Все в памяти моей. Гл. 58. Ярик

Светлана Компаниец
   Утром   следующего  дня   Нина   помогла   нам  быстро  найти  нужный  адрес.                В  десять  часов  мы  уже  стояли  в  маленькой    комнате  перед  охранником.  В  форме  черного  цвета  и  такой   же  фуражке   он  сидел  у  небольшого  стола,  придерживая  на  коленях  автомат.
 
-  Документы! – потребовал,  встав  со  стула  и   забросив  на  ремне  автомат  за  плечо.

   Андрей  подал   ему  наши  паспорта.  Охранник   внимательно сверил  их  со  списком,  лежавшим  на  столе,  сделал  пометки.

-  Сумки  сюда, - показал  на  стол, - откройте.

-  Проходите, -  возвращая  нам  сумки, указал  на  мощную,  из  металла,  дверь.
 
   Войдя,  мы  оказались  в большом, длинном  помещении  со  множеством   столов,  стульев,  книжных  шкафов,  заполненных   цветными  папками, книгами,  журналами.  И  почти  за  всеми  столами  сидели.  Прошли  в  конец  комнаты,   расположились  за  свободным  столиком  в  самом  углу.  Отсюда  хорошо   была  видна  дверь  с  табличкой  «ПРИЕМНАЯ»,  из  которой  то  и  дело  появлялась  стройная  моложавая   женщина  лет  сорока   пяти  в  белой  блузке  и  узкой  черной  юбке  чуть  ниже  колен.  Она  называла  фамилии  и  подавала  подходившим  листы  бумаги. Назвала и  нашу.

   Андрей  встал  и  подошел  к  ней,  что-то  сказал.   Она  подняла  на  него  глаза,  улыбка  тронула  ее  губы.  Подала  три  листа.
               
-  Вот,  мама,  заполняй!   Это  анкеты, - сказал  сын, - три:   твоя,  моя   и  Сергея.
 
   Десятка  два  вопросов.  Заполнили.   Вместе  с  паспортами  отдали  Надежде  Николаевне, -  так  звали  эту  женщину,   секретаря   Израильского   центра   в  Новосибирске.

   Андрей  достал  из  сумки  толстый  медицинский  «талмуд»,  уткнулся  в  него.  Я  рассматривала  все  вокруг.   Все  было  интересно,  особенно  публика. Здесь  были  старики  и дети, пожилые  и  молодежь, - парами, целыми  семьями, одиночки.  У  многих  на  лице  и  в  глазах  ожидание,  неуверенность  и…  надежда.
 
   Подумалось:  «Наверное,  так  же  выгляжу  и  я». За  соседним  столом  парень  громко   разговаривал   по   мобильнику,  что  было   еще   редкостью   в  нашей  глубинке,   да  и  вообще  в  стране.   Напротив  него  сидела  женщина  средних  лет,  крашеная  блондинка.   На  полном,  холеном  лице  с  яркой   помадой   на  губах    застыла    высокомерно -  брезгливая  гримаса,  словно   она   хотела  отстраниться  от  всей  этой  публики.  Среди  множества  лиц  одно  я   узнала,  -  это  была  Люба  (фамилии  ее  я  не  помнила),   она   работала   на   нашем  заводе  в  цехе  гальваники.  Она  тоже  увидела  меня,  подошла:

-  Привет!  Вы  тоже  здесь?

-  Да…  Вот… И  мы  здесь…

-  А  я  тут  с  моими  парнями, -  показала  на  двух  молодцов,   что  остались  сидеть  за  ее  столом. -  Мы  уже  за  визами,  в  августе  улетаем, - сообщила  она.
 
   Я  вспомнила, -  была  какая-то  история  с  ее  сыновьями, -  один,  кажется,  отсидел  в  тюрьме,  а  второй  имел  какое-то  отношение  к  наркотикам.  Но  ни  говорить,  ни  спрашивать  ни  о   чем  не  стала.

-  Счастливо  вам. В  добрый  путь, - пожелала я  ей,  и  подумала:   "С  такой 
«родословной»  им  нет  никаких  препятствий?»

   Я  еще  не  знала,  что  в  знаменитом   «Сохнуте»   и   МВД   Израиля   при  всевозможных  проверках  идет  борьба  за  «чистоту  крови»...

