Ко Дню Рождения Государя Императора Николая II

Василий Грибовский
19 мая 1868 года (6 мая по ст. ст.) родился последний Государь Российской Империи Николай Александрович Романов. Сыну Императора Александра III было суждено появиться на свет в день памяти святого праведного Иова Многострадального, прошедшего страшный путь богооставленности и скорбей. К сожалению, жизненные пути двух святых – царственного страстотерпца и библейского праотца – во многом удивительно совпадают. По поводу своего дня рождения Николай II однажды сказал: «Я родился в день Иова Многострадального и мне предназначено страдать».

Николай II принял державу 20 октября 1894 года, в день смерти отца, умершего в Ливадийском дворце в Крыму. О России тех лет видный историк С.П.Мельгунов написал следующие строки: «И друзья, и враги Императорской России одинаково признают, что Император Александр III значительно повысил международный вес Российской Империи, а в её пределах утвердил и возвеличил значение самодержавной Царской власти».  Теперь молодому 26-летнему Государю предстояло продолжить славное правление династии Романовых.

Нет смысла давать полное описание периода правления Николая II: это можно самостоятельно изучить в книгах, вышедших в свет в последние годы. Приведу лишь некоторые, самые примечательные факты. В его эпоху был отмечен феноменальный прирост населения России – от 122 млн. в 1894 г. до 182 млн. накануне большой войны. В течение двух десятилетий урожай главных злаковых в России удвоился. В 1913 г. наша страна обошла по этому показателю на 33% САСШ (дореволюционное название США), Канаду и Аргентину вместе взятых. Мировые цены на зерно определялись на Нижегородской ярмарке. Быстрыми темпами развивалась железнодорожная сеть. В самый разгар войны царское правительство нашло ресурсы на строительство более 2.000 вёрст железной дороги, которая соединила Кольский полуостров и центр России.  Гигантский внутренний потенциал России начинал постепенно сказываться в мировой политике.

Несмотря на громадные успехи в деле управления государством, недоброжелатели Императора и России стали распространять злые семена клеветы ещё при жизни Николая II. Так, они всячески поддерживали мифы о приказе Царя стрелять по манифестантам 9 января 1905 г., пытались превратить Распутина в инструмент предательской борьбы против Трона и продолжали плести разнообразные заговоры в то время, когда Государь руководил военными действиями русской армии во время Великой войны 1914-1917 годов.

После ритуального убийства Августейшей Семьи в зловещем Ипатьевском доме в Екатеринбурге Николай II – уже не Царь, уже не в миру живых, но по-прежнему символ старой России, а значит угроза новой террористической и русофобской власти – стал главным объектом атаки приехавших с Запада коммунистов. Советская пропаганда, нацеленная на создание «нового человека» путём выкорчёвывания исторического сознания народа, проявила всю беспощадность именно к Императору Николаю II. Коммунисты до безобразия исказили и оболгали его образ, что было продиктовано необходимостью оправдать «народную революцию», дескать, сейчас живём плохо, а при царе ещё хуже. Однако в советской историографии поражает отнюдь не патологическая ненависть к последнему русскому Государю, но какая-то совершенно ужасающая преемственность, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Если отношение к таким деятелям Исторической России, как Иван Грозный, Петр I, даже Александр II менялось по мере смены партийного руководства, то отношение к Николаю II, независимо от воззрений хозяина Кремля, будь им Сталин или Горбачёв, даже в годы перестройки оставалось неизменным.

Приведу несколько цитат из советских книг разных лет о последнем Русском Царе. Одним из первых фальсификаторов на войне против истории стал И.Василевский. В книге «Романовы. От Михаила до Николая», изданной ещё при Ленине, в 1923 г., автор собрал скабрезные анекдоты из жизни царственных особ, допустил массу неточностей и вольных передёргиваний фактов. Вторым подобным образчиком, уже ранних сталинских времён, стала брошюрка под названием «Последние дни Романовых», вышедшая в 1926 г. в городе Свердловске, названном в честь главного организатора цареубийства. Вся книга наполнена ненавистью и презрением к последнему Царю России. Автор вешает бездоказательные ярлыки «донельзя умственно ограниченного» человека» , приводит нелепые сравнения и с ехидными комментариями цитирует переписку августейших особ. Официальную позицию советского режима по Николаю II можно найти в пресловутой Большой советской энциклопедии от 1939 г., однако написанные там ядовитые слова даже цитировать неприлично.  Последняя в советское время примечательная книжка  с издевательским названием «Двадцать три ступени вниз» была издана в 1989 г. уже на закате советского государства. Автор начинает поношения Государя и всего рода Романовых буквально с предисловия. «Последний по счёту самодержец земли российской принадлежал к династии Романовых, представители которой, за исключение Петра Алексеевича, страниц истории собою не украсили».  Эта клевета выглядит особенно смехотворно на фоне того, что в течение 300 лет правления этой славной династии России раздвинула границы во всех направлениях света и стала мировой державой.

Вне всяких сомнений, Николай II является основополагающей фигурой русского истории ХХ века, а, быть может, и всего тысячелетнего бытия России. В пользу этого утверждения говорит то обстоятельство, что именно на нём закончилась русская православная монархия и началась великая революционная столетняя смута. Именно после его свержения началась гражданская война, последствия которой – ведь эта война ведётся на духовном фронте – не преодолены до сих пор. В этой связи правдивый и честный взгляд на личность и период правления Николая II, очищенный от зловредных коммунистических мифов, является ключом к пониманию исторического процесса в ХХ веке и к Возрождению России в будущем.

