Одесские небылицы. Йозеф Гайдн и Менуэт быка

Алексей Горшков
Как обычно, два старых еврея, Айзик и Янкель, сидели возле дома на своих стульях и ждали. Чего они ждали, спросите вы? Айзик ждал, когда Янкель начнёт рассказывать новую интересную историю за жизнь, а Янкель ждал, когда Айзик попросит его об этом. Так что, примерно с полчаса, оба не проронили ни слова. Наконец, Айзик не выдержал и сказал:
«Янкель, а в твоей голове осталась ещё какая-нибудь история за жизнь?»
На что Янкель ответил: «Мой дорогой Айзик! В моей голове, историй за жизнь больше, чем волос на твоей голове!»
На что Айзик тут же съязвил: «Мой дорогой Янкель! На моей голове давно уже нет волос!»
На что Янкель, ни чуть не смутившись, ответил: «Мой дорогой Айзик! Ну это же метафора! Если ты только понимаешь, что это такое!»
Поскольку Айзик не знал, что такое метафора, то ему пришлось признать своё поражение в этой короткой словесной перепалке, и он смиренно попросил: «Янкель, а может ты расскажешь какую-нибудь интересную историю за жизнь?»
Янкель, почувствовав себя победителем, решил продлить этот сладкий миг и сказал: «Хорошо, Айзик. Я расскажу тебе историю за жизнь, если ты правильно ответишь на один вопрос».
Поскольку Айзику никогда не нравилось правильно отвечать на вопросы, то он с некоторым напрягом спросил: «Я надеюсь, Янкель, что этот вопрос не будет за относительную теорию Эйгштейна?»
«Да что ты, Айзик! Простой житейский вопрос! Вот, я даю тебе  два целых яблока и четыре половинки яблок. Чтобы ты выбрал?»
«Ну и где яблоки?» - спросил Айзик.
«Какие яблоки?» - удивился Янкель.
«Которые ты мне даешь?» - сказал Айзик.
«Айзик! Это же умозрительно! Ты просто представь себе, что я предлагаю тебе два яблока или четыре половинки яблок на выбор. Так чтобы ты выбрал?»
«Я не могу себе этого представить, поскольку ты мне никогда не предложил ни одного яблока, а тут сразу два предлагаешь да ещё четыре половинки!» - убедительно ответил Айзик.
«Ну хорошо, хорошо. Я сам отвечу на этот вопрос» - сдался Янкель.
«Ну и отвечай!» - согласился Айзик.
«Я бы, на твоём месте Айзик, выбрал половинки яблок!» - назидательным тоном произнёс Янкель.
«А почему?» - спросил Айзик.
«Да очень просто! Чтобы убедиться, что яблоко не червивое!» - живо откликнулся Янкель и удовлетворенно рассмеялся.
«Ну, хорошо. Ты правильно ответил на вопрос, так шо теперь рассказывай историю за жизнь!»  - резюмировал Айзик.
«Ну ладно. Я расскажу тебе историю за жизнь гениального австрийского композитора, еврея Иосифа Гайдна. Должен тебе сказать, что музыкальная карьера для Гайдна началась весьма скверно. Будучи совсем молодым человеком, он явился к знаменитому капельмейстеру с рекомендательным письмом от своего первого учителя музыки. И ты знаешь, Айзик, что было написано в этом письме?»
«Как я могу знать? Я не видел этого письма! Да я и австрийского языка не знаю!» - ответил Айзик.
«В Австрии говорят на немецком, мой друг. Так вот, в письме, первый учитель музыки Гайдна характеризовал своего ученика, как абсолютную бездарность. И что ты думаешь, Айзик, эта бездарность стала знаменитым австрийским композитором с мировым именем!»
«Ну и шо дальше?» - вяло поинтересовался Айзик.
«Айзик, ты знаешь «Менуэт быка» Гайдна?» - спросил Янкель.
Айзик весьма удивленно посмотрел на Янкеля и сказал: «Я знаю шо такое минет Сонечки, но шо такое минет быка представления не имею! Раз ты знаток в этом деле, то расскажи скорее!»
Теперь Янкель удивленно посмотрел на Айзика и сказал: «Менуэт, мой друг, это совсем не то, за шо ты думаешь! Менуэт, это музыкальное произведение. А теперь слушай историю про минет быка... тьфу ты! Про менуэт быка.»
«По мне таки, про минет быка было бы интересней...» - пробурчал Айзик.
«Слушай сюда! Однажды, к Гайдну пришел мясник и попросил молодого композитора написать менуэт к свадьбе своей дочери. Гайдн написал менуэт, который на свадьбы был исполнен самодеятельными музыкантами. Мясник, разумеется, решил отблагодарить композитора и подарил ему своего лучшего быка. С тех пор это музыкальное произведение все стали называть «Менуэтом быка» - закончил историю Янкель.
Перед тем, как отправиться перекусить кусочком сыра с чесноком, Айзик сказал: «Янкель, а может ты где разузнаешь историю за минет быка? А?».....
19.05.2915 АГ