   Ждать  пришлось  довольно  долго.  Подходило  время   обеда.  У   нас  были  с  собой  бутерброды, -  Нина  сунула  мне  в  сумку,  когда  выходили  из  дому.  В  углу,  у  стены, я  видела  стол  с  чайником,  пакетиками  чая  и кофе,  вазочки  с  сахаром  и  печеньем,  чашки. Время  от  времени к  столу подходили,  наливали  кипяток,  брали  пакетики,  сахар.  Я  не  решалась,  не  зная,  для  кого   это  все  приготовлено.  И  когда  Люба  спросила:

-  Кофе  пили?

-  А  можно? -  смутилась  я. – Где  надо  платить?

-  Ничего  платить  не  надо!  Наливайте  и  пейте!  Это  для  всех!

   «Это  для  всех!»…  Приятно…
 
   Но  поразил  меня  туалет, когда  пошла помыть руки. Белая  мраморная  плитка,  сверкающие  белизной  унитазы,  жидкое  мыло,  бумажные  полотенца,  сушилки  и…  туалетная  бумага!  Да-а…  Заграница!  Правда,  к  концу  дня  наш  брат,  совок,  успел  там  оставить  свой  впечатляющий  след!  Но  все  же…

   Уже   во   второй   половине  дня,  когда  комната  порядком  опустела,  нас  пригласили  к  консулу.
   
   Прямо  напротив  двери  за  столом  сидел   молодой  темноволосый  мужчина  в  кремовой  рубашке  с  короткими  рукавами  и  черном  галстуке. Когда  мы  вошли,  он  перебирал  на  столе  наши  бумаги, листал  паспорта. Кивком  головы  ответил  на    приветствие  и  коротким  движением  руки  указал  на стулья  перед  собой.

-  Я  не  вижу  ни  одного  документа,  с  которым  можно  было  бы  работать, -  сказал  он,  все  так  же  перебирая  бумаги. – Разве  только  вот  это, - поднял  над  столом  мою  старую, затрепанную метрику,- но тут не указана  национальность  родителей.

-  Можно,  я  поясню? -  спросила  я.

   Он  посмотрел  на  меня  тяжелым,  усталым  взглядом,  кивнул.

-  Дело  в  том,  что  в  книге  записей…  -  начала  было  я,  но  увидев,  что  он  меня  не  слушает,  сказала:  -  вот,  нам  дали  копию  приговора  суда  и  справку  о  рождении  сына  у  моего  отца  в  Фастове,  там  сказано,  что  отец – еврей…

-  Нужны  подлинники, -  промолвил  он  и   отодвинул  ко  мне  все  документы.

-  Но  подлинники  нам  никто  не  даст!
 
   Секретарь  что-то  быстро  сказала  ему  на  незнакомом  языке    (я  еще  не  знала,  что  это  иврит).  Консул  повернулся  к  ней:
 
-  Сделайте  копию  и  отправьте  в  Киев,  Алексу,  пусть  проверят, - подал  ей  мою  метрику.
   
-  Это  ничего  не  даст! – снова  вмешалась я. - Это  бесполезно! Я  же  говорю,  что  там,  в  ЗАГСе,  в  книге  записей,  мать  залила  чернилами  национальность  отца  и  написала:  украинец!     Легче  проверить  приговор,  это  же  в  самом  Киеве… -  но  он  меня  уже  не  слушал.

   Когда    вышли,  у  охранника  нас  догнала   Надежда  Николаевна.  Тронула  меня  за  плечо:

-  Вам  нужно  записаться  к  Ярику.   Обязательно,  только  к  Ярику!   Звоните,  я  скажу,  когда  он  будет.
 
-  Спасибо,  до  свидания, -  проговорил  Андрей.

   Она  посмотрела  на  него, - и  опять  улыбнулась.    
 
   В  июле  попали  на  прием  к Ярику (Ярославу), уехавшему  из  Польши в  конце  шестидесятых,   перед  «пражской  весной»,   в   период  разгула   антисемитизма  под  знаменами  Гомулки, когда  многие  евреи  просто бежали  из  страны,  бросив  все.

   Перед  нами  сидел   невысокий,  худощавый  человек  с  рыжей,  уже  тронутой  сединой,  шевелюрой  и  маленькими  голубыми  глазами,  смотревшими  внимательно,  с  какой-то  хитрой    усмешкой.
 
-  Ну,  и? Рассказывайте! – обратился  ко  мне.
   
