Поговорим о литературе

Василий Насонов
    
               
                Возьмись за ум и брось свои      
                художества!         

         
          Поговорим о литературе. Для этого есть очень уважительная причина.
         
          2015 год - объявлен годом литературы.
         
          Правда, те, кто сделал это, видимо, сами не совсем чётко представляют, а что же они имели в виду? И вряд ли понимают до конца истинное значение и роль литературы в жизни. Ситуацию несколько прояснило мероприятие в бывшем МХАТе, которое официально открыло год литературы. Но – какой? Художественной! А это, как говорили у нас в Одессе, две большие разницы. Именно о художественной литературе и шла речь на МХАТовской сцене.

          Но 2015 год объявлен годом - литературы вообще, а не художественной, в частности! Тогда почему на официальном мероприятии по случаю открытию года литературы речь шла только и именно о художественной литературе? А не вообще в целом о литературе? Парадокс?
   
          Такой же парадокс мы наблюдаем и в расписании уроков в учебных заведениях, где тоже просто указывается – литература. Но ведь учитель русского языка и литературы преподает не вообще литературу, а – художественную! Другими словами, словесность. И его часто называют учителем словесности. Но учителем не просто слова, а – художественного слова. Художественного языка. Художественного мышления. Художественной правды. Кстати, об этом говорится в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», где научное мышление, мировосприятие противопоставляется художественному мышлению, восприятию. Почему Базаров не был нужен России и по этой причине заканчивает жизнь самоубийством? Да потому, что отрицал художественное мышление, поскольку сам принадлежал к представителям научного мышления. И не понимал в силу своей исторической ограниченности и нигилизма, что научное мышление вышло, отпочковалось именно от художественного мышления, от искусства, от богословия… Вспомните его хрестоматийное: «Аркадий, не говори красиво!» Другими словами, не говори художественным словом, чувственными, художественными образами. Не случайно нигилист отрицал бога, но свято место пусто не бывает. И это место хотел занять сам Евгений Васильевич Базаров. Да и ученики Базарова, поклонники смотрели на него как на бога.На сотворённое ими божество. И само имя Ев – гений говорит о многом. БОженька. ДОРОженька.В Базарове гениальность сочеталась со злодейством, которое он подавлял усилием воли, трудом и знаниями, ибо сам себя воспитал.
            
         Школьники думают, что они изучают в школе разные предметы:математику, физику, химию… Полное заблуждение, Иллюзия. Они изучают всего один только предмет – литературу как совокупность всех письменных /машинописных, печатных/ произведений /текстов/. Я подчёркиваю – письменных! И отличаются школьные предметы друг от друга только определением, зависимым словом в словосочетании. Так математика – математическая литература. Физика –физическая литература. Химия –химическая литература. История – историческая литература. Другими словами, - научная литература. Это литература - факта. Помните, как Давыдов из «Поднятой целины» постоянно заключал – факт! Научная литература противопоставляется художественной литературе, которая уже относится к области искусства. Она – искусство. Божественное искусство.Особенно поэзия. Условное искусство в условных художественно-эстетических знаках. Этических знаках. Семиотических знаках. Идиоматических знаках. Идиотических знаках.Так что Ф.М.Достоевский хорошо знал, что он конкретно имел в виду, когда давал своему символическому произведению название «Идиот».Художественная литература – литература вымысла. Литература фантазии. Литература воображения... Но…Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок! От красных девиц. И в каждой шутке есть доля правды…Да и вообще, сказка – это подсказка. Сказ…
   
        Ядром литературы является публицистическая литература, или, другими словами, общественно-политическая литература. Журналистика. Журнальная. Книжная. Газетная. Это СМИ – средства массовой информации или дезинформции, что уже зависит от политиков, от власти… Мы это уже проходили в Архипелаге ГУЛАГ. Сегодня эту азбуку проходят на/в/ Украине. Дезинформация СМИ, в том числе радийная и телевизионная, -зашкаливает. Хотя можно ли говорить в дурдоме о дезинформации? Да и русский классик мирового масштаба нам ещё в своё время подсказывал:ах, обмануть меня не трудно, я сам обманывать и обманываться рад. Публицистическая литература, журналистика ближе всех к реальности, к практической жизни и она связывает научную и художественную литературу. Это хорошо показало и доказало творчество классика советской поэзии В.В.Маяковского. Да он и сам постоянно подчёркивал данный немаловажный факт. Где ж поэзия? Одна публицистика! А мало ли реальных фактов и событий в других художественных произведениях?
         
