К психологическому портрету С. Есенина

Евгений Ванькин
«В этой жизни умирать не ново….»
(Наброски к психологическому портрету  С. А. Есенина)

Диапазон психологического восприятия гениальных людей всегда значительно отличается от распространенного в их эпоху общественных представлений. И в первую очередь, это касается, конечно, поэтического восприятия. Для рождения поэтического образа, легкокрылой метафоры, требуется «набор» определенных психологических составляющих, помогающих в творчестве, и осложняющих, к сожалению, часто бытовое существование автора. Часто это приводит к излишней экзальтации поэтической натуры, не примиряющейся и порывающей с сознательным восприятием жизни. Любой гений вынужденно платит за свой талант часто отчуждением окружающих, не принимающих сложность их бытового поведения. Хотя надо отметить, что отчуждение обществом совсем не говорит об их гениальности. Кропотливое копание в чертах характера гениев не является насущным, потому, что каждый из них оставил нам свое великое творение, за что мы их любим и почитаем. Но нам трудно бывает порой понять их современников, не очень уважительно обращавшихся с трудными характерами гениев. Но, надо сказать, что не бывает и идеально прожитой жизни, в которой каждый способен совершать ошибки и находиться в плену своих заблуждений.
Но, понимая это, нам нетерпеливо интересно заглянуть через разделяющее нас время, понять каким был человек в повседневной жизни, его черты характера и поведения. Но, избави Бог, в слабых потугах разбора их жизни хоть на миг нам забыть о великом их творчестве. Важным подспорьем в реконструкции психологического восприятия иногда играет почерк человека, да и современные достижения в области физиологии мозга помогают открыть перед нами величайшие бездны тайн человеческой души. Обо всем этом постараемся порассуждать, дабы приблизиться к пониманию загадки личности великого русского поэта С.А.Есенина и хоть немного понять истоки его трагической гибели.
При исследовании почерка Есенина сошлемся на книгу Д.М. Зуева-Инсарова «Почерк и личность», который сделал показательный его разбор и который теперь общедоступно выложен в Интернете. Почерк поэта в течение жизни делал кардинальнейшие изменения, от общепринятой скорописи до тщательного выведения каждой буквы. Проследим по этапам жизни поэта эти изменения, понимая, что графологи во многом могут заблуждаться, но и схватывают многие общие закономерности :
«1913-1914 год - почерк наклонный, буквы связаны тщательно между собою (тогда как в последних автографах совершенно разделены). Встречаются клинообразные окончания слов. Беглый почерк. Подпись также наклонена и связана. Мелкое письмо. Преобладают дуговые линии — все это свидетельствует о непосредственности реагирования на внешние впечатления, добродушии, предприимчивости, изворотливости, некоторой хитрости, общей одаренности, стремлении к выявлению своей личности, восприимчивости, логичности, практичности, расчетливости в отношениях.
1916 год - почерк значительно выпрямляется, появляется некоторая замкнутость, сдержанность в обнаруживании своих личных переживаний. Только половина из общего количества связанных букв между собою, рисунок отдельных букв стилизуется, что свидетельствует об обострении творческой фантазии, о постепенном преобладании идейных целей над практическими. Вместе с тем резче выражается стремление первенствовать, выделяться.
1918 год - буквы становятся почти вертикально. Увеличиваются и стилизуются заглавные буквы. Почти совершенно исчезает связь,— учащаются настроения, окрашенные в честолюбивые тона. Притупляется критическая оценка своих поступков. Растет вера в себя. Личность постепенно извращается.
1923-24 годы - почерк характерен неравномерностью нажимов, неровностью уровня букв: общей стилизованностью. Совершенная изолированность букв: получается впечатление, как будто каждая из них живет своей собственной, отдельной жизнью. Отчетливость пунктуации. В почерке пропала клинообразность — вместе с уверенностью в своем положении, автор допускает непосредственность в обращении, меньше прибегает к свойственной для него ранее дипломатичности в отношениях, но становится недоверчивее, подозрительнее. Наблюдаются уклоны воображения, мнительность, боязнь одиночества. Желания, несмотря на интенсивность, теряют устойчивость. Появляется раздражительность, резкость. Искание новых форм. Славолюбие принимает уже болезненный характер. Появляется беззаботность к своему материальному положению. Преобладают конкретные образы и интуиция над логическим мышлением. Весь в себе, в своих переживаниях, настроениях.
1925 год - буквы местами разорваны в своем рисунке, неравномерность нажима. Наклон местами разнотипен — приступы мнительности, неудовлетворенности, отчаяния, которые тщательно скрываются. Навязчивость представлений. Распад личности. Боязнь не смерти, а конечности феномена личного существования.
