18 мая. Макеевка, ДНР. Энтузиазм и оптимизм

Александр Гал
Во времена СССР в Донбассе существовало поверье, что на следующий день после победы футбольного клуба «Шахтер» из Донецка на местных шахтах выработка угля била все рекорды.

Не знаю, так ли это было, но в майские праздничные дни степень энтузиазма местного населения достигла просто немыслимых показателей. И причина этому вовсе не успехи футбольного «Шахтера», который давно съехал из города (больше года на красавце-стадионе «Донбасс-Арена» не проходит никаких мероприятий, за исключением разве что раздачи «гуманитарки»).  Причина заключается в успехах молодой республики, реальных и мнимых, о которых каждый день трубится по ТВ, и небывалой консолидацией населения, связанной с празднованием 9-го мая.

Наши города заполонили плакаты, где развивается георгиевская лента на фоне цифры 70, где Председатель Захарченко дарит цветы ветерану, где эстафета дедов в надежных руках бойцов ДНР и тому подобное. Где цитаты из Библии и «Отченаш». Где перечисляются успехи народной республики, что возвращены народу шахты, рынки, вокзалы и супермаркеты и обещание того, что «все только начинается!»

Одним из самых доходных бизнесов в эти дни стала торговля патриотической символикой, георгиевская лента продавалась метрами и аршинами.

Вместе с майским теплом по дорогам республики побежали бегуны, поехали велосипедисты, по улицам пошли с плакатами студенты, сопровождаемые флагами, лозунгами, гудящими клаксонами и полицией ДНР.

Был военный парад, с танками и гаубицами, с местными Щорсом и Чапаевым в белых перчатках. Фестиваль продолжился и в дни после парада, когда в честь годовщины референдума 11 мая был объявлен днем республики, а 12 мая – просто выходным днем.
 
Аккумуляторы зарядились на максимум.

Если бы сейчас в Донбассе реально работала экономика, были загружены шахты, фабрики, металлургические заводы и машиностроительные предприятия, то энергия этих заряженных людей получила бы достойное применение. Но она не востребована,  и не находя лучшей разрядки, выплескивается в агрессию, направленную на поиск невидимых врагов и борьбу с ними. Наверняка у социальных психологов есть точное определение этого явления.

Передаю маленькую драматическую сценку, которая разыгралась в макеевском городском троллейбусе №5 в полдень 12 мая.

Первая остановка маршрута. Мы в троллейбусе, на площадке со стороны задней двери. Жена сидит у окна с ребенком на руках, я стою рядом со сложенной в трость прогулочной коляской.  «Здесь не занято?» - спросил меня пожилой мужчина, показывая на пустое кресло за моей женой. «Нет», - отвечаю я, - «можете занять».  Он садится. «Как хорошо, что за сорок лет я хотя бы заработал право посидеть в троллейбусе», - говорит он, ни к кому конкретно не обращаясь. Заполняются другие места. Позади мужчины занимают места две пенсионерки, которые тут же живо находят общую тему для разговора. Троллейбус  трогается с места, едем. Я не особо прислушиваюсь, до меня доходит только часть фраз. Одна пенсионерка рассказывает другой, что в апреле не успела получить «рублевую» пенсию, т.к. обратилась за ней до 25 числа, когда «месяц уже был закрыт». Но женщина излучала оптимизм: «ничего, они сказали, что после 20-го мая я получу сразу две пенсии: апрельскую и майскую».  «А еще недавно ездила оформлять украинскую… Ведь Захарченко сказал, чтобы забирали у Украины все, что только сможем…». «Да, они нам должны за то, что здесь натворили», - поддакивает другая старушка. Потом разговор перешел на тему выросших цен, блокады со стороны Украины, и сравнение донбасских цен с украинскими. Мужчина слушал все это, сопел, но внезапно встал с места, развернулся к говорящей и очень громко сказал ей: «Говорю тебе, дура, закрой свой рот!». «А что я сказала?» - опешила женщина. «Дура! Говорю тебе, заткнись, не смей хаять республику!». «Вы что? Где ж я сказала, что против ДНР? Я – за, я про то и говорю!». «Сука! Ты будешь у меня окопы копать за свой базар! Я, б**, три месяца под Торезом окопы рыл, и ты будешь! Я тебя сфотографировал! Я тебя запомнил!».  «Ты придурок, я ничего такого не говорила!», - перешла на крик уже и пенсионерка. «Не смей! Не смей молоть чушь! ДНР – хорошая организация, запомни! ДНР – это хорошая организация! А ты – дура!», - наседал пенсионер, нависая над сидящими женщинами. В это время откуда-то с передней площадки к месту событий протиснулись два молодых человека. «Да иди ты на***, мудак!» - звучит в это время вопль со стороны пенсионерки. Один из подскочивших парней тут же хватает за грудки мужика: «Ты у меня, сука, сейчас сам окопы рыть будешь! Прямо сейчас! Я, сука, за ДНР воевал, а ты, пи**р, женщин оскорбляешь!» Он затолкал мужика к двери, и только вмешательство второго парня спасло пенсионера от немедленной расправы. Он оттащил своего приятеля назад. К счастью, троллейбус подъехал к остановке, где сорвавшийся с катушек пенсионер и выгрузился. Переходя дорогу, он продолжал посылать проклятия, а с той стороны дороги уже сцепился с другим мужиком, продолжив свой словесный поединок.

