Забор

Надя Бельцова
«Схожу за булкой, - подумала я. – Погода хорошая».

Действительно, погода была отличная. Первый теплый день за всю весну. К тому же выходной.

До булочной на трамвае добираться минут двадцать, пешком – раза в два дольше.
Вообще-то я люблю трамвай. Автобус наводит на меня тоску – он сильно нагревается от работы, пышет жаром и пахнет бензином. К тому же в автобусе надо задумываться о равновесии (не столько духовном, сколько физическом). Трамвай же – другое дело. Едет плавно, с достоинством. (Тут я не говорю о старых казанских трамваях, которые по сути ближе к американским горкам, чем к общественному транспорту). Но еще больше я люблю ходить пешком. Для меня возможность ходить – куда и когда хочу – это материализация свободы.

Словом, ходить я люблю, погода хорошая, время есть – и я пошла пешком.

Сначала – через пустырь, внезапно позеленевший и наполнившийся жужжанием шмелей (и где только они раньше были?) Мне кажется, даже кузнечики в тот день трещали, хотя, глядя правде в глаза, признаюсь, что это маловероятно: не сезон.

Потом пошла по трамвайным путям сквозь опустевший на выходные университетский городок. Дошла до горбатого мостика – бетонного, грубого, но должного выражать, видимо, легкость и грацию, по тяжеловесной моде 60-х годов. Мало того, что он горбат. Он еще и прыгает, как цирковой лев, в довольно крупное бетонное кольцо. Назначение всего ансамбля покрыто тайной. Въезд на мостик перетянут цепью – машине не проехать. Рядом нарисован велосипедист, но и тот жестоко перечеркнут что-то запрещающей линией. И пешеходов за год с лишним я на нем ни разу не видела.

Но в тот день у меня было время и появилось желание испытать этот мостик в качестве пользователя,  — пережить, как говорится, этот архитектурный опыт. Да и просто сделать ему приятно, наконец: пусть и он почувствует себя нужным!
Я взобралась на середину волны и стала спускаться к нулю, но уже с другой стороны. Свидетелей тому замечено не было.

Оказалось, что мостик ведет прямо к подножию университетских строений, в дебри высшего образования, символически загороженные невнушительной оградой из зеленых прутиков. Так ознаменовалось мое вступление на эту чужую и пустынную территорию.
Раньше я здесь не бывала. Постаревшие лица-близнецы громадных учебных корпусов не располагают к знакомству с ними. «Тем лучше», - решила я и продолжила свой архитектурный опыт, шагая, как по дну, по растрескавшемуся асфальту у подножия здания.

Первым удивлением было то, что на земле с обратной стороны этих безжизненных, обшарпанных построек цветет мать-и-мачеха и жужжат шмели, совсем как на свободе. Я даже заметила несколько яблонь в цвету. Правда, гулу насекомых сопутствовал шум вентиляционных труб, и от этого было не по себе: как так? Здание спит, в нем явно никого нет, - а вентиляция работает.

Мне захотелось выйти из этого сонного царства и вернуться на путь истинный – в данном случае, трамвайный.

Я обогнула многооконную глыбу и в расщелине между зданий увидела трамвайные пути. Но перед ними я также увидела забор – все ту же хлипкую зеленую ограду. Это было неприятным открытием: я почувствовала себя в клетке. «Ограда где-то должна заканчиваться», - думала я. Идти вдоль забора не получалось – дорогу преграждали хозяйственные нагромождения, - и мне пришлось отступить в тень высоких корпусов, чтобы при следующей же возможности выбраться на волю, к двум парам заветных рельсов. Я продолжила путь.

Через некоторое время здания снова расступились, открывая перспективу на знакомую мне улицу. Я увидела булочную с математическим названием «48», как всегда, закрытую по выходным. Кольцевую развязку, которая наводит на меня ужас, когда я на велосипеде. Деревья, совсем недавно бывшие ярко-красными, а теперь вот опять озеленившиеся. Мимо прошел трамвай. И от этого знакомого и близкого мне мира снова отделяла меня все та же проклятая зеленая решетка!

Прогулка перестала мне нравиться. Я начала нервничать. Ну не может же этот забор быть бесконечным! И ускорила шаг.

То и дело мне встречались выходы к путям. И они неизменно были закрыты забором.
Солнце заметно изменило свое местоположение, а я все шагала по этому заколдованному городу, ища выход.

Я недоумевала, как же можно столько идти вдоль границы и так и не находить ее конца. По одну сторону забора был привычный для меня мир, легко измеряемый минутами ходьбы и количеством остановок. А по другую сторону происходило что-то непонятное. Пространство как будто растянулось в длину. Чтобы преодолеть очевидно ничтожное расстояние, приходилось шагать, шагать и шагать. Я устала. Хотелось скорее выбраться отсюда, но каждую попытку побега неотвратимо пресекал забор.
Я размышляла. Когда-нибудь я непременно набреду на ворота или калитку. А еще лучше – дыру в ограждении.  Должны же быть границы у этой территории.… На худой конец, забор-то невысокий. Его перелезть можно в два счета… если уж иначе совсем никак.… Да и на помощь всегда можно позвать – мелькают ведь иногда чьи-то головы по ту сторону ограды. Просто лезть через забор как-то неловко, да и звать на помощь тоже вроде пока незачем.  Дверь где-то есть, иначе не может быть. Я обязательно найду выход…

До спасения – рукой подать. А все продолжаю идти и идти вдоль забора…