Сердце робота

Арсений Фомичев
(фантастический рассказ)
  Обслуживающий персонал космолайнера ожидал поступление очередной новинки из << Галакси-Роботс-Лайф >>. Я, капитан Антон Церро и двое моих помощников Джейсон Хат и Билл Дроган более получаса стояли на космопарковке планеты Зорра, когда, наконец, появилась почтовая капсула. Наш заказ выгрузили, доставили на корабль. Хат расписался в квитанции о доставке бандероли и мы с помощью робота-почтальона распаковали пластиковый короб.
  Дроган прошелся пальцами по хромированному трансформеру.
- Это просто чума!
- Я полагаю, вы разберетесь, что к чему? – Произнес робот-почтальон, отдал нам всю документацию и магнитофлокс. – Всего доброго.
  Хат проводил робота-почтальона. Члены экипажа собрались в грузовом отсеке.
  Я держал в руках магнитофлокс. Изобретение << Галакси-Роботс-Лайф>> позволяло в любой момент остепенить нашего новоиспеченного верзилу, на  случай, если что-то пойдет не так.
  Хат рассматривал микросхемы робота, запуск и программирование нужных параметров записи и сохранения информации.
- Ну и напичкали его! – сказал Дроган. Он показал мне карту-схему внутреннего устройства робота.
  Лейла  Фриз, программист  нашего научно-исследовательского корабля << Пегас>>, предложила помощь.
- Шеф, если что-то будет непонятно, я в два счета его откорректирую.
-  Я думаю, справлюсь. - Я кивнул головой. - Все по местам! Отправляемся!
- Доставить его в командный отсек, босс? - поинтересовался Хат.
- Да, возьми с собой еще несколько человек.
- Будет сделано, капитан.
****
 IPI-2 выглядел великолепно. Ну, еще бы, почти миллиард космокредитов были вложены в этого электронного монстра. Передо мной возвышался многофункциональный механизм, состоящий из сложных приборов, измерителей разных частот, астрономических данных, в глазницах робота - встроенный электронный микроскоп, автопереводчик более пятисот космических языков, асинхронный определитель форм жизни; в общем, длинный список достоинств ростом в три с лихвой метра.
  Я подошел к нему и активизировал электронную систему робота.
- Жу, жжу-у. – механизмы робота включились в работу. Железный гигант поднялся, взял меня в фокус и мелодичным голосом спросил:
- Вы мой хозяин?
- Да.
  Он сразу же занес в базу данных эту информацию и просканировал меня.
- Я буду называть тебя Тэд. – предложил я ему.
- Так точно!
- Нет, так не пойдет! - возразил я. – Ты должен научиться жить как мы, разговаривать, мыслить, вести себя как человек.
- Это трудно. - отпарировал он.
- Ты попробуй. - абсолютно уверенно сказал я. - У тебя процессор последнего поколения. Я помогу. Моя предпоследняя модель робота была наполовину человечной. Правда, я так и не научил его угадывать желания и вести правильную светскую беседу.
-  Вот, видите, - выпалил он оправдываясь.
- Сделай усилие, Тэд. Я верю, у тебя получится! - заключил я.
- Хорошо хозяин, - наконец согласился Железный Человек.
- Называй меня капитан Церро.
  Я подошел к пункту управления космолайнера и задал новый маршрут через звездную систему: Ордаксион 3.
  Робот внимательно следил за мной.
- Какие будут указания, капитан Церро?
- Сядь рядом. - Я повернулся в командном кресле и жестом указал на место помощника капитана. - Я покажу тебе систему управления корабля и обновленные данные о галактиках.
- Это честь для меня, капитан. - Мой помощник умастился в кресле пилота.
  Я внимательно посмотрел на него. Что-то внутри меня подсказывало, что из  него выйдет толк. В него нужно было вложить не только много информации, но и человечность, насколько это будет возможным. Хат и Дроган, мои заместители, были спецы в управлении кораблем, однако по инструкции звездной федерации у меня должен быть робот-пилот и он же помощник капитана в одном лице. Для надежности.
  Железный человек заносил в свою базу данных сведения о звездных системах галактик, считывая файлы с главного компьютера корабля.
