И. Фадеев Лунный дождь

Игорь Фадеев 3
                Игорь Фадеев
                Лунный дождь
                Рассказ
    За окном шёл мелкий октябрьский  дождь. Полная луна ярким серебряным светом пробивалась сквозь рассеянные на вечернем небосводе тучи. Шестилетняя Света смотрела на дождь, прижавшись носом к стеклу.
    - Папа! Смотри! Дождик прямо из луны идёт! Значит, это лунный дождик?
    - Нет, Света! Из луны дождик идти не может. Луна далеко. А дождь идёт из тучек.
    - А почему? Ведь бывает же грибной дождик и солнечный. А почему этот не может быть лунным?
    - Хорошо! Пусть этот дождик будет лунным. Будем считать, что  ты сама его придумала. Согласна?
   - Ага…
    Жена гремела посудой на кухне, одновременно с кем-то разговаривала по телефон, а когда закончила говорить, появилась в комнате.
    -  Коля, это Витя звонил, мой двоюродный брат из Владимира. Ты, правда, с ним не знаком. Но, помнишь, я тебе говорила о нём?
    - Помню. Ты даже фотографию показывала. По-моему, это сын тёти Нины?
    - Да, это он. Я не думала, что ты запомнишь... Так вот, Витя приезжает завтра утром.
    - Чего бы это вдруг? На нашей свадьбе не был, даже на похороны твоего отца не приезжал…
    - Ну, у него были объективные обстоятельства. Здесь у него дела служебные, он снабженец. Но приезжает в воскресенье, специально, чтобы с тобой познакомиться, Светку увидеть.
    - На воскресенье я планировал ремонтом заняться в гараже. Надо треснувший подфарник поменять, масло, да вообще много дел…
    - Ничего, ремонтом и в другой выходной займёшься. Надо уважить родственника. Я сейчас салатами займусь и мясом, утром на это не будет времени. А ты в супермаркет сходи. Надо купить бутылку коньяка. Витя другого ничего не пьёт. Мне купи красного сухого. Витя приедет в полдевятого утра. Тогда алкоголем ещё не будут торговать. Поэтому, надо заранее запастись. Да, и встретить его надо на вокзале.
    - Ладно.
    - Вот тебе тысяча.
    - Тысячи на всё может не хватить.
    - Постарайся уложиться, ничего другого не покупай и выбирай не самые дорогие варианты.
    - Постараюсь…
    Супермаркет находился в пятнадцати минутах ходьбы от их дома. Николай особенно не торопился, до закрытия супермаркета оставалось ещё около двух часов. Он шёл под большим зонтом и смотрел на отражение луны в лужах…
   В фойе перед входом в торговый зал, неподалёку от банкоматов стола пожилая женщина в мокром старомодном плаще, к стене она приставила набитую чем-то сумку-тележку. Несмотря на толстые стёкла её очков, Николай узнал эти глаза. Да, это бывшая учительница из их школы. Как же её звали? Анна? Да, Анна! А отчество? Артемьевна, Аркадьевна? Кажется, Аркадьевна. А ещё её называли немкой. Нет, она преподавала русский и литературу, а не немецкий. Но фамилия у неё была Немчинова или Немцова. Но в их классе она вела уроки всего несколько раз, когда заменяла заболевшую Людмилу Сергеевну…
    - Здравствуйте, Анна Аркадьевна! Вы узнаёте меня? Я Коля Говоров. Правда, прошло уже двадцать лет… Вы несколько раз подменяли в нашем классе Людмилу Сергеевну.
    - Здравствуйте, Николай! К сожалению, я плохо стала видеть. Узнать кого-либо мне очень трудно. Людочка умерла пять лет назад. А зовут меня Анна Артуровна.
    - Извините, Анна Артуровна. Я слышал о кончине Людмилы Сергеевны, но, к сожалению, мне сообщили об этом уже после её похорон… У Вас много покупок. Наверное, готовитесь встречать гостей? Позвольте, я помогу Вам, провожу Вас до дома!
    - Какие там гости! Это не продукты, а книги. Я в букинистическом была. А здесь дождь пережидаю.
   - О, Вы столько книг купили! Наверное, всю пенсию потратили?
    - В том-то и дело, Николай, что пенсии нет, тратить нечего. А книги это мои. Носила их сдавать в букинистический. Но не приняли. Говорят, что классика не пользуется спросом. А здесь у меня Чехов, Бунин, Достоевский, Гоголь, Есенин… Раньше, в советское время за каждую такую книгу приходилось, как минимум, двадцать килограмм макулатуры сдать, чтобы получить талончик. А сейчас все эти книги превратились в макулатуру. Никто ими не интересуется. Приёмщик сказал, что читатели покупают в основном детективы, фантастику, приключения, да и то, только модных авторов.
    - Позвольте, а почему Вы говорите, что нет пенсии?
    - Это долгий рассказ…
    - Ничего, расскажите, я не тороплюсь.
    - Пенсия у меня небольшая, но мне и коту её хватает. Правда, приходится экономить, да и отложить не удаётся. Только на коммунальные услуги и питание хватает. Последнюю пенсию я получила две недели назад. И в тот же день мне позвонили по телефону. Звонившая представилась Колышкиной Маргаритой Павловной, специалистом городского управления соцзащиты. Эту фамилию я запомнила, когда раньше была в этом управлении, поэтому звонок не вызвал у меня подозрений. Так вот, звонившая сказала, что в их управлении появилась новая услуга: за одинокими пенсионерами старше восьмидесяти лет закрепляется социальный работник, который помогает делать покупки, осуществлять коммунальные платежи, убирать квартиру, вызывать коммунальщиков для ремонта и так