Это, как говорится, без комментариев.


Во времена предвыборной компании 2004 года уроженец Енакиево Виктор Янукович, характеризуя своих политических оппонентов, назвал их «козлами, которые мешают нам жить». Нынче в «козлов отпущения» превратилась вся оставшаяся к западу от Донецка Украина. Мечта Януковича сбылась: «козлы» остались бесноваться за загородкой, а здесь – край сбывшейся мечты.

«Скоро все будет хорошо, думаю, что к августу все уже станет хорошо», - говорит одна оптимистично настроенная знакомая, - «как только мы вернем Славянск, Мариуполь, тогда они уже ничего не смогут нам сделать…» - Как будто Славянск, Мариуполь и Краматорск – недостающие элементы какого-то паззла, собрав который, немедленно наступит счастье и процветание.

«Вы посмотрите, у нас посевная успешно прошла, а они (Украина), ничего не успели!», - другая ее фраза.-  У меня посевная прошла прямо во дворе под окнами дома, где соседки, теперь вынуждено сидящие без работы дома, разбили самый настоящий огород: с зеленым луком и редиской.

11 мая вечером я наблюдал колонны пассажирских автобусов со значком «К», отвозивших счастливых жителей Тореза, Амвросиевки, Харцызска, Шахтерска, Снежного обратно домой с праздничных митингов в Донецке. Примерно по такому же сценарию в Донецке обычно проходили  празднования Дня Шахтера, совпадающее с Днем Города (это последнее воскресенье августа). Сценарий Дней Шахтера был такой: в областной центр стекались люди из окрестных городов, происходили массовые гуляния, поглощение ритуального пива и мороженного, завершающиеся в итоге праздничным концертом и красочным салютом.

Как высказался один местный психолог (который вел у меня лекции на курсах предпринимательства) про традиции празднования Дня Шахтера: «шахтер раз в году вылезал из забоя своей шахты, приезжал в центр Донецка, гулял по красивым паркам, после перед ним по сцене прыгали приглашенные попсовые звезды калибра «Дискотеки Авария» и Юры Шатунова. Звезды кричали что-то типа: «Донецк – лучший!», «Донбасс – это сила!», «Донбасс – это шахтерский труд!», им вторила ликующая толпа, после чего следовал грандиозный фейерверк. А на следующий день шахтер снова спускался в свою шахту с пониманием, что весь «Донбасс работает!», с усердием принимаясь за работу до следующего Дня Шахтера, где он снова сможет оторваться».

Шаблон решили не сбивать. Тем более теперь у Донбасса намечается целых два «Дня Шахтера» в году, с добавлением в праздничный календарь «Дня Республики».

Конечно, сейчас все было скромнее по бюджету, пиво малодоступно, концерт местный, а салюта вовсе не было. Посыл остался тем же: «Донбасс – это сила!», приправленный проклятиями «хунте». Но работы – нет.  Некуда применить эту энергетику, полученную в результате таких вот пропагандистских усилий.

Шахты работают от случая к случаю: некоторые повреждены и разорваны линией столкновения (как например донецкая «Трудовская» или «Бутовка»), иные затоплены (например макеевская им.Бажанова), остальные работают в зависимости от случая («Холодная балка» или им.Кирова в Макеевке) – если есть электричество или хватает леса, чтобы поддерживать крепи. Шахтерам платят с задержкой в три-четыре месяца, нерегулярно. Смены неполные. Бывает, что работают по половине недели, соответственно и платят.

В магазинах происходит постепенное вытеснение товаров из Украины и их замена российскими. Например, уже практически полностью вытеснены украинские напитки, подсолнечное масло, соль, крупы, а прочая бакалея – примерно наполовину. Заходящие сюда российские товары по качеству оставляют желать лучшего. Как пример, если кто-то знаком с качеством «Соков Кубани» - можете сравнить их с качеством украинских соков. Но иного выбора нет. Качественные российские товары стоят слишком дорого для местного рынка, поэтому завозится то, что население может себе позволить.

И последнее, что хочется добавить. Ринат Ахметов, некогда всесильный донецкий олигарх, похоже, окончательно уходит из неподконтрольных Украине регионов. С 18 мая прекращают работу два его актива на территориях ЛДНР. Закрываются 32 автозаправочные станции сети «Параллель», и 54 магазина торговой сети «Брусничка».  Еще несколько тысяч человек останутся без работы.

Несмотря на все события, видимый и по ТВ и наяву энтузиазм и оптимизм населения огромен. Все будет хорошо, ведь Донбасс еще никто не ставил на колени… Тут, согласно пословице, «хоть плюй в глаза – все равно божья роса».

Продолжение http://www.proza.ru/2015/05/29/1472