Рембрандт. Урок анатомии доктора Тюльпа

Алина Алексеева-Маркезин
 Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа ,1632год.

     Сегодня познакомимся с одной их нетрадиционных и необычных работ Рембрандта  Урок  анатомии  доктора  Тульпа ,1632 год. Картина находится в Королевском собрании картин Маурицхейс, в Гааге.

              Работа поражает не только виртуозностью исполнения и мастерством композиции… Особенностью этой картины является также документальная подлинность запечатленных на ней событий и реальность существования всех изображенных персонажей… Известны даже их имена и факты биографии.

          Это был первый крупный заказ, полученный Рембрандтом после переезда в Амстердам. На полотне (1632) запечатлено вскрытие, проведенное доктором Николасом Тульпом. Выделяющийся простым воротником, широкополой шляпой и ясным, открытым взглядом, Тульп держит щипцами сухожилия руки; другой рукой он показывает, как сухожилия сгибают пальцы — основные инструменты художника и хирурга.

          Такого рода групповые портреты были популярны среди разных товариществ и гильдий; обычно на них члены группы позировали, усевшись в один ряд.
         Сцена у Рембрандта более живая: ученики сгрудились в тесный кружок, и пока один из них держит в руках список присутствующих, а другие смотрят на раскрытый том знаменитого трактата доктора Андреаса Везалия, находящегося в правом нижнем углу, все они внимательно вслушиваются в слова доктора Тульпа. Их бледные лица и кожа трупа яркими пятнами выделяются на темном фоне.
       
       Вскрытия  проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

           Этот групповой портрет предназначался для резиденции гильдии, где и прошел урок анатомии, расположенной в Весовой Палате,где уже находилось три подобных групповых портрета, выполненных в 1603, 1619 и 1625 годах.

            Следующий вклад в коллекцию гильдии Рембрандт сделает в 1656 году, когда напишет «Урок анатомии доктора Деймана» (доктор Дейман сменит Тульпа в качестве президента гильдии в 1653).      
В Лейдене был даже специальный анатомический театр.

ПЕРСОНАЖИ КАРТИНЫ
    
Доктор ТЮЛЬП.

           Николаус Питерзоон (1593-1674), прозванный «доктор Тульп» из-за тюльпана, украшавшего фронтон его особняка на Кайзерграхт),был широко известен в городе и принадлежал к верхушке амстердамского общества.

          Он с отличием окончил университет в Лейдене, в 1622 году был избран в городской совет Амстердама и несколько раз был даже бургомистром… В 1628 году доктор Тульп назначается прелектором (президентом) гильдии хирургов города.

            В обязанности прелектора входило проведение ежегодных анатомических уроков, материалом для которых служили тела публично повешенных преступников. В то время в европейских городах аутопсия была законной, если проводилась над телами казнённых преступников-мужчин

          Анатомические уроки проводились с согласия городского совета, и средства от сбора шли в городской фонд для совещаний и торжественных ужинов. Для членов городского советы и членов гильдии это было обязательное мероприятие, которое они должны были посещать и оплачивать входной билет.

                Обратите внимание.

        Художник изобразил Тульпа единственного в шляпе — в помещении иметь привилегию носить головной убор было признаком принадлежности к высшему обществу.
         Рембрандт подчеркнул его особое положение тем, что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу хирургов.

ТРУП-преступник Адриен Адриензоон, по прозвищу Арис Киндт («Малыш»)…

               Хотя Доктор Тульп и является центральным персонажем, тело Ариса Киндта занимает бо;льшую площадь на полотне. На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей.

           Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну, чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мёртвость.

             Раньше художники обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том, что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо, наполовину покрытое тенью.
          Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна -тень смерти.
              Этот «Малыш» был родом из Лейдена… За нападение на тюремного стражника в Утрехте, разбой и избиение жителя Амстердама он был приговорен к повешению… Приговор был приведен в исполнение 31 января 1632 года…

       После публичной казни палач немедленно снял тело с виселицы… Во-первых, для того чтобы избежать разложения или нападения хищных птиц, а во-вторых, чтобы защитить его от людей, которые приписывая целебные и магические силы останкам приговоренного, могли «приватизировать» части его тела…

ДРУГИЕ ПЕРСОНАЖИ

          Также на картине присутствуют старшины Адриан Слабран  (второй слева), Якоб де Витт  (склонился над трупом, вглядываясь в мышцы руки); лекари Якоб Колевелт  (первый слева), Маттейс Калкун (рядом с Витом), Франс ван Лунен  (наверху), Якоб Блок (перед ним), Харман Харманс  (с листком в руке)
На листке написаны имена всех присутствующих.

Глаза хирургов говорят о жгучем интересе к устройству человеческого тела.
      Обычно вскрытие начиналось с брюшной полости, но Рембрандт (исходя из художественных соображений) попросил Тульпа начать с кисти руки…

            Аутопсия на полотне изображена не реалистично — типичное вскрытие начиналось с извлечения желудка, печени и селезёнки.

         Рентгеновское исследование картины показало, что кисть руки была дорисована позднее: вместо нее на первоначальной картине была культя, так как ворам перед казнью отрубали правую руку. Левая рука не соответствует размерам тела и, вероятно, тоже была пририсована позже.Правая рука короче левой.

    Возможно, изобразив руку, художник мог легче привнести религиозное послание на картину: так же, как сухожилия управляют рукой, управляет Бог людьми. Согласно представлениям того времени, наука должна была доказывать людям могущество Бога.
 
ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ.
            Картина подписана Rembrandt f1632. Первый раз подписывает Рембрандт картину своим именем, а не инициалами RHL (Рембрандт Харменс из Лейдена) что является признаком его растущей известности.
 
          Первоначально у Франса ван Лунена, стоящего сзади, была шляпа, но потом шляпу убрали, возможно по просьбе Тульпа, от неё осталась лишь тень.

           Скорее всего, первоначально на картине были изображены шесть человек, а крайний слева и самый верхний дописаны художником позднее.

           Список с именами собравшихся, находящийся в руках одного из зрителей, появился позже, изначально на нем был набросок мускулов руки .               
 
СУДЬБА КАРТИНЫ
                Двести лет картина висела в Весовой Палате Амстердама. В 1817 году директор Рейксмузеума Корнелис Апостол обратился к властям с предложением переместить картину из сырого, плохо подходящего помещения в Рейксмузеум. В результате его усилий она в 1828 году была продана в собственность Королевства Нидерландов.
            Финансирование сделки было осуществлено в том числе и за счет продажи картин из Рейксмузеума. Однако старания Апостола оказались напрасными. Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхёйсе.

http://maxpark.com/community/6782/content/3470956