   Я  начала  было  свое  повествование  о  том,   как  мы  были  в  прошлый  раз  на  приеме  у  консула,  и  что  он  отправил  на проверку  мою  метрику, а  там…  и  про  маму,  и  про  отца…
   
-  Так,  понятно, - остановил  он  меня, -  все  это  вы  мне  напишите:  и  про  маму,  и  про  отца,  и  про  лагерь!  А  пока  мы   отправим  на  проверку   вот  эту  справку, -  он  взял  из  моей  папки  справку-выписку   о  рождении   сына  во  второй  семье  отца в  Фастове.

 -  Вот  приговор  суда!  Это  же  в  самом  Киеве!  -  попыталась  напомнить  я. -  Алекс  ваш  ведь  в  Киеве,  в  посольстве!…

    Мне  показалось  не  совсем  уместным проверять  справку, где указана  другая  семья.  Да  и  проще  проверить  документ  в  Киеве. И  опять  меня  не  слушали.  Ярик  подал  справку  Надежде  Николаевне:

-   Отправь  факсом  Алексу.

    Повернулся  ко  мне:
 
-  Ну,  и  почему,  таки,  вы  решили  ехать  в  Израиль? Думаете,  все  там  так  просто?
 
-  Нет,  не  думаю.  Но  я  не  вижу  будущего  детям  и  внукам  здесь…

-  А  что  там  будут  делать  ваши  дети,  вы  знаете?

-  Ярик, - вмешалась  секретарь, - ты, что, не  видишь, кто  перед  тобой  сидит?  Интеллигентная  семья!  Ты  почитай!  Перед  тобой  врач  из  кардиоцентра!  Ты,  может,  еще  на  прием  к  нему  придешь!

-  Тьфу,  тьфу,  тьфу,  -  сплюнь,  Надежда  Николаевна!  А  только    знает  ли  этот  доктор,   что  в  Израиле  быть  таким  интеллигентом  нельзя!   Там  надо  проталкиваться  локтями! И  вообще,  вы  представляете  себе, как  там  относятся  к  русскоязычным?  К  тем,  кто  приехал из  России?

-  Вы  что,  хотите  сказать,  что  мы  там  будем  людьми  второго  сорта?  -  спросила  я,  глядя  ему  в  глаза.

-  Я  этого  не  говорил! – смутился  он.  -  Но  репатриантам  там  нелегко.  А  кто  по  специальности  ваш  второй  сын?

-  Инженер-мукомол...
   
-  Ну,  этот  сразу  найдет  работу…  Хорошо!  Вы  мне  пишете  все  подробно,  о  чем  тут  рассказывали,  и  передаете  Надежде  Николаевне.  Она  мне  перешлет.  А  пока  проверяем  справку. 

   С  тем  и  ушли.  В  августе  Ярика  не  было,  да  и  времени  ехать  к  нему  у  нас  тоже  не  было,  -   я  должна  была  лететь  во  Владивосток  к  Сергею (там  Антон  пошел  в  первый  класс),  а  Андрею  не  позволяла  работа.
 
   Улетала  из  Новосибирска.

   Август  шел  к концу.В стране, обкусанной  со всех сторон, как  рождественский  пирог,  царил  полный  беспредел.   Президент  менял  премьеров,  как  перчатки.  Что-то  вещал  (голосом  евнуха)  по  всем  программам  телевидения  мальчик  для  битья,  премьер-  комсомолец  Кириенко  и  тоже  вскоре  исчез...  Цены  на  все  стали  похожи  на  номера  телефонов,  и  Андрею  с  Мариной  все  так  же  не  платили  зарплату…
 
   Накануне  отдала  Андрею  последние  сто  долларов,  -  остатки   от  продажи  гаража  (все  собиралась  купить  новый  телевизор)  и  наказала  Ларисе  отдать  ему  мою  пенсию,  когда  она  получит  ее  по  доверенности.
   
   Андрюша  приехал  проводить  меня  на  автобусную  станцию.  Вид  у  него  был  очень  усталый,  мне  показалось,  что  лицо  его  как-  то  очень  осунулось  и  даже  потемнело…  Не  знала  я,  что  вчера  в  автобусе,  когда  он  возвращался  домой,  из  нагрудного  кармана  рубашки  у  него  вытащили  те  несчастные  сто  долларов!...
    
   А  надо  было  кормить  семью…  Как?  Чем?  Помню,  я  здорово  обиделась  на  Ларису,   когда  узнала,  что  получив  мою  пенсию, она  не  отдала  ее  Андрею,  сказала,  что  пенсии   пока  нет…  Решила  приберечь  ее  для  меня.

