Любви все возрасты покорны

Дмитрий Георгиевич Панфилов
Любви все возрасты покорны
О красоте Натальи Николаевны ходили легенды.
Вот характерный для того времени рассказ, донесенный до нас благодаря записям В.А. Соллогуба:
«Надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень молодых людей, которые серьезно были уверены, что влюблены в Пушкину, чуть ли никогда, собственно, ее даже не видавших!
Живо помню один бал у Бутурлиных и смешную сцену, на которой присутствовал. Это было, сколько я припомню, в зиму с 1835 на 1836 год.
Бутурлин имел сына Петра: этому сыну было тогда лет тринадцать, он еще носил коротенькую курточку.
Петеньке Бутурлину позволялось оставаться на бале до мазурки. В этот вечер я танцевал с Пушкиной мазурку и, как только оркестр сыграл ритурнель, отправился отыскивать свою даму; она сидела в амбразуре окна и, поднеся к губам сложенный веер, чуть-чуть улыбалась; позади ее, в самой глубине амбразуры, сидел Петенька Бутурлин и, краснея и заикаясь, что-то говорил ей с большим жаром. Увидев меня, Наталья Николаевна указала мне веером на стул, стоящий подле, и сказала: «Останемся здесь, все-таки прохладнее». Я поклонился и сел.
«Да, Наталья Николаевна, выслушайте меня, не оскорбляйтесь, я должен был вам сказать, что я люблю вас, - говорил ей между тем Петенька, который до того потерялся, что даже не заметил, что я подошел и сел подле, - да, я должен был вам это сказать, - продолжал он, - потому что, видите ли, теперь двенадцать часов, и меня сейчас уведут спать!»
Я чуть удержался, чтобы не расхохотаться, да и Пушкина кусала губы себе, видимо, силясь не смеяться; Петеньку, действительно, безжалостно увели спать через несколько минут»
Вот уж поистине – любви все возрасты покорны!