими приближенными, и когда он увидел, что «царствует не над людьми, а над пустыми зданиями», то особым эдиктом призвал в Александрию иностранцев.  Однако прибывшие отовсюду иноземцы вскоре возненавидели царя не меньше, чем сами египтяне. В 132 г. до Р.Х. Клеопатра II подняла против него восстание. Птолемей вместе с сыном, которого имел от сестры, и с женой Клеопатрой III, соперницей матери, бежал на Кипр. Здесь он набрал наемное войско и начал против сестры войну. Но прежде он вызвал из Кирены своего собственного сына и убил его, чтобы жители Александрии не провозгласили этого сына царем в противовес ему. После этого народ ниспроверг статуи Птолемея и уничтожил его изображения.  Птолемей  убил и того сына, которого имел от сестры, а труп убитого  «приказал рассечь на куски, сложить в ящик и поднести матери в день ее рождения во время пира».
         
        В развернувшейся междоусобной войне успех был на стороне царя. В 129 г. до Р.Х. Клеопатра II, нагрузив на корабль египетскую казну, бежала в Сирию.
       
                14. Второе царствование Деметрия II и его смерть
          
        Прибыв в Антиохию, Клеопатра II  заручилась поддержкой своего зятя Деметрия II (129-126 гг. до Р.Х.), только что возвратившегося из парфянского плена. Царица  обещала ему Египетское царство в том случае, если он сумеет одолеть ее мужа. Деметрий дал увлечь себя этими химерами и стал готовиться к войне. Узнав об этом, Птолемей VII поспешил нанести опережающий удар. Он отправил в Сирию войско, поставив во главе него некого Александра, с тем, чтобы тот оружием добивался царской власти над Сирией. Была сочинена басня, будто этот молодой человек путем усыновления  был принят царем Антиохом VII в царскую семью. Хотя эта версия не выглядела особенно правдоподобной, сирийцы, по свидетельству Юстина, готовы были принять любого царя, лишь бы не страдать от высокомерных замашек  Деметрия, усвоенных им за время жизни в Парфии. Как раз в это время в Сирию привезли в серебряном гробу останки убитого Антиоха VII, которого сирийцы очень любили. На это событие горячо откликнулись все города. Александр очень натурально изображал горе, и этим сыскал себе всеобщую поддержку. Раньше всех, по обыкновению, восстали жители Антиохии. Вскоре их примеру последовали и другие города. В 126 г. до Р.Х. произошла битва под Дамаском. Деметрий потерпел поражение и бежал к своей первой жене Клеопатре Тее в Птолемаиду. Клеопатра, однако, отказалась его впустить. В 125 г. до Р.Х. гонимый царь прибыл в Тир, чтобы найти убежище в храме. Здесь он был схвачен, и по свидетельству Иосифа Флавия,  «погиб в страшных мучениях от рук ненавидевших его врагов».

                15. Александр II Забина и Антиох VIII Грип
       
        Захватив Сирийское царство, Александр II (126-123 гг. до Р.Х.), чрезмерно возгордившись своими успехами, стал надменным и заносчивым.  Юстин пишет, что он начал пренебрежительно относиться даже к Птолемею VII, которому был обязан своим возвышением. Это привело к быстрому охлаждению между двумя царями. К тому же Птолемей больше не нуждался в своем ставленнике, так как в 124 г. до Р.Х. состоялось его примирение с сестрой. Клеопатра II возвратилась в Александрию и вновь сделалась официально признанной царицей (вместе с дочерью Клеопатрой III). После этого  Птолемей VII стал оказывать поддержку юному Антиоху Грипу («Горбоносому») – Сыну Деметрия II и Клеопатры Теи. Юность этого Антиоха прошла в Афинах, куда он был отослан матерью для получения образования. Как уже говорилось, во время войны Деметрия с Александром Забиной Клеопатра Тея укрылась вместе с сыновьями Селевком и Антиохом в Птолемаиде.  Когда пришло известие о смерти Деметрия, Селевк V (126-125 гг. до Р.Х.), вопреки воле матери, провозгласил себя царем. Властолюбивая Клеопатра Тея велела убить его и объявила царем Антиоха VIII Грипа (125-96 гг. до Р.Х.).
       