   Владивосток  встретил  теплой  золотой  осенью:  сентябрь,  бархатный  сезон, - бабье  лето.  И  снова  поражалась  необычайной  красоте  окружающей  природы.  У  Сергея  теперь  была  своя  машина,  внушительных  размеров  «внедорожник»,  и  он  в  свободное  от  работы  время  вывозил  нас  к  Океану.
 
     По  утрам,  проводив  Сергея  и  Ирину  на  работу,  я  поднимала   Антона,  собирала  и  отводила  в  школу.   Затем   готовила   обед,   убирала,  что-то  перешивала    из  одежды  Ирине  и  шла  забирать  его  домой.  Самым  проблемным  было  для  меня  накормить  ребенка,  а  затем  усадить  за  уроки.  «Не  хочу!  Не  буду!» - слышала  в  ответ  на  все  мои  уговоры. Но, все  же,  справлялись,  и  в  классе  он  был  одним  из  лучших  учеников.  Но  каких  нервов  мне  это  стоило!  Его  отдали  в  какую-то  очень  престижную,  платную  школу,  и  надо  было  соответствовать!   Затем  брала  его  за  руку  и  мы  бродили  по  старым  улочкам  района,  где  они  жили.

   Здесь сохранились  постройки  разных эпох: старинные особняки,  превратившиеся  в  годы  советской  власти  в  коммуналки ( «новые»  русские  теперь  многих  из  них   возвращали  в   прежнее   состояние,   выкупив   у   городской  власти   и  расселив  жильцов  в  многоквартирные  дома  на  окраинах  города),   посеревшие    от  времени  кирпичные хрущевки («хрущебы»), крупнопанельные  высотки новостроек.  Запомнилось  одно  здание  сталинских  времен:   монументальное,  с   массивными  колоннами   на   входе   (как  в  Большом  театре),   с   широкой   (и  высокой!)  бетонной  лестницей,  ведущей  под  колонны.    И  наверху,   над  входом,  под  острым  и  широким  козырьком  выложено  из  камня  «клуб  строителей».  И  очень  много  зелени  вокруг, - запущенные  скверы,  поросшие  бурьяном  и  кустарником  пустыри,  лесистые  овраги  между  улицами. И  все  это  на  холмах,- сопках, - и  улицы  то  поднимаются  круто  вверх,  то  стремительно  несут  тебя  вниз,  к  подножию  сопки...

    В  эти  дни пришли  Сергею  сообщения  из  военного  архива,  из  Подольска,  и  из  ЗАГСа  села  Андреевки  в  Казахстане,   где   в  сорок  третьем  году  у мамы  родилась  Аллочка.  Везде  писали  о  дорогом  родителе – еврей.  Но  ждали  результатов  проверки  (справки)  из    Фастова. Время от времени  Сергей  звонил  туда,  но  заведующая  отвечала:

-  Сергей  Викторович!  Никто  не  приезжал.   Книга  записей  все  время  лежит  у  меня  на  столе  раскрытая!
 
   В  выписке  из  военного  архива  были  адрес  и  домашний  телефон (в  Ейске)  Михаила  Сергеевича  Белопольского.   И  как   тут   было   удержаться   и   не позвонить  папеньке!  И  мы  с  Сережей  позвонили  из  его  кабинета.   Я  уже  писала  об  этом    разговоре:   выяснилось,  что   отец  напрочь   выбросил  из  головы  и  маму,  и  нас  с  Левкой.  Провалил  в  своей  памяти!

   Вечерами  за  кофе  или  чаем  мы  втроем, - я, Сергей  и  Ирина,-  обсуждали  проблемы  наших  поисков.  Ира  порой  высказывалась  против  всей  этой  затеи,  ее  устраивало  нынешнее  положение  их  семьи.  А  Сергей  уже  загорелся  этой  идеей,    полностью   был   на  стороне  Андрея  и   Марины.   К  такому  ходу   мыслей  его  подталкивала  сложившаяся  ситуация  с  комбинатом,  где  он  был  главным  инженером,   и   где   все   производство   полностью   лежало  на  нем:  власть  имущие,  местные  и  центральные,  начали   активную   деятельность  по  приобретению  комбината  в  личную  собственность  и  неизвестно  было,  чем  все  это  могло  закончиться. (В  итоге  закончилось  полным  развалом: уже в  Израиле  Сергей  узнал,   что  спустя   немного   времени   комбинат  прекратил   работу,  перестал  существовать).
 
