Носитель русского языка

Владимир Задра
      Вышел новый закон о Носителе Русского Языка, о котором так много говорили. Не буду говорить о том, что в УФМС России полгода не знали, как это всё будет выглядеть в действительности, кто будет уполномочен устанавливать такой вердикт, но, наконец, он заработал и позволяет получить российское гражданство по упрощённому варианту, что мне и надо. Знаю: будет очень трудно, придётся с интеллигенцией из комиссии общаться, а я на вахте кроме оленей в тундре никого не вижу или слышу спорадически возникающий русский мат,  заглушающий работу всей буровой. Лексикон, правда, небогатый, но русский язык не забываешь. Да и как не материться?! Порой бросают на объект,  не обеспечивая необходимым оборудованием для работы, и выкручивайся как хочешь. Только на  свой опыт опираемся и на умение принимать решение. Под г. Печорой полтора месяца отрывались от цементного моста на глубине два километра, чтобы дать скважине другое направление. Каждый шаг с Москвой согласовывали, но только елозили инструментом вдоль моста. Приехал Анатолий Иванович Королёв, другой инженер по бурению. Тот самый, который как-то в разговоре сказал, что если надо, то на глубине в несколько километров буровым инструментом напишет свою фамилию – Королёв! Взглянул он на отчёты по бурению и прямо сказал: “Ребята, вы же бурить боялись.” И обращается ко мне:
       - Володя, ври супервайзеру буровой что хочешь, но чтобы он мне не мешал”, - я тогда за американскую телесистему Geolink на буровой отвечал, информация через компьютер сразу супервайзеру поступала.
       - Иваныч, ты только бури!
       Анатолий Иванович за три дня оторвался от цементного моста!  А я оторвался по полной по вранью!... Выживешь в таких условиях, дашь план – молодец! Не выживешь – извини…
       “Носитель русского языка” – что подразумевали в этом наши законодатели? Знание грамматики, истории России, понимание её современной политики?... А я бы спросил у претендентов на это звание по-другому:
      - Почему во всём мире практически не собирают ягоды и грибы, а у нас это национальная особенность?...
      И ответил бы так:"Природа России - это и есть русская душа."
      Стою в офисе Газпрома перед банкоматом, чтобы заплатить за квартиру. Все банки шкуру дерут, а здесь лишнее не возьмут. Перед входом в офис охрана, в виде Андрея – ростом около двух метров и весом за сто килограммов. Я к нему, за помощью: что набирать надо. Пенсионеры начинают подтягиваться. Оплатил, всё делал Андрей, но я решил задержаться. Посмотреть, насколько хватит терпения, доброжелательности у охранника, чтобы всем объяснять одно и то же. Я так и не дождался, но с гордостью ушёл от такого Носителя русского языка.
       Была ни была - надо срочно становиться Носителем русского языка! А так мне, русскому, понадобится в общей сложности более двадцати лет, чтобы получить российское гражданство: то мне дают вид на жительство, то его забирают.  За долгие годы борьбы с УФМС России, Пенсионным Фондом, Налоговой инспекцией и т.д., я сделал главный вывод: без юмора в России не выжить. Также многое зависит и от того, к кому попадёшь на приём. Но если нужна очередная справка, в которых уже утонул, то принципиально выплыву и сделаю эту справку. Писал даже президенту России. Правда, гражданство так и не дали, но в УФМС зауважали.
       На моё счастье назначили в нашем городе нового начальника УФМС. Какая женщина! Но, жаль, ей ещё нет пятидесяти, а женщина до пятидесяти – это пока ещё малолетка для меня, но глаз отвести от неё невозможно. Помогли мне в нашем УФМС  собрать пакет документов, как носителю русского языка, и вот я уже в столице республики на экзамене.
      Экзамен состоит из двух письменных тестов на знание русского языка, и потом собеседование – проверка на адаптацию в России. Тесты сложные: рассчитаны на предельное внимание, концентрацию, на понимание богатства, тонкости русского языка, и комиссия отсеяла почти половину претендентов. Но, с другой стороны, не пошлёшь же любого желающего доказывать, что он  носитель русского языка.
      Два письменных теста я успешно преодолел – спасибо сайту Проза.ру, заставившему меня по-другому взглянуть на свой родной язык. А так, изначально, шансы были невелики, учитывая трудную грамматическую юность: в девятом классе в четвёртой четверти у меня была двойка по русскому языку, но по математике – пять. Слово в слово переписывал сочинения по литературе своего старшего брата. У него оценки пять/пять, а у меня почему-то три/три… Но не буду о грустном, теперь осталось собеседование, которого я боялся меньше всего: три раза прошёл от г. Печоры до Баренцево моря – это всё равно что поработать проводником на железной дороге на поезде Москва – Владивосток.
      Итак, собеседование. Атака справа:
      - Какая рыба водится в наших водоёмах?
      Оценивающе  смотрю на комиссию из десяти человек: посмотрим, есть ли у вас чувство юмора? Сейчас здесь начнётся Сталинград - я открываю огонь:
      - Ёрш!
      Воцарилась глубокая тишина… Жанна Борисовна, инспектор УФМС, бросается мне на выручку:
      - А вот такая красненькая, с жировыми прослойками?
      Я так снисходительно:
      - Сёмга, что ли?
