Глава 18. Бабушка и воры

Маргарита Репаловская
      Моему прадеду - ветерану войны, выделили большой участок в городском саду на окраине города, возле озера. Прадед вначале ходил туда и обрабатывал понемногу землю, но в последние года два, он уже не мог так далеко ходить, ноги стали слабыми. Но от сада мы не отказались, хотя некоторые соседи ветераны ему намекали: "Мол, откажись, зачем он тебе, ты же всё равно не ходишь". Мой прадед так же ненавязчиво им отвечал: "Я ещё живой пока что, а урожай мне дочка приносит".

     Жили мы с бабушкой в однокомнатной квартире, в самом центре города. Она  водила меня в наш сад за ручку, по пути обучая премудростям жизни. Мы осторожно спускались по крутому склону, за которым было зелёное поле. Доходили до речки, над которой стоял длинный мост. Подходя к мосту, бабушка каждый раз брала меня за руку и очень многозначительно говорила:

 – Видишь, какой глубокий овраг?!
 – Да. – мост нависал над речкой на десятиметровой высоте.
 – Очень осторожно переходи мост! Держись крепко за перила. И не смотри вниз, может закружится голова.

Раз за разом, подходя к мосту, бабушка объясняла мне об опасности, которую он в себе таит. Пока, подходя к мосту, я не начала сама предупреждать её, чтобы шла по нему осторожно. За мостом был родник с "исключительно чистой и вкусной водой", как его охарактеризовала бабушка. Мы всегда набирали бидон воды на обратном пути. Здесь же была дорога к озеру и сады.

     Мы с бабушкой открывали старую ветхую калитку, сделанную из железной спинки от кровати и обитую досками. За этой калиткой открывалось зелёное сказочное царство. Мы шли вдоль зелёной изгороди, вдоль которой росли кусты бузины, мимо соседских огородов. Помидоры свисали с кустов и манили своим запахом идущих по узенькой тропинке путников. Чего здесь только не было: черешня, вишня, арбузы и дыни. Шикарный и загадочный крыжовник. Белый и чёрный виноград самых лучших сортов, крупный и сладкий - не чета нынешним конфетам. Все эти блага выращивали грозные и воинственные ветераны войны. И в этом раю на земле, нам достались свои четыре сотки участка. С чужих огородов мы никогда ничего не брали. Хотя, глядя на огромные помидоры и сочные огурцы, мне очень хотелось взять хоть один плод и скушать.
 
     Доходя до нашего участка, я тут же ныряла в густые заросли винограда и начинала искать что ещё вкусного подарила нам природа. И каждый раз прекрасный сад радовал меня чем-нибудь новым: то жёлтая абрикоса созрела и спелые, сочные фрукты лежали на земле, приглашая гостей отведать её угощения. То синяя слива дала плоды и сладкие, как мёд сливы с любовью кормили всех желающих.
В дальнем конце участка росла земляника и орехи. Целый день мы с бабушкой обходили участок и собирали урожай. С собой из дома брали только брынзу и хлеб, а всем остальным нас угощала тёплая плодородная земля.

 – Лучше этой земли нет в мире, внучечка, помни это всегда, куда бы тебя не звали, никогда не уезжай из этого климата. Здесь: сухо, тепло, витаминов целая куча, люди приветливые. Уж поверь мне, я объездила почти весь свет, но лучше чем в Молдавии нигде не было! – говорила она мне.

     Владельцы садов и огородов часто сталкивались с воровством. Воры перелазили через изгородь или дырки в заборе и выдёргивали с корнем все труды и старания пожилых людей. Наша соседка по участку Анна Ефимовна, ветеран войны, очень боевая женщина, заметила, что урожай её заметно стал скуднеть. Тогда все собрались на очередном собрании и стали решать, как защитить свои огороды от воров.

 – Воруют балбесы, – негодовал председатель. – У меня капуста не успела созреть, прихожу - нет капусты. Мы этого так не оставим!
 – Не оставим, – возмущённо подтвердила бабушка.
 – Они думают им это сойдёт с рук? Ни за что! Мы ещё можем за себя постоять! Будем своими силами воров отлавливать. Вот я на этой неделе поймал одного, я ему показал "Кузькину мать", он грозно взмахнул костылём и все поняли, что вору хорошо досталось.
 – Действительно, - возмутилась моя бабушка, - Совсем распоясались эти воры.
 – Мы им покажем! - митинговал председатель, - Сделаем график и будем дежурить, каждый возьмёт под наблюдение свой и несколько соседских участков. Дежурить будем с утра и до позднего вечера.
Все согласились, что по-другому свой огород не защитить и ознакомившись с графиком встали на вахту.

     Нам с бабушкой для дежурства достались пятница и суббота. В пятницу рано утром, мы позавтракали, одели удобную неброскую одежду и вооружившись: она тяпкой, а я детской лопаткой, отправились на дежурство.
У входа в сады встретили нас соседи, дежурящие в другой части участков. Мы обменялись приветствиями, пожелав друг-другу хорошей смены и разошлись по своим огородам. Мне было четыре с половиной года и я понятия не имела, как выглядят настоящие воры. Мне казалось, что воры выглядят не так, как обычные люди и у них злые и страшные лица. Поэтому, на всякий случай я взяла свою лопатку, а бабушка тяпку, все дежурят поодиночке, а нас двое - нам легче, рассудила я.

     В первые дни дежурства воры так и не появились, в последующие тоже. Прошёл почти месяц, когда заступив на очередную смену, я обходила наши владения. Бабушка собирала сливы, со своего любимого дерева в середине огорода, а я пошла в конец огорода, к дальней изгороди, посмотреть созрели ли орехи. И вдруг, метрах в тридцати от меня, через изгородь перепрыгнули два парня, подростка лет 17-19. У меня сердце ёкнуло: "Воры".

 – Бабушка, – взволновано закричала я, – Воры идут!
Находясь в пятидесяти метрах от меня, она побледнела, ринулась ко мне и замахала руками, призывая меня к себе.
 – Бабушка, быстрей! Они убегают, – чуть не плакала я, глядя, как воры перепрыгивают изгородь и разбегаются в разные стороны.
Но бабушка вместо того, чтобы помогать мне догнать долгожданных воров, жутко бледная, схватила меня за руку и поволокла в другую сторону, за деревья:

 – Тихо! Ты чего кричишь!
 – Так воры же. Председатель велел нам их поймать.
 – Мало ли кто что велел, – возмутилась она, – Они мужики, они сильные, у них ружья, дубинки. Они пускай и воюют. А мы с тобой: старуха древняя, да ребёнок, нам самим спасаться от воров надо! Я тебе зачем кусты бузины показывала?! Чтобы ты туда спрятаться могла, если кто-то чужой появится.
 
     Я стояла в полном замешательстве, ведь для меня бабушка была сильной и уверенной, можно сказать всемогущей. Каким же было моё удивление, когда я узнала правду жизни: она не всесильна и тоже много кого боится.
Время нашего дежурства подошло к концу и мы, собрав тяпку с лопаткой, пошли домой. По пути бабушка рассказала мне азы техники безопасности, что много в мире подлых людей, и жить надо осторожно, беречь здоровье. Она ещё долго говорила, что за кочан капусты, в жизни не станет рисковать жизнью ни своей, ни моей. И что мы в сад ходим воздухом свежим дышать, да фруктов покушать, пока есть возможность и дедушка жив. А я внимательно слушала её и познавала очередной жизненный урок.

  ( Продолжение: http://proza.ru/2016/01/04/1264 )