         Прилагательное литературный относится только к художественной литературе, хотя есть и ещё одно значение понятия литературы – совокупность произведений какой-нибудь отрасли /области/ знания, по какому-нибудь специальному вопросу. Политическая литература. Экономическая литература. Спортивная литература. Литература для охотников и рыболовов…Но когда говорят, литературные круги, литературная среда, литературный труд, то имеется в виду художественная литература, писательская литература. Поэтическая литература. Писатель –он и литератор и художник. Режиссёр тоже – художник. Так же, как и есть публицистическое кино, научное кино…А есть и художественное кино. Художественные киноустановки. Художественные фильмы, или игровые, постановочные. Режиссёра  иногда так и называют режиссёр-постановщик. Ибо один ставит постановки на сцене, другой – на экране…На арене цирка…На эстраде…Вспомним незабвенного А.Райкина и его театр миниатюр…Есть режиссёры и для уличных праздничных представлений. Искусство глубоко проникло в нашу социальную жизнь. В действительность. И самое время вспомнить о Н.Г.Чернышевском.
          
         Точнее, о его научной диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» .Вот что о ней говорится в школьном учебнике литературы. Художественной литературы. Свой труд Чернышевский начинает с рассмотрения центрального для эстетики вопроса – вопроса о «прекрасном». Его точка зрения, признанная и современной наукой, состоит в том, что «прекрасное» означает совершенное, представляющее для человека высшую ценность, выражающее его идеал.  В основе диссертации лежит мысль, что источником прекрасного является сама жизнь, так как именно в ней сосредоточено для человека самое значительное, самое ценное. Вывод, к которому он приходит, таков: «Прекрасное есть жизнь». Из этого вытекает, что ничто не может возвысить искусство так, как обращение его к действительной жизни. Но такое утверждение ни в коем случае не означает, что жизнь всегда прекрасна. В утверждение «Прекрасное есть жизнь» автор вносит одно существенное уточнение:прекрасны те явления, в которых мы видим жизнь такой, какой она должна быть по нашим понятиям. Долг исследователя, художника, писателя – подвергать критическому анализу всё, что мешает ей быть прекрасной. Чернышевский- первый мыслитель, который обратил внимание на классовое, а не общечеловеческое представление о красоте. И он первый, что очень важно отметить, связал представления народа о прекрасном с разумным и здоровым трудом. Примечательна и мысль Чернышевского о том, что для образованного человека «истинная жизнь-жизнь ума и сердца». «Общеинтересное в жизни – вот содержание искусства», - утверждал писатель и философ Чернышевский. Перед художником, с его точки зрения, стоит три задачи:воспроизведение жизни, её объяснение и вынесение ей приговора. Великая цель искусства-помочь человеку «лучше понять жизнь». Истинный художник не только воссоздаёт и объясняет/а не запутывает –В.Н./, но и оценивает её с позиций своего/общественного –В.Н./ идеала. Тем самым он ведёт читателя за собой, воспитывает его, поднимая/ не опуская-В.Н./ до уровня этого идеала/общественного –В.Н./.И тогда его творения превращаются в подлинный «учебник жизни»/ учебник общественной, социальной, социалистической жизни-В.Н./.В связи с этим любопытно вспомнить точку зрения на социальную роль писателя Бальзака, который определил ему роль секретаря общества и «учителя людей».
       
       Говоря о литературе и прежде всего о её передовом отряде-художественной литературе, нельзя не сказать о – литературщине. Это отдельная тема, но несколько слов всё-таки следует сказать. Вот как она толкуется в одном из толковых словарей:дурной художественный вкус, выражающийся в вычурности стиля, отсутствия простоты в языке, в изложении. Кто и на каком основании берётся утверждать, что художественная литература может быть простой, лёгкой, доступной и без вычурного стиля? Без витиеватости? Без замысловатости? Без затейливости? Без зауми? Тогда бы не было и литературоведения – науки о художественной литературе. Тогда бы не было и эстетики. Этики…Элитарной художественной литературы… Подтарковщины…Чёрноквадратников…Чернокнижников…
      
       И в заключение. Многие считают художественную литературу, искусство в целом, – мартышкиным трудом. Художественная литература для таких – форма времяпровождения, отдыха, развлечения, забавы и даже…снотворного. Художественная литература жестоко мстит им за этакое легкомысленное и примитивное к ней отношение. Именно художественная литература делит людей на простых и элиту. Я не имею в виду псевдоэлиту –голых королей.Я имею в виду героя-интеллектуала В.Тихонова из фильма"Доживём до понедельника". Именно художественная литература является водоразделом между городом и деревней. Именно художественная литература подразделяет труд на физический и умственный, интеллектуальный. Именно художественная литература отделила интеллектуальную, духовную собственность от физической, материальной собственности. Именно художественная литература разделила людей на творческих людей, на людей науки и, так называемых, простых людей от сохи,от станка – товаропроизводителей.