    Как-то  в  разговоре  с  врачом  комбината,   молодой  женщиной,  с  которой   Сергей  и  Ирина  были  дружны,  я  услыхала:
      
-   Никуда  вы,  Светлана  Михайловна,  не  уедете!  Ни  в  какой   Израиль…  Ну,  какие  вы  евреи?
   
    А  я,  уже  словно  заклинание,  подумала:  уедем!
 
    Все,  казалось, было  нормально,  но  здоровье, чувствовала, начало  сдавать.  Ощущала  жгучую,  постоянную    боль  в  желудке.   Сергею  ничего  не  говорила,  боль  глушила  чаем,  анальгином.   Сказывалось  нервное  напряжение  последнего  времени.  Отмахивалась  от  дурных  мыслей: ерунда, опять  гастрит  взбунтовался…  (Как  позже  выяснилось,  уже  в  Израиле,  у  меня  была  язва  желудка…)

    Понимала:  надо  ехать  домой,  дома  и стены  лечат… Поговорила  с  Сережей,  попросила  взять  билет  на  самолет.  Уже  заканчивался  сентябрь.  И  когда  в  гостях  у  родителей  Марины  ее  мать  произнесла:

-   Ой,  а  мы  думали  вы  побудете  здесь  зиму! – у  меня все внутри  замерло…
 
    Промолчала.

    В  середине  октября  была  уже  дома,  в  Барнауле.

    А   в   ноябре   снова   поехали   с   Андреем  в  Новосибирск,  отвезли  мое  «повествование»,   которое   велел   написать   Ярик,   Надежде   Николаевне,  в  Израильский  центр.  Ярика  не  было,  ответа  из  Киева   тоже...
 
    И  снова  будни,  домашние, семейные  хлопоты. Снова  я с Глебом, с  Ларисой.  Зошки  дома  уже  нет,  его  отправили  в  деревню,  отвез  Володя  Седякин  к  знакомым.  Пес  к  старости  стал  неуправляем.  Ночью  я  не  могу  подойти  к  постели  Глеба, - укрыть,  поправить  одеяло, -  бросается   на   меня  с  самым  серьезным  видом: лает,  рычит,  пытается  укусить, - не  подпускает  к  ребенку.  Но  самое  неприятное, - стал  «метить»  всю  квартиру, никакие  «воспитательные»  меры  не  действуют. Пришлось  менять  полас  и…  отправить  Зошку  в  «ссылку».

    Вечерами  кропаю  на  машинке  свою  «сагу»,  под  настроение.
 
    В  середине  декабря  едем  с  сыном  снова  в  Новосибирск, -  прием  ведет   Ярик.

    Ответа   из   Киева   все   еще   нет.  Ярик   в   который   раз   перебирает  документы  в  моей  папаке.
 
-   Что  же  Алекс  не  отвечает?…- как  бы  сам  с  собой  разговаривает  он.  -  Может,  напомнить  ему? -  обращается  к  Надежде  Николаевне. - А  ну-ка,  дайте  справку,  которую  ему  отправили, - это    уже  ко  мне.
 
   Я  достаю  из  папки  справку
 
-  Попробую  до  него  дозвониться,  -  он  берет  ее  из  моих  рук  и  выходит  из  комнаты.
 
   Через  какое-то  время  выходит  и   Надежда  Николаевна.
 
   Мы  с  Андреем  вдвоем  в  кабинете.   Ждем.   Вдруг  на  столе  у  секретаря  тихо  заработал  факс,  зашелестел  бумагой.  Вошла  Надежда  Николаевна.
 
-  У  вас  факс  работал, - проговорил  Андрей.

-  Да?  Спасибо.  Что  там?  -  она  берет  из  факса  отпечатанный   лист. – Так  это  Алекс!  - сворачивает  лист  трубочкой.
               
-  Это  о  нас? – спрашиваю  я.

   Надежда  Николаевна  кладет  свернутый  лист  на  стол,  у  места,  где  сидит  Ярик,  напротив  меня.

-  Сейчас  он  сам  все  расскажет, - говорит  она.
   
   Вскоре,  напевая  что-то  себе  под  нос,  входит  Ярик.
 
-  Вот  ваш документ,- кладет передо мной справку.- А  это  что? –  разворачивает  трубочку  из  листа.

-  Сейчас  Алекс  прислал,  - отвечает  Надежда  Николаевна.

   (Если  и  есть  кульминационный  момент,  то  это   был,  конечно,  он!)
 
