Предисловие

Дмитрий Георгиевич Панфилов
Работая над творчеством А.С. Пушкина, изучая его окружение и эпоху, я находил много мелких фактов, фактиков, легенд, высказываний, отзывов, намеков, писем, забытых историй, курьезов, которые нигде не использовал ввиду их «мелкости» и складывал в письменный стол до лучших времен.
Много интересного мне рассказывали в дружеской беседе за чашечкой кофе известные писатели и пушкинисты С.С. Гейченко, Н.Я. Эйдельман, В.П. Рудницкая, Н.И. Михайлова, Н.Я. Соловей, В.Д. Берестов.
Часть этих рассказов я использовал в работах, другие, «менее значительные», оставил «на потом».
Однажды мне попался рассказ В. Солоухина «Камешки на ладонях».
Это была пестрая смесь высказываний, раздумий, заметок, философских размышлений.
А что, если и мои неиспользованные заметки, разрозненные факты, лица, события собрать вместе? Сама по себе каждая миниатюра ничего не дает,а если их триста или четыреста? Они высвечивают жизнь А.С. Пушкина с разных сторон, из мелких цветных стеклышек скалывается мозаичная картина, рассказывающая о поэте с самых неожиданных сторон.
Своей задумкой я поделился в Михайловском с патриархом пушкиноведения С.С. Гейченко. Он поддержал меня и посоветовал назвать работу «Камешки из Сороти».
Так родился этот труд.
И конца ему не видно.