        Между двумя претендентами началась война. Сирийцы постепенно охладели к Александру и стали переходить на сторону Антиоха Грипа. Важную роль сыграла также помощь  Птолемея VII, который в 124 г. до Р.Х. выдал за Антиоха свою дочь Клеопатру Трифену (рожденную ему Клеопатрой III). Решительная битва произошла в 123 г. до Р.Х. Александр был побежден и бежал в Антиохию. Здесь, нуждаясь в деньгах и не имея возможности выплатить жалование солдатам, он приказал забрать из храма Зевса изображение Победы, сделанное из чистого золота. Он даже пустил  по поводу этого святотатства шутку, сказав: “Эту победу Зевс дал мне взаймы.” Но спустя несколько дней, когда Александр приказал  вынести из храма золотую статую самого Зевса, против него вспыхнуло восстание. Спасаясь от разъяренной толпы, царь попытался скрыться на корабле. Однако необычайно сильная буря пригнала его обратно к берегу. Захваченный в плен, Александр был доставлен  к Грипу и убит.

                16. Смерть Клеопатры Теи

           После того, как Антиох VIII вернул себе отцовское царство и избавился от внешних  врагов, против него стала строить козни его мать Клеопатра Тея, которая (пишет Юстин) «сокрушалась от того, что победа ее сына умалила ее достоинство». Однажды, когда Антиох возвратился с воинского учения, она поднесла ему кубок с ядом.  Но Антиох, предупрежденный о коварных замыслах Клеопатры, якобы из уважения к ней стал убеждать ее самой выпить этот кубок. Она отказывалась,  однако царь настаивал. Наконец, вызвав доносчика на очную ставку, он прямо обвинил мать в покушении на отравление и сказал, что она может только одним способом защитить себя от обвинения, а именно -  выпить то, что она поднесла. Клеопатра Тея отпила из кубка и умерла (это произошло в 121 г. до Р.Х.). В  государстве Селевкидов восстановился мир. В течении семи лет Антиох и сам жил спокойно и государству своему дал покой.
       
                17. Митридат II. Новое возвышение Парфии
       
        Трудное дело восстановления Парфянской державы выпало на долю Митридата II (123-87 гг. до Р.Х.). Приняв власть над государством, находившемся в состоянии полной анархии, он прежде всего заключил мир с саками, согласившись ради этого даже выплачивать им дань. Для успешной борьбы с мобильными отрядами кочевников он организовал конное ополчение. Вместо тяжелой пехоты основным ядром парфянской армии стали с этого времени отряды тяжеловооруженных, одетых в доспехи всадников. Проведя эту важную военную реформу, Митридат через несколько лет возобновил войну с саками, нанес им несколько тяжелых поражений и заставил около 115 г. до Р.Х. признать свою власть.  Впрочем, говорить о покорении саков, по-видимому, нельзя; скорее речь должна идти о взаимно выгодном компромиссе и об интеграции сакских племен в структуру Парфянского государства. В дальнейшем вожди саков занимали при парфянском дворе очень высокое положение. Только им, к примеру, принадлежало право возлагать диадему на голову вновь избранного царя. В тоже время, около 120 г. до Р.Х. было покорено царство Иоспасина. Затем были подчинены Элимаида и Персида.
       
                18. Египет после смерти Птолемея VII
       
        В 116 г. до Р.Х. умер Птолемей VII, благополучно одолевший всех своих врагов, как внутри государства, так и за его пределами.  Перед смертью он завещал царство своей жене Клеопатре III и тому из сыновей, которого она выберет в соправители. Киренаика была передана внебрачному сыну Фискона Птолемею Апиону (116-96 гг. до Р.Х.).
       
