Ян Анны Гавальда и мои пятнадцать лет...

Таисья
Часть ХIV.


***


(Из дневников Марьяны РакитА).


***


"Ян" Анны Гавальда и мои пятнадцать лет...


***


Дома мне не хватает воздуха, хотя окна весь день распахнуты настежь. За окном настоящее лето. Утром шквалом с небес, неожиданной стихией обрушился ливень, приятно удививший, обрадовавший и мгновенно освеживший; но что такое получасовой ливень для иссушенной засухой земли - капля в море... Через пятнадцать минут о дожде напоминали лишь пара-тройка луж в ямках просевшего асфальта на частной стоянке у дома.

А к вечеру я, наконец-то, освободилась от домашней рутины и решила сама себя выгулять на любимую детскую площадку в соседнем дворе, прихватив новую книжку, взятую в библиотеке. Я всецело доверилась профессиональному вкусу нашей библиотекарши Татьяны - яркой и статной, умной и приятной женщины, работающей на общественных началах в нашем маленьком русскоязычном филиале городской библиотеки и даже занимающейся комплектацией. В январе библиотека получила двести новинок, оказавшихся моментально разобранными читателями. Я, как всегда, особо не спешила и пришла уже к шапочному разбору, ведь дома у меня полно своего чтива...

Подумала, что пора уже и с новинками современной литературы познакомиться. Взяла наугад повесть Анны Гавальда "Ян" (2014 год) и не пожалела, проглотила её за пару присестов в своём любимом скверике под гомон птичьих и детских голосов, от которых я просто млею. Ведь я так скучаю по своему пятилетнему внуку, который живёт за тридевять земель от меня! А в этом дворе столько мальчишек его возраста, стоит такой ор, который помешал бы любому, но только не мне; мне же детский гвалт как бальзам на душу...

Читаю, не отрываясь, и вдруг чувствую, что что-то вокруг резко меняется; мне пятнадцать лет, а детвора на велосипедах и мальчишки с футбольными мячами - мои соседи из далёкого прошлого... Какая-то "машина времени" на мгновенье переносит меня на пятьдесят лет назад... Ничего себе!.. Впечатление потрясающе-шокирующее; психологически и физически себя ощутить пятнадцатилетней девушкой, сидящей на скамье с книжкой в руках... Лёгкость в теле... Фантастические ощущения, озаренье на короткое мгновенье... Что это было, до сих пор не понимаю!?.

Автор повести Aнна Гавальда - француженка. Она родилась в престижном пригороде Парижа. Её прабабушка была уроженкой Санкт-Петербурга (линия предков по фамилии Фульда). После развода родителей с четырнадцати лет Анна жила в пансионе, затем получала образование в Сорбонне. В 1992 году победила в национальном конкурсе на лучшее любовное письмо.

В 1999 году, работая учительницей в средней школе, она выпустила первый сборник новелл «Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал», который был тепло встречен критиками. За этот сборник Анна была удостоена Гран-при. Книга была переведена почти на тридцать языков и принесла автору славу новой звезды французской словесности.

Однако настоящий успех Анне принесли романы «Я её любил. Я его любила» и «Просто вместе», последний из которых собрал огромное количество литературных премий. Все три книги стали бестселлерами и принесли автору более 32 миллионов евро.

Сейчас Анна Гавальда живёт в городе Мелён, пишет каждый день по три часа новеллы и статьи для журнала «Elle» и воспитывает двоих детей.

Так о чём же книга? Молодой человек Ян-Андре-Мари Каркарек родился в Сен-Бриё, через несколько месяцев ему исполнится двадцать семь лет, рост 1 м 82 см. Тёмные волосы, голубые глаза, отсутствие судимости и каких-либо особых примет.

Добродушный Ян - дилетант, внимателен к мелочам, рассудителен; по специальности - дизайнер, но работы по специальности не может найти и трудится менеджером в магазине бытовой техники. Он три года живёт с подругой Мелани в квартире её двоюродной бабушки Берты. Ян не чувствует себя несчастным, но почему-то иногда ему хочется утопиться в Сене.

Однажды вечером Ян помогает соседям поднять на пятый этаж тяжёлые буфет. Соседи в знак благодарности приглашают его на семейный ужин. А на следующий день Ян решает начать новую жизнь.

Мне книга понравилась, хотя я понимаю, что хорошо начинать жизнь сначала, когда тебе только двадцать лет, когда тебе нечего терять, а то, что есть, тебя страшно раздражает... Чтобы принять важное решение, нужна смелость и мужество!

«Бывают такие моменты, когда судьбу надо спровоцировать. В смысле, бросить ей вызов. Да, рано или поздно, всегда наступает момент, когда ты должен схватить удачу за хвост и заставить её повернуться к тебе лицом, поставив на карту всё. Все свои фишки, все наличные, все отложенное на черный день. Свой комфорт, пенсию, уважение коллег, статус, все. В таких случаях речь уже не о «Помоги себе сам, и да помогут тебе небеса», а «Развесели небеса, и, возможно, они тебя отблагодарят.»

Яну повезло, что он случайно встретил семью Исаака и Алис Моиз, людей со своим семейным укладом и ценностями, которые одним своим образом жизни и наглядным примером заставили его двигаться в нужном направлении. И он отправляется на виноградники Пьера и Арианы Каванес на помощь...

"Ян" - собирательный образ, который решается на отважный шаг. Книга не идеальна, она с открытым финалом, но в то же время она заставляет иначе взглянуть на жизнь. Нужно читать, думать, анализировать, и каждый сможет найти в ней то, что не оставит его равнодушным...

Книга прочитана, сгустились сумерки, нужно возвращаться домой. Это замечательно, что у героя появилась цель, и я охотно верю, что он справится, ведь шаг вперёд всегда лучше топтанья на месте и поиска виноватых... Я искренне радуюсь стремлению молодёжи к своей мечте и всегда приветствую "души прекрасные порывы!"


***

14 мая 2015 г.