 - Интересно, как устроен мир? - спросил робот. – Предоставленные  сведения не полные?
- Да. Однако это обновленная база данных. Наш корабль  научно-исследовательский. Задача экипажа - узнавать новое о необъятной вселенной, контактировать с инопланетной расой, иноземной формой жизни, налаживать общение, сотрудничество.
  Робот посмотрел на меня и произнес:
- В некоторых звездных системах требуется проложить курс более корректный, это сэкономит топливо и время.
- Хорошо, сделай это. - одобрил я. - Наш пункт назначения, галактика Ридуила.
  Тэд быстро спроицировал на голографическом звездосканере наш маршрут.
- Капитан, здесь неизвестная туманность,- робот указал рукой на звездной карте,- а чуть далее неизведанное пространство, к тому же судя по составу показателей энергоспектра в этой области вполне допустимы пространственные дыры.
- Выясним, напарник.
- Что у вас с лицом? – поинтересовался Железный Человек,- Что вызывает у вас улыбку?
- Хороший вопрос. Я бы сказал так, эмоции бывают разные у людей. В данном случае это вызвано одобрением на твою смекалку и рассудительность. Чтобы научиться понимать людей, ты должен не просто констатировать факты поведения и мотивации поступков, но и научиться чувствовать, чем это вызвано.
- Анализировать?
- Правильно. В твоей программе заложен необходимый минимум, но нет самого главного.
- Чего же?
- Души. Когда она есть, многое понятно без программ.
- Ее тоже нужно настраивать?
- Несомненно. И корректировать в течении жизни. Это как растение, за которым ухаживаешь. Душа позволяет раскрыть себя. Я размышляю – следовательно, существую!
- Я предлагаю решения для поставленных задач, значит, я тоже живой, как вы?
- Хм, в каком-то смысле, у тебя особая миссия, помогать людям. На моей родной планете Фарсала найти хорошего друга труднее, чем сразиться один на один с тигром.
- Я буду стараться быть полезным!
  Мои губы расплылись, в глазах блеснула пока еще слабая надежда на плодотворное сотрудничество.
******
   <<Пегас>> неделю бороздил космос. Робот не переставал удивлять меня своими примочками. То он трансформировался в официанта, из его грудной клетки появлялся горячий кофе с булочками, то перестраивался в уборщика, наводя порядок в главном командном отсеке, то становился многофункциональным тренажером. Кстати, было удобно качать мышцы, не покидая рабочего места. С экипажем Пегаса Железный Человек сдружил-ся быстро. Энди Гарсии Тэд помогал отгадывать кроссворды, а Уиллу Макентошу подбрасывал идеи в геометрических расчетах планирования нового вида корабля. Макентош был архитектором космической флотилии.
  Лейле Фриз Тэд конструировал новый радиопередатчик низкой частоты, одновременно заглядываясь на бюст и отводя взгляд от женских прелестей, каждый раз, когда Лейла смотрела на него.
- Что ты там увидел? Звездную карту?
- Необъятную вселенную и головокружение в моем процессоре…
    Лейла качала головой и усмехалась над Железным Человеком.
****
- Как научиться хорошо, понимать вас? - спросил меня однажды робот.
- Я ценю твое рвение, напарник. - Я одобрительно кивнул и полез на верхнюю полку книжного шкафа в отсеке научной библиотеки.
- Вам помочь, капитан?
- Да, если можно.
  Робот подхватил меня, вытянулся и поднял до самой верхней книжной полки. Я достал несколько книг и отдал своему напарнику.
- Почитай, тебе будет полезна эта информация. Это книги по всемирной истории человечества, курс психологии, и другие нужные вещи.
- Спасибо, капитан!
- Не за что, друг. - Я пожал его стальную руку.- Я на третий уровень, посмотрю как там дела, ты располагайся, никто тебя не потревожит. Джейсон Хат и Билл Дроган по моему приказу отправились в отсек биосна. Перед тем, как отключиться от работы, нужно лично проверить корабль.