         Старшим сыном Клеопатры III был Птолемей Лафур. Однако мать не желала допускать его до престола и еще при жизни отца добилась его высылки на  Кипр. Называют разные причины  такого нерасположения Клеопатры к сыну. Наиболее вероятную версию выдвигает Павсаний: царица надеялась, что младший сын Птолемей Александр будет ей более послушен.   Поэтому она склоняла египтян выбрать царем Александра. Но так как население противилось ее желанию, ей пришлось  объявить  соправителем Птолемея IX Лафура (116-107 гг. до Р.Х.). Но прежде, чем передать ему царство,  мать отняла у Птолемея жену (и сестру) Клеопатру IV. Вместо этой горячо любимой женщины она заставила его жениться на младшей сестре Клеопатре  V Селене. Что до Клеопатры IV, то она была выдана замуж за сирийского царевича Антиоха Кизикена – сына Антиоха VII и Клеопатры Теи.
       
       
                19. Вторая братская война в Сирии
       
        Свое прозвище Кизикен получил от города Кизика, куда он был отправлен на воспитание матерью. После смерти Клеопатры Теи, Антиох попытался оспорить права на престол у своего старшего брата Антиоха Грипа. Грип хотел избавиться от соперника с помощью яда, но этим только побудил Кизикена начать с ним вооруженную борьбу.  Союзника он нашел в лице египетской царицы Клеопатры III. Ее дочь Клеопатра IV в качестве приданного принесла Антиоху IX Кизикену (115-95 гг. до Р.Х.) египетские войска, расположенные на Кипре. Сравнившись силами с братом, он завязал с ним междоусобную борьбу, последствия которой были страшно губительны для Сирийского царства. В первом сражении Кизикен был побежден и бежал. Грип захватил Антиохию и пленил Клеопатру IV. В 112 г. до Р.Х. она была убита по приказу Клеопатры Трифена, жены Грипа (своей родной сестры). Убийцы, окружив Клеопатру в храме Дафны неподалеку от Антиохии, не могли ее оттащить от статуи богини и принуждены были отрубить ей обе руки, после чего Клеопатра скончалась. Но немного погодя, в 111 г. до Р.Х., произошло еще одно сражение. На этот раз Кизикен одержал победу и, захватив в плен Трифену, велел принести ее в жертву манам своей жены. Он удержал за собой Келесирию и Финикию, а  Грипу досталась остальная Сирия.
       
                20. Междоусобия в Египте
         
           Клеопатра  III тяготилась  своим старшим сыном и в 108 г. до Р.Х. возмутила против него народ. Павсаний пишет, что она поранила тех из евнухов, кого считала наиболее себе преданными и вывела их показать народу, как будто она сама подверглась нападению со стороны Птолемея и говорила при этом, что вот так он расправился с ее евнухами. Александрийцы бросились убивать Птолемея IX, но так как он успел предупредить их, скрывшись на корабле, то они избрали царем прибывшего с Кипра Птолемея Х Александра (107-89 гг. до Р.Х.). Клеопатра вновь разлучила нелюбимого сына с женой, на этот раз с  Клеопатрой V Селеной, которую отдала в жены овдовевшему Антиоху IX и заставила отправиться в изгнание. Птолемей IX овладел Кипром и стал там царствовать.   
            
                21. Разрыв между Гирканом I и фарисеями

        Иудейский первосвященник Гиркан I был воспитанником фарисеев и поначалу относился к этой секте с большим уважением. Но однажды случилось неприятное  происшествие, заставившее его изменить свое мнение. Как-то во время пира Гиркан  обратился к гостям  с большой речью. Он сказал, что всегда старался быть праведным и делать только то, что угодно Богу, но он не всегда уверен  в правильности своих поступков. Поэтому, если фарисеи заметят, что он уклонился от пути истины, пусть поправят его и наставят обратно на этот путь. Тут поднялся один из гостей по имени Елеазар и сказал Гиркану: «Если хочешь знать истину, то, желая быть справедливым, ты должен  сложить с себя сан первосвященника и удовлетворится положением правителя народа». Эта выходка была крайне неприятна Гиркану. Он решил, что Елеазар высказал мнение всех фарисеев и с этого времени стал относится к этой секте с  большим подозрением. Вскоре Гиркан сблизился с партией саддукеев и стал во всем следовать их советам.
       
