ЧуднОе слово - Ингерманландия... Оно, как бы и настоящее, и ненастоящее.
Конечно, столица такой ненастоящей страны должна состоять из светло-желтых
марципановых домов с витиеватыми фасадами , черепичной крышей и крепости,
сделанной из шоколадных брикетов.
Стоял тот чудесный город на холме, на берегу серебряной реки, через
которую был проложен деревянный, а, может, и пряничный мост. А на другом
холме возвышалась другая марципановая крепость.
Такой увидела в первый раз Нарву и Ивангород маленькая Лида. Ей было
лет семь. После гражданской войны они осели в родной деревне отца и матери,
которая вдруг оказалась населённым пунктом нового государства - Эстонии,
и они в этом государстве были иностранцами и должны были приноровиться к
новым законам.
Это, как потом оказалось, станет константой их жизни - приспосабливаться
и выживать в постоянно рушащемся и меняющемся мире.
После ужасов и потрясений первой мировой, гражданской, гибели империи
человеческий муравейник приходил в себя. Выжившие муравьи снова начинали
таскать свои прутики и сооружать новое гнездо в другом месте.
Как и семья Лиды, многие русские из Питера вернулись в родные деревни,
снова взялись за мотыгу, лошадиную узду, выращивание картошки, занялись
разведением овец, свиней и коров, - всего,что могло вырасти и дать доход
на не очень плодородной, каменистой земле.
У кого-то получалось лучше, и даже завелись новые деньги - эстонские
кроны. Кому-то удавалось меньше, но без куска хлеба с маслом,домашним,
какое только в деревне попробуешь, никто не оставался.
Дети пошли в школу при церкви - 5 классов, без больших перспектив про-
должить образование. Но никто не жаловался - " проживём, и в деревне руки
нужны".
...Быть может, потому, что привыкли надеяться только на себя, не верить
на слово никому.
К этому приучили крестьян опыт собственной нелёгкой жизни и отложенный
где-то в глубине памяти опыт предков. Наверное, поэтому крестьяне с их
обособленностью, самостоятельностью были всегда так ненавистны любой власти.
Та понимала, что крестьяне без неё проживут, а она без них - никогда...
Каких только ярлыков на них не навесили: и "убогие", и "грубые", и "не-
далёкие", и "примитивные"...
Хотя самые чудесные, тонкие, потаённые струны души русского и любого
другого народа на этой земле сделаны из крестьянской соломы. Крестьяне - кон-
серваторы, те, кто каждый день сталкивается и взаимодействует с другим ми-
ром, абсолютно независящим от человеческой воли и прихоти - миром природы,
чувствуют себя частью этого вечного и незыблемого порядка: простого, чест-
ного и мудрого.
Поэтому их труднее сбить с толку, они остро чувствуют фальшь, и потому
их так ненавидят строящие очередные новые миры и цивилизации проходимцы.