Русская Православная Церковь заграницей канонизировала Царя-мученика ещё в далёком 1981 году. Московский Патриархат совершил то же самое в августе 2000 года. В то же время осуждения этого преступления века на государственном уровне не последовало. Политики, в те годы уже либералы, порождённые советской номенклатурой, ограничились лишь частными заявлениями. С моей точки зрения, такое безразличное отношение к Николаю II можно назвать лишь покрывательством убийц и позорным соучастием в забвении исторической памяти. Осудить же это злодеяние нам необходимо хотя бы потому, что это откроет путь к примирению народа со своей историей. Мы должны посмотреть на нашу страну в ХХ веке христианскими глазами, отбросив химерическую идею примирения Православия и коммунизма, Христа и велиара. Без познания и признания всей глубины беззакония, совершённого коммунистами в Екатеринбурге в 1918 г., все попытки дать оценку советской эпохе выглядят как театрализованная «битва» сталинистов и антисталинистов. Без обращения взоров к личности последнего русского Государя невозможно понять советскую власть, её природу и психологию, которая явилась полным антиподом христианского служения Николая II Богу и народу. Какое бы великое государство ни возвели коммунисты, без Бога и Царя ему и века просуществовать не удалось, будучи уничтоженными теми, кого выпестовала его же идеология.

Глубоко убеждён, что главная национальная задача России – это примирение нашего народа со своей историей. Недопустимо нации, если мы, конечно, считаем себя одной нацией, иметь столь разные взгляды на историю, продиктованные не внутренними убеждениями, но вековой ложью –  от коммунистического «воспитания нового человека» до либерального мифотворчества. Слепая вера в навязанные нам догматы о «слабом и кровавом царе» только разжигает гражданскую войну, которая началась сразу после падения Богом установленной монархии. Исчезла верховная, всепримиряющая роль Императора, люди потеряли понятие свободы во Христе и предпочли свободу без Христа, что в полной мере олицетворяло временное правительство. Однако такая свобода продолжалась недолго, и на смену её пришёл новые режим – уже не просто атеистический, но богоборческий, и начались массовые расправы над всеми сословиями Исторической России, над самой страной, её культурой и историей. В этом дьявольском огне революции погиб и сам Русский Государь.

Отказ от Бога и Царя в пользу мифической свободы в феврале, который обернулся расстрелом, концлагерем и разложением христианской морали уже в октябре – это вина не только предателей из генерального штаба, депутатов и некоторых архиереев, но и всего русского народа. Ведь наши предки в дни позорного ареста Государя вместо сохранения Богом утверждённой власти на земле нарушили обет 1613 г. либо тотальным молчанием, либо участием в революции в надежде построить лучшую Россию. Ещё в первый день января 1918 г. Патриарх Тихон в проповеди в Храме Христа Спасителя предостерёг от строительства государства без Бога.  Отступив от Бога и Царя, интеллигент был изгнан за границу, боевой офицер и казак – расстреляны, философ – отправлен на лесоповал, крестьянин – загнан в рабовладельческую колхозную систему, рабочий же лишился всяких гражданских прав, став винтиком огромной и беспощадной государственной машины, страна же, великая ещё недавно страна, оказался расчленена на республики и позже рухнула в пропасть, не простояв и века. Таковы трагические итоги революций 1917 года.

Всем, кто сегодня хвалит советскую власть или даже вновь поднимает красное знамя и мостит советский герб, как это произошло в Новороссии, стоило бы помнить, что этот режим начался с чудовищного преступления против Христа – с убийства Помазанника Божьего и Его Семьи. Там, где предается Бог, там предаётся и государство, и народ, и история. Всё это мы сполна познали в советское время. Есть ли сегодня у нас гарантии того, что в России не появится новая антихристианская диктатура? Абсолютно неважно, будет она коммунистической или либеральной, ведь в отношении Православия, как показывают история и современность, советская власть и сегодняшняя «прогрессивная общественность» выглядят как ближайшие родственники. С моей точки зрения, гарантией от нового богоборческого антирусского царства может стать только Покаяние (по-гречески – изменение разума). Другими словами, мы думали и продолжаем думать сейчас одним, неправильным и неправедным образом, а в будущем должны преобразить свои помыслы – увидеть в Николае II истинного православного христианина, сильного государственника и примерного семьянина; и, поняв это, осознать глубину духовного падения народа в 1917 г., отдавшего такого Царя на заклание в руки врагов России. Убеждён, что в будущей России государственные деятели будут считать именно его жизненный путь образцом подлинного христианского служения Богу и стране.

К сожалению, сегодня очень популярна следующая точка зрения на Покаяние: «да, убийство Царя – это ужасно, я осуждаю его палачей, но ведь я в то время не жил. Зачем мне каяться в чужих грехах?» Получается какое-то фарисейство. Ведь мы гордимся Победой в Великой Отечественной войне, которую завоёвывали лично лишь немногие из ныне живущих наших сограждан – ветераны, тогда как остальные являются их потомками, но в то же время ощущают преемственность с ними, особенно на фоне возрождения нацизма в соседней стране. Так почему же мы обсуждаем лишь наши достижения и затушёвываем наши ошибки и грехи? Почему многие из нас говорят, что это их Победа в Войне, но не их вина за принятие убийства Божьего Помазанника?