       
                22. Иудейский царь Аристобул I и его брат  Антигон
         
        Сын Гиркана I, Аристобул I (104-103 гг. до Р.Х.), приняв власть, возложил на себя царский венец и положил таким образом начало Второму Иудейскому царству. Он был правитель жестокий и деспотичный. Свою мать, рассорившись с ней из-за власти, царь велел бросить в темницу и уморить голодом. Из всех своих близких, по свидетельству Иосифа Флавия,  Аристобул любил только следующего после него по возрасту брата Антигона, которому поручал всегда самые важные предприятия. И вот, случилось так, что Аристобул  заболел и лежал в своем иерусалимском дворце без чувств. В то время как раз был праздничный  день, и иудеи собрались возле храма. Однако праздник не начинался, потому что некому было подать знак к началу торжества.
       
        В это время из похода вернулся Антигон. Узнав, в чем причина заминки, он, как был вооруженным и облаченным в доспехи, вступил в храм и стал распоряжаться праздничной церемонией. Затем он пал перед жертвенником и молился о том, чтобы Бог вернул Аристобулу здоровье.
       
        У обоих братьев были враги среди придворных, которые решили воспользоваться этим происшествием, чтобы погубить Антигона. Когда царь очнулся от болезни, они сказали ему: «Ты доверяешь во всем своему брату, а он только и ждет твоей смерти. Мы не наговариваем на Антигона – его собственные поступки говорят за себя красноречивее всяких  слов. Едва он вернулся  из похода и узнал о твоей болезни, как сразу присвоил себе твои права, стал всеми распоряжаться, а потом молил Господа, чтобы Он послал ему удачное царствование».
       
        Аристобул, хотя и не поверил сразу этим наветам, все же смутился. А клеветники продолжали свое дело. Они говорили: «Если не веришь нам, то поверь хотя бы собственным глазам. Пригласи к себе брата. Вот увидишь – он придет в твои покои вооруженный, потому что намерен заколоть тебя своим  мечом, а потом обмануть народ и объявить, что ты умер от болезни». Аристобул, в сердце которого уже закрались сомнения, приказал отнести себя в один из подземных чертогов. Своим телохранителям  он повелел, спрятавшись возле входа, внимательно наблюдать за Антигоном и убить его в том случае, если тот будет вооружен. Сделав такие распоряжения, царь послал людей к брату и пригласил его прийти к себе в подземный чертог, но только  без оружия.
       
        Враги, однако, совершенно извратили это приказание. Они передали Антигону: «Твой брат узнал, что ты завладел на войне  новыми доспехами и оружием. Он поздравляет тебя с победой и очень просит, чтобы ты пожаловал к нему в покои во всем своем великолепии – в доспехах и при оружии». Антигон, не видевший в этом желании никакого злого умысла, согласился. Но как только  он спустился в подземелье, телохранители, исполняя данный им приказ, бросились ему навстречу и зарубили своими мечами.
       
        Аристобул после убийства брата стал терзаться раскаяньем и заболел еще сильнее. Его постоянно терзали жестокие боли. Под конец он начал  харкать кровью. Однажды один из малолетних служителей нес чашу с царской кровью, подскользнулся и пролил ее на том месте, где умер несчастный Антигон. Видевшие это подняли крик. Тут вышел сам Аристобул.  Заметив лужу крови на полу, где по его приказанию умертвили брата, он вдруг побледнел, закачался и упал. Слуги подбежали к нему и поняли, что царь умирает. Его последние слова были обращены к Богу: он молил о прощении за свое преступление.
       
                23. Александр Яннай

        Вдова Аристобула, Александра Саломея, освободила от оков его брата Александра Янная и провозгласила его царем (правил в 103-76 гг. до Р.Х.). Иосиф Флавий сообщает, что с самого своего рождения этот царевич навлек на себя немилость отца Гиркана I. Гиркан более других своих сыновей любил Антигона и очень хотел передать ему престол. Однажды во сне, незадолго до рождения Янная, Гиркан увидел Бога и спросил у Него: «Кто наследует после меня власть?» Господь указал ему на Янная. Первосвященник был так расстроен этим, что тотчас после рождения отослал сына в Галилею. Аристобул, сделавшись царем, бросил брата в темницу. Но теперь предсказание сбылось: Яннай не только занял после Аристобула престол, но и женился на его вдове Александре Саломее.
       
