Ньютон как новый Адам

Андрей Незванов
Сад, яблоня, и плод плода её – раскрытие величайшей тайны мироздания: знание, соединившее небо и землю. Аналогия с  Эдемом слишком  откровенная: она не может быть случайной.  Так что же, Исаак Ньютон – новый Адам?  Такова его претензия…?!
Историю с прогулкой в саду, во время которой на голову упало яблоко, и в тот же миг голову эту озарила Догадка, Ньютон придумал на склоне лет, когда он уже не был ученым; когда он был публичной фигурой – великим человеком, титаном Возрождения и Просвещения.  Он сознавал себя таковым и последовательно создавал во мнении публики свой Образ, используя положение президента Королевского общества.  Ради этого образа он не пощадил самолюбия и славы Роберта Гука и своей чести.

Было ли то пустое тщеславие? Конечно же нет!  Он действительно выступал как новый Адам, как пророк, и, больше того, – как спаситель, соперник Христа Иисуса. И в этой своей ипостаси Ньютон вылезал не только из рамы Просвещения, но и из рамы Возрождения, простираясь глубже – в Реформацию и Средние Века: туда, где грешное человечество переживало изгнание из Рая и страдало в ожидании Возвращения.
Не забудем: он был протестантом. И в этом своем качестве мыслил себя отнюдь не потомком шотландского йомена, но – потомком Ноя. То есть, возводил свой род к допотопному человечеству.  И значит, – к самому Адаму!
Вполне в духе Протеста, отвергнувшего тысячелетние усилия кафолического человечества, как неправильные и не ведущие к цели возвращения в Рай.
Мы возвращаемся в Рай по-другому!  Не рабски, смиренно и покорно, но – героически, как Прометей! Заимствуя у Богов Свет и отдавая его людям! И Свет этот – свет Знания!

Жалкий Адам: он просто струсил. Не понял, что запрет на вкушение плодов Древа Познания – ложный; что, с одной стороны, Творец не хочет, чтобы люди сравнялись с богами, получив Знание, а с другой, Он испытывает человека – достоин ли?
Адам только надкусил яблоко, и тут же бросил, испугавшись: не выдержал испытания…. Если бы он съел его…!
Нужен новый Адам, который не побоится угроз, преступит ложный запрет, и съест плод Древа Познания. И вот он, сэр Исаак Ньютон выступает в роли нового Адама, от которого пойдет новое человечество, в котором разделенные Земля и Небо вновь соединятся. В своей истории о прогулке в саду и упавшем на голову яблоке, Исаак излагает миф о новом Адаме.

И в самом деле, плод обычной яблони человек через рот отправляет в желудок, ибо это – пища телесная. Но плод Яблони Познания есть Знание, и это пища духовная. Она потребляется не ртом, но – умом; орган которого, мозг располагается в голове. Поэтому новый Адам съедает» яблоко головой; и обретает Знание Творца – устройство мироздания.  В момент соприкосновения яблока с головой Ньютона озарило.

Каково же содержание этого озарения?
В голове Ньютона соединились воедино вес тела и его движение. Гравитация Гука и механика Галилея объединились в одной формуле. Сила,  управляющая движением звезд и планет и сила, заставляющая брошенный камень упасть оземь, – одна и та же сила.

Если бы Ньютон был человеком Нового Времени, то речь шла бы только о законах движения тел, то есть, о механике и астрономии. Если бы Ньютон был человеком Просвещения, тогда речь могла идти также об освобождении человечества от предрассудков и суеверий. Если бы он был вдобавок человеком Возрождения, тогда новое торжество разума открывало бы путь к Платоновой Республике или Городу Солнца….
Но Исаак был человеком средневековым и ветхозаветным: для него актуальной оставалась задача обретения потерянного Рая. Поэтому озарение свое он трактовал как решение задачи возвращения человека в Эдем.
Сила,  управляющая движением звезд и планет и сила, заставляющая брошенный камень упасть оземь, – одна и та же сила. Что на небе, то и на земле. Это значит, что нет более разделения земли и неба. Человек обрел знание Бога  и сравнялся с Ним. Закончилось отлучение, и сад аббатства, в котором гулял Ньютон, тут же обратился в Рай!