Предсмертное письмо Есенина (стихи) с характерно резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находится в момент писания».
Анализу почерка уделено много внимания, но мы не будем досконально приводить графологические выводы. Приведем еще экспертную оценку: «Непрактичность, мечтательность, фантазия. Неумение оценить свои идеи с точки зрения логики, критически отнестись к ним, провести между ними параллель. Преобладание конкретных и реальных образов и интуиции над абстрактным мышлением Развитое эстетическое чувство Стремление к выявлению своей личности, желание производить впечатление, обращать на себя внимание. Люди, обладающие этим типом почерка, обычно очень несуразно и нелогично ведут свою весьма богатую внутренним содержанием и духом, жизнь». За этими холодными словами профессионала чувствуется и душевный поэтический жар и кровоточащая душевная боль поэта, повседневно вынашиваемая им в жизни.
Если посмотреть на юношеские фотографии поэта, то можно увидеть явно выраженное преобладание активности правого глаза, по сравнению с левым. Для его возраста, это уже не характерная черта поколения. О чем же это свидетельствует – о явном доминировании правого полушария над левым. Что же это значит? Немного схематично, вкратце, скажем несколько слов и об этом.
Двадцатый век приоткрыл немного тайн функционирования мозга, в т.ч. межполушарную ассиметрию. Импульсы развития и устремлений человека неразрывно связаны с развитием функций головного мозга, с функциональной неравнозначностью восприятия его полушарий. Если правое полушарие отвечает за пространственно-чувственное восприятие, за процесс актуализации потребностей человека, играющее основную роль в познании окружающего мира, то левое - за вербально-логическое мышление, за процесс конкретизации, выбора средств и способов удовлетворения. Они по-разному и обрабатывают поступающую информацию: если левое детализирует, т.е. проводит анализ, сопоставляя детали, то правое воспринимает и обрабатывает объект как целостную единицу, проводит синтез, т.е. может не ограничиваться материальной сущностью мира. Говоря о «специализации» полушарий, конечно, надо уточнить, что происходит доминирование одного из полушарий в определенном виде деятельности. Для совершенного пространственного анализа, конечно, необходимо взаимодействие двух полушарий. Но в повседневной жизни часто происходит преобладание одного из них над другим. Этому способствуют и многие профессии, и техногенное развитие цивилизации. Возрастание индивидуализма современного западного общества также свидетельствует о развитии левополушарной доминанты, которая во многом подавляет восприятие уравновешивающей психику метафизики. Но это отдельный вопрос об эволюции нервной системы человека и ее неминуемых издержках.
Важно понять, хотя буду подвергнут справедливой критике физиологов за прямолинейность, что классическая русская поэзия, склонная к метафизическому пространственному восприятию, всегда была детищем правополушарных, вырываясь в поднебесье от грешной земли. Но долго жизнь поэта не продолжается в подобном надрыве. Так повелось еще с античности, указывавшей на долгую жизнь своих мудрых философов, и кратковременность существования поэтов. Сознательное отношение к жизни, созидающей повседневные ценности, никогда не терпело пренебрежение ими и поэты всегда за это горько расплачивались. Даже в чем-то экзальтированный характер А.С.Пушкина сумел переключиться во второй половине жизни на написание прозы, которая в чем-то скрасила его духовные надрывы. Характер его в этот период меняется. В этом было его «некое примирение с обществом», следованию общепринятой морали, на которой зиждется любая цивилизация.
Так кто же повинен в смерти С.А.Есенина, было ли это убийство? Или самоубийство? Если были убийцы, то они должны быть, несомненно, найдены, несмотря на время. Это забота исследователей и прокуратуры даже сегодня. Хотя перед смертью он и писал стихи кровью и резал вены, и сами стихи о черном человеке о многом говорят. Но выскажу крамольную мысль, что если рассматривать гибель поэта с точки зрения метафизики, а настоящая поэзия ведь всегда является «телом» метафизическим, то надо сказать, что, прежде всего он был «убит» своим выстраданным талантом. Может быть, подобная идея жертвенности поэзии и не нова. Но, как ни печально, С.Есенин был обречен: «обречен» был стать великим поэтом; и таким людям не суждено доживать до старости. И это и есть та высокая цена за гениальнейшее творчество и великое предназначение Поэта. И за это мы должны еще больше ценить высоко подвижническую жизнь человека духа, коим, несомненно, являлся великий русский поэт Сергей Александрович Есенин, отдавший всего себя без остатка людям.

Евгений Ванькин