                24. Птолемаидская война
       
         Александр Яннай начал свое правление с того, что с помощью кипрского царя Птолемея IX Лафура подчинил себе правителя Газы Зоила. Затем между иудеями и киприотами в свою очередь началась война. Яннай осадил Птолемаиду. Поскольку сирийские цари поглощены были взаимной борьбой, жители послали за помощью на Кипр к Птолемею IX.  Царь высадился в Сирии с 30 тысячным войском и заставил Янная снять осаду. Но горожане из страха перед Клеопатрой III отказались впустить Птолемея в свой город. Тогда он сам осадил Птолемаиду. Одновременно Птолемей двинулся против Иудеи, взял штурмом Асохис и увел оттуда десять тысяч пленных.  Затем он переправился через Иордан и сразился с Яннаем на местности Асофон. Оба войска бились с большим мужеством и воодушевлением. Полководцы ввели в бой все свои резервы, и Александр уже начал теснить врага, но тут Птолемей отправил к отступавшим подкрепление. Иудеи, у которых больше не было сил, дрогнули, повернули назад и обратились в бегство. Победители упорно преследовали отступавших. Потеряв до 30 тыс. солдат, Александр бежал с поля боя. Киприоты захватили множество пленных женщин и детей. По свидетельству Иосифа Флавия, Птолемей приказал всех их перерезать и порубить на мелкие части, а затем бросить в котлы с кипятком, чтобы иудеи почитали его солдат за людоедов и еще больше боялись их. Когда в Птолемаиде узнали об этой победе, город сдался.
       
          Положение побежденных казалось очень незавидным, но тут на помощь Александру Яннаю пришла мать Лафура египетская царица Клеопатра III. Она ведь не могла спокойно наблюдать за тем, как усиливается могущество ненавистного ей сына. Во главе войска и флота она прибыла к Птолемаиде. Жители отказались открыть перед ней ворота. Началась осада. Между тем Лафур поспешно двинулся на Египет, рассчитывая овладеть им теперь, когда тут не было войска. Однако он потерпел полную неудачу и с уроном отошел в Келесирию. Зиму царь провел в Газе и, не надеясь больше ничего добиться, уплыл обратно на Кипр. После этого его мать овладела Птолемаидой и заключила  союз с иудейским царем Александром Яннаем. При ее поддержке Александр вторгся в Келесирию, взял после десятимесячной осады Гадару, потом овладел сильной крепостью Амафом, приморским городом Анфедоном и Газой. Гневаясь на жителей последней за то, что они перешли на сторону Лафура, он предал город жестокому разгрому и перебил большую часть его жителей (в 102 г. до Р.Х.).
       
        Вскоре после этого (ок. 101 г. до Р.Х.) Клеопатра III умерла.
       
                25. Присоединение Киренаики к Риму
       
       В 96 до Р.Х. умер царь Киренаики Птолемей Апион. У него не было ни супруги, ни детей. В своём завещании Птолемей передал Киренаику Римской республике. Города этой области сохраняли автономию, но были объявлены под римским протекторатом. (В 74 г. до Р.Х. бывшие владения Апиона были превращены в римскую провинцию Киренаика).
       
                26. Окончательный распад державы Селевкидов
       
        В эти годы Сирийское царство переживало окончательный упадок. В 96 г. до Р.Х. Антиох VIII Грип был убит своим советником Гераклеоном. Ему наследовал  сын от Клеопатры Трифены Селевк VI Епифан (96-95 гг. до Р.Х.).  В 95 г. до Р.Х. Селевк начал войну со своим дядей Антиохом IX, победил его, захватил в плен и велел казнить. У Кизикена от Клеопатры IV был сын Антиох, прозванный Благочестивым. (По словам Аппиана, свое прозвище Антиох получил будто бы после того, как спасся от козней Селевка; сирийцы считали, что он сохранил жизнь благодаря своему благочестию, хотя на самом деле ему помогла избежать смерти гетера, влюбленная в его красоту. Впрочем, продолжает римский историк, по другой версии это прозвище Антиох получил в насмешку, после того как женился на своей мачехе Клеопатре V Селене).   Антиох Х Благочестивый (95-90 гг. до Р.Х.)  провозгласил себя царем, пошел войною на Селевка, победил его и совершенно изгнал из Сирии. Тогда царь бежал в Киликию и, прибыв в город Монсуесту,  стал требовать от жителей денег. За это чернь города  подожгла царский дворец и умертвила Селевка вместе со всеми приверженцами.
       