      Реплика слева:
      - Ну да, сёмга – это разве рыба?
      О чём мне говорить с комиссией?! Они же видят рыбу только на картинках. Придётся дать мастер-класс:
      - А вы сравните уху из сёмги с любой другой из разной рыбы, но с добавлением ерша. Могу предложить тройную уху. Некоторые окунают в уху горящую головешку из костра, но не советую. Но вылить в свежеприготовленную уху рюмку водки – это обязательно. А вообще, в наших водоёмах встречается: нельма, пелядь, омуль, чир, хариус, сиг, налим, щука, язь, окунь, сорога и т.д.
      Атака слева:
      - Какой флаг в нашей республике?
      - Зелёный.
      - А на флаге что?
      - Три жёлтых одуванчика.
      - Один только жёлтый, другие: синий и белый.
      Вот попадутся же такие – колор их не устраивает! На буровую бы вас!... Хоть к одуванчику не придрались.
      Атака справа:
      - Как называется коренное население?
      - Коренное население относится к финно-угорской группе.
      - А как всё-таки называется?
      Я с удивлением смотрю на задавшего вопрос. Может он не знает о существовании финно-угорской группы? Могу ответить, как на рынке, по-простому - это тоже русский язык:
      - Комяки.
      Тут даже Алина Павловна улыбнулась - председатель комиссии:
      - Не комяки, а коми.
      Эх, Алина Павловна, может я всё это представление для вас устроил, уж больно у вас уставший вид… Тогда, четыре года назад, в моём УФМС не нашлось время разобраться с моим делом. А у вас нашлось, хотя таких как я, жалующихся в УФМС республики – десятки.
      Атака слева:
      - Вот вам три темы: глобализация, человек и природа, терроризм. Мы должны понять, как вы адаптированы к жизни в России, насколько полезны для общества.
      - На любую, - не буду же я мелочиться, как-никак представляю свой город.
      - И всё-таки выберите сами.
      Тем хуже для вас. Если женщина за день произносит двадцать тысяч слов, а мужчина с трудом до шести тысяч – я сейчас выдам двадцать тысяч слов за полчаса о своей полезности:
      - Шарли! Глубокие соболезнования семьям погибшим… К сожалению, это скандально известное издание высмеивала не только пророков ислама, но и некоторые моменты в христианстве. Что это, жажда дешёвого пиара? Поэтому издательство и оказалось под ударом международного терроризма. Бог – один! Это признают все религиозные концессии мира. Религии появились в разное время, в разной местности, но они все имеют одни корни, преемственность и предназначены для человека. Ценность у всех религий одна – человеческая жизнь! Ничего лучшего нет и не будет никогда. Неудивительно, что мусульмане России и во всём мире всегда с осуждением относились к этому изданию. Удивляет общественность Франции, отличающаяся очень высокой культурой, но которая допустила насмешки над религией. Религия и ортодоксальные отклонения от неё – это не одно и то же. С таким же успехом можно вспомнить крестоносцев, которые огнём и мечом уничтожали всё на своём пути, прикрываясь именем животворящего креста…, - вдруг я начинаю понимать, что ударился в религию, которая к заданной теме не имеет никакого отношения и надо срочно выруливать. Почти двадцать тысяч слов уже сказал и пора заканчивать свою пламенную речь.
      - Недавние события во Франции показали, что мы имеем дело с международным терроризмом, который спонсируется различными организациями по всему миру. И одному государству самому не справиться – это дело всего мирового сообщества, так как в международный терроризм вкладываются десятки, сотни миллионов долларов. Надо заметить, что международный терроризм опирается не только на отличия в религиях, но и на националистические группы. В своё время Гитлеру понадобилось всего семь лет, чтобы внушить немцам о великом предназначении их нации. Сколько жизней унёс этот национализм?! Особую неприглядную роль в этом плане играют сейчас Соединённые Штаты Америки. Некоторых, кому они помогали, теперь вынуждены признать террористами. Если что-то не совпадает с их интересами, то применяют к этим странам экономические санкции или просто начинают бомбить. Так было с Афганистаном, Ираком, Югославией, сейчас с Сирией, скоро дело дойдёт и до Украины – пока США всё сходит с рук. Вот он оплот интеллектуального и экономического  международного терроризма! Им всё равно кому оказывать помощь, лишь бы навязать миру свои представления о порядке, где во главе цивилизации стоят они, прикрывая свои истинные интересы словесной пачкотнёй. Вопреки желанию США, многочисленные правительственные делегации всё равно приедут на Парад Победы в Москву, и снова все в мире увидят  Знамя Победы Советского Союза во Второй Мировой Войне – пусть освежат некоторые свою память! Это символ России от Святослава до наших дней! Мировое сообщество вынуждено признать: борьба с терроризмом, глобальный мир на земле -  невозможны без участия в этом  России!
      Собеседование прошёл. Комиссия мне понравилась - нормальные и адекватные люди…
      Теперь пора собираться на свою буровую, отдыхающая вахта уже заканчивается. Надо ребят на буровой чем-то вкусненьким побаловать. Неужели опять мало питьевой воды завезут? Придётся кипятить ржавую воду из болотистого ручья. Девчатам, поварам из хозблока, опять мучиться, материть наше начальство и готовить…
      Наполеон о Бородинском сражении:
Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…