  Робот быстро трансформировал себя в журнальный столик и разложил перед собой книги. Было очень удобно в одно и то же время следить за управлением корабля и усваивать информацию о человечестве. Наверное, Железный Человек был доволен...
****
Осмотр корабля занял два с половиной часа. Когда я вернулся в командный отсек, Тэд просматривал книгу об истории освоения космоса. Рядом лежала Библия, сборник по лекарственным препаратам и методичка по оказанию первой помощи.  Книга была закреплена на двух подвесках, глаза робота смотрели на нее из вертикальной пластины.
- Рад снова видеть вас, капитан!
- Взаимно. - Я сел за пульт управления корабля и начал проверять  систему безопасности, автопилот. - Ну, что скажешь ? - Я указал рукой на книги.
- Мне многое понравилось. Про космос, животных, особенно запала в мой процессор история про Великую Отечественную Войну. Меня удивил героизм советского воина! Я вник в описание боевых действий так, что, кажется, сам побывал на задымленном от взрывов, поле.
- Ясно! – Произнес я. И окунулся в воспоминания. - Когда я учился в Академии, нам показывали историческую хронику тех лет. Это было настоящее побоище! Не верится, прошло уже почти четыреста лет.
- Да, такое не забывается! - Робот ударился в философию. - Все умирают,  не все живут как герои. Теперь мне стало многое понятно. - Тед внимательно посмотрел на меня. - Люди, интересное создание. Почти все гоняются за большими деньгами, славой, а самое главное, это спасение души, твоя семья и здоровье!
- Ты прав! - Я многозначительно кивнул.- Многие из нас, из людей, осознают это поздно!
- И почти всегда человек не знает, что ему нужно на самом деле.- произнес Тэд  и предложил мне горячий кофе.- У вас есть семья?
- Да, жена и двое детей. Я никогда не забываю о них.
  Я развалился в кресле пилота.
 - Молодец! Отличное кофе!
- Рад стараться, капитан!- Робот неуклюже изобразил на лице подобие улыбки.
  Я допил кофе и еще раз проверил курс корабля. Я поднялся с кресла пилота.
 - Отвечаешь за корабль, я вздремну, вся команда уже нежится в царстве снов.
   Робот произнес:
- Нет проблем. Можете отдыхать. До точки назначения - он сверил данные с бортовым компьютером, - четверо суток. Я возьму под наблюдение все системы управления корабля.
- Будь внимателен с астероидными дождями и, в случае чего, дай мне знать!  Ведь за мной последнее слово.
Железный человек встал и пожал мне руку.
- Сработаемся, капитан Церро.
- Взаимно.- Я решил проверить смекалку и рассудительность и задал  каверзный вопрос, прежде чем довериться окончательно этой железяки. -Тэд. По инструкции звездной федерации в случае неизбежной аварии и выхода из строя всех приборов навигации, статья Фолокса 1, пункт 2 и 3, капитан корабля обязан обеспечить спасение всего экипажа и последним по-кинуть командный отсек в капсуле, предварительно сохранив всю добытую в экспедициях информацию на файл-носителях протектора или в базе данных робота-пилота, своего по- мощника. Охарактеризуй твои действия, в случае, когда спасательная капсула в отстыковочном шлюзе осталась одна, на корабле капитан и его помощник-робот, в котором вся инфор-мация исследований экспедиций, и как ирония судьбы капсула осталась одноместная?
  Железный человек вытянулся, что-то зажужжало в его мозговом процессоре и несколько секунд, словно застыли во времени. Его окулярный рессойер, по-нашему система глазодвигательных мышц, импульсивно напрягся. Тед склонился надо мной и проиндуцировал свое решение:
- Никакая информация не стоит жизни моего хозяина, капитан! И вот еще, что!- Тэд протянул мне Магнитофлокс.- Это на всякий случай… Если вдруг замкнет схемы, от любви к Лейле…
  Прежде чем закрыть отсек за собой, я сказал:
- Знаешь, хоть у тебя и нет души, как у нас, что-то мне подсказывает,- я положил руку на область сердца,- что у тебя вот здесь есть огонек!
  Робот принял пост командующего, а я, в надежде на его продуктивное  будущее, отправился в царство снов...