        Антиох X утвердился в столице (г. Антиохия) и повел упорную войну с тремя двоюродными братьями – сыновьями Грипа. Первый из них -  Деметрий III Эвекр (95-88 гг. до Р.Х.) утвердился в Дамаске. Двое других – Антиох XI (92 г. до Р.Х.) и Филипп I Филадельф (92-83 гг. до Р.Х.) в 92 г. до Р.Х. попытались отнять царство у Антиоха X, но потерпели поражение. Антиох XI утонул при переправе через реку Оронт, а Филипп I создал себе удел где-то по соседству с Антиохией.  Таким образом, чем меньше становилась Сирийская держава, тем больше было претендентов на верховную власть. Страна распалась на несколько враждовавших между собой частей.
       
                27. Внутренние войны Александра Янная
       
        Впрочем, положение в Иудее было немногим  лучше. Ожесточенная партийная борьба вылилась в вооруженное междоусобие, причем царь защищал в ней интересы саддукеев, а народ всецело сочувствовал фарисеям. Поводом к войне послужило следующее событие. Однажды, когда наступил праздник Кущей, Александр приблизился к алтарю, чтобы принести положенную жертву. Народ, вместо того, чтобы почтительно склониться перед государем, встретил его насмешками. От слов чернь перешла к делу: в царя полетели лимоны (каждый иудей являлся на праздник, держа в руках ветви финикового и лимонного деревьев). Александр пришел в ярость от этой выходки и велел своим наемникам напасть на народ. Было перебито до шести тысяч человек. Вследствие этого в стране разразилась гражданская война, продолжавшаяся шесть лет.
       
         В самом ее начале Александр двинулся против набатейского царя (http://www.proza.ru/2011/11/22/338) Ободата I (95-87 гг. до Р.Х.), но войско его попало в горной теснине в засаду и понесло большие потери. Сам царь едва сумел бежать в Иерусалим. Сторонники фарисеев воспрянули духом и стали действовать более дерзко. Внутренняя распря разгоралась с каждым годом. Ее жертвами пали за шесть лет не менее пятидесяти тысяч иудеев. Когда фарисеи стали изнемогать, они призвали к себе на помощь царя Дамаска Деметрия III Эвкера. Тот явился во главе большого войска. Александр выступил против него, и возле Сихема произошел бой. В нем пали все 6 тыс. наемников Александра. Царь бежал в горы, но вскоре собрал новое войско. Деметрий, который понес в первой битве большие потери, не стал с ним сражаться и отступил. А Александр овладел городом Бемеселисом, где укрывались последние из его врагов. Восемьсот пленников он привел в Иерусалим и здесь велел всех  распять на крестах. В то время, когда эти несчастные страдали от жестоких мук, царь велел изрубить на глазах умирающих их жен и детей.
       
                28. Второе царствование Птолемея IX

           В 89 г. до Р.Х. Птолемей Х Александр был изгнан из Египта и вскоре погиб. Птолемей IX Лафур (89-81 гг. до Р.Х.) смог наконец вернуться на родину и занять престол.  Он начал войну с отпавшими фиванцами и, подчинив их себе на третий год после отпадения, так разорил их, что у жителей Фив не осталось даже воспоминания об их прежнем благополучии.
       