    Ярик  подает  мне  лист.   Это  копия  справки  из  Фастова,   где   родился  Михаил,  и  где  написано,  что  его  отец – еврей.   Читаю  внизу  приписку  от  руки:  «В  книге  записей  указано: отец  - украинец».  И  подпись:  Алекс…

    Вот  это  номер!  Поднимаю  глаза  на  Ярика.   Он  невозмутимо,  с  легкой  улыбкой,  смотрит  на  меня.  Андрей  берет  у  меня  лист,  тоже  читает.  Лицо  у  него  словно  каменеет,  глаза  жестко  смотрят  на  Ярика.

-   Это  что? – спрашиваю  я. – Кто  это  написал?  Это  неправда!

-   Это  Алекс  пишет, вы  же  видите, - говорит  консул.

-   Это  неправда!  Выходит,  мы  вам  врем!?  Я  вру!?  Да  как  вы…  -  мне  от  возмущения  не  хватает  воздуха.

-   Мама,  не  надо,  успокойся.  Пойдем  отсюда! – Андрей  помогает  мне  выйти  из-за  стола,  собирает  бумаги,  мою  сумку.  -   Нам   здесь   делать   больше  нечего, - твердо  говорит  он.

    И  тут  Ярик  вскакивает  со  своего  места:
 
-   Ну,  что  вы!   Что  вы!   Может,  это  ошибка!   Садитесь,   садитесь!  -  усаживает  меня  на  стул.  –  Будем  считать,  что  ничего  не  было!  –  берет  лист,  рвет  его  и  бросает  в  корзину.  –  Наверное...   это   ошибка!   Пусть  проверят  еще…  Надежда  Николаевна!  Повторите  запрос  Алексу!  Вы  звоните,  -  обращается  к  нам, -  и  приезжайте  в  марте, я  буду  вести  прием… Приезжайте
обязательно!

    В  полупустом  автобусе  возвращаемся  в  Барнаул. За окнами  метель.  Первая  этой  зимой.  Поля  вдоль  шоссе  уже  белые.   Еще  менее  часа  назад,  когда  выезжали  в  сумерках  из   Новосибирска,  все  вокруг  было  серым.  А  сейчас  словно  даже  посветлело.   И  темнота  уже  не  гнетет,  как  раньше.   Андрей  сидит  впереди  меня.
 
-   Ма!  -  поворачивается  ко  мне. -  А  ведь  нас  проверяли  на  «вшивость»!
 
-   Это  как?  На  «вшивость»? – не  понимаю  я.
 
-   Да  очень  просто!  Как  я  сразу  не  догадался!

-   Ты  о  чем,  Андрюша?

-   Понимаешь, это  он  сам, Ярик,  отправил  этот  факс  с  другого  компьютера!  Он  же  вышел!  С  нашей  справкой! И  отправил  на  свой  факс!... Ты  думаешь,  зачем  и  Надежда  Николаевна  вышла?  Чтобы  помочь  ему,  ведь  факс-то  ее!

-   И  правда…  Но  зачем?

-   А  вдруг  мы  «выдадим»  себя!  Может,  мы  купили  эти  документы?

-   Так  ведь  указаны  все  адреса,  на  печатях!   Можно  же  проверить  все!Они  сказали,  что  сами  могут  проверить!

-   Мама!  Кому  это  надо  -  проверять?   Он  же  не  слышит  нас!   Ты  ему  показываешь   приговор,   его   можно  проверить  там  же,  в  Киеве!   А  ему  по-барабану! Решил  поиграть с  нами. А  потом  сам  испугался…  Ладно,  подождем  до  марта.
   
    В  Барнаул  приезжаем  поздним  вечером.  И  здесь  идет  снег. Тротуары  уже  в  сугробах,  намело  почти  по  колено.   Город   чистый,  притихший  в  белом  убранстве.  От  автобусной  станции  к  дому,  где  живут  дети,  идем  пешком, - здесь  недалеко,  идти  минут  пятнадцать.   Липы  на  бульваре  по   Ленинскому  проспекту  совершенно   белые  от  толстого  слоя  снега   на  ветвях,  чернеют  только  стройные,  крепкие  стволы.    А  снег  все  падает  и  падает,  словно  зима  решила  наверстать  упущенное  время.

    На  ночь  остаюсь  у  Андрея  с  Мариной.  Долго  сидим  втроем  на  кухне,  Глеб  уже  спит.  Обсуждаем  наш  визит  к  консулу,  его   выходку…