                29. Последние Селевкиды
       
          Около 90 г. до Р.Х возобновилась война между Селевкидами и парфянами. Антиох Х, по свидетельству Иосифа Флавия, оказал им геройское сопротивление, но погиб в бою. Его царством немедленно завладел Филипп I.     Деметрий Эвекр  осадил брата в Верее. Филипп призвал на помощь парфянского царя Митридата II. Парфяне напали на Деметрия в его окопах и принудили сдаться. После победы Филипп двинулся на Антиохию, занял ее и стал царствовать над большей частью Сирии. Иосиф Флавий пишет, что в плену Деметрию оказывались всяческие почести, но он вскоре впал в болезнь и умер (в 88 г. до Р.Х.). Тогда в борьбу вступил пятый, самый младший сын Грипа – Антиох XII Дионис (87-84 гг. до Р.Х.), которому удалось завладеть Дамаском. Филипп, казалось, стерпел эту обиду, но, узнав в 84 г. до Р.Х., что брат отправился в поход на арабов, неожиданно подступил к Дамаску.  Некий Милезий, который был оставлен для охраны крепости, передал ему город. Но так как Филипп оказался по отношению к Милезию неблагодарным и не даровал ему ничего из того, на что тот рассчитывал при сдаче города, то очень скоро лишился своего приобретения.  Когда  однажды царь отправился на ипподром, Милезий запер город и стал оберегать последний для Антиоха. Между тем Дионис напал у Кана на набатейского царя  Харитата III (87-62 гг. до Р.Х.). Тот отступил, но затем внезапно вновь появился с десятью тысячами всадников. Антиох XII поспешил на помощь тем отрядам, которые  оказались в опасности, вступил с арабами в ожесточенный бой и вскоре был убит.   После смерти царя его солдаты обратились в бегство, а Харидат захватил Дамаск и все Заиорданье.
       
        В 83 г. до Р.Х. остатки Сирийского царства были завоеваны армянским царем Тиграном II Великим (http://www.proza.ru/2015/05/23/1906).

                30. Аристобул II и Гиркан II

После Александра Янная царицей в Иудее стала его жена Александра Саломея (76-67 гг. до Р.Х.), а первосвященником - старший сын Гиркан II. Этот молодой человек был совершенно неспособен к государственным делам, предпочитая им мир  и спокойный образ жизни. Младший сын Янная Аристобул был гораздо энергичнее и предприимчивее старшего. 

Чтобы удержаться на престоле Александра, как только взяла в свои руки бразды правления, постаралась помириться с прежними противниками мужа – сектой фарисеев. Последние получили при ней огромное влияние на все дела. Пользуясь ее простотой и вкрадываясь мало-помалу в ее доверие, они сделались вскоре фактическими правителями страны.  Саддукеи, прежние сторонники Александра Янная, были очень недовольны таким положением дел и настроили против матери ее младшего сына Аристобула.  Он был пылкий юноша, всегда готовый на рискованные предприятия. В 67 г. до Р.Х., узнав о болезни царицы, он поднял против нее восстание. Менее чем за пятнадцать дней его сторонники овладели 22 городами. В разгар этого мятежа Александра Саломея умерла.

После смерти матери Аристобул II беспрепятственно вступил в Иерусалим и провозгласил себя царем (67-63 гг. до Р.Х.). Гиркан II не хотел признавать его, но превосходство силы и ума было на стороне младшего брата. Поэтому при первом же столкновении у Иерихона большинство воинов покинуло Гиркана  и перешло к Аристобулу.  Гиркан должен был пойти на уступки. Братья торжественно помирились в храме, а потом обменялись жилищами: Аристобул отправился в царский дворец, а Гиркан в дом Аристобула. Сам он был слишком вял и глуп для того чтобы интриговать против победителя. Но его сторонники, опасавшиеся мести со стороны нового царя, не желали мириться со свершившимся переворотом.

Главным советником Гиркана был в это время идумянин Антипатр, считавшийся из-за своей знатности, могущества и богатства первым человеком в своем народе. Он уговорил Гиркана бежать к набатейскому царю Харитату III, который встретил беглеца очень дружественно. Харитат объявил себя союзником Гиркана, выступил против Аристобула II и победил того в сражении. Иудейский царь укрылся в Иерусалиме, а арабы начали осаду города.


Рим и его соседи в эпоху гражданских войн  http://www.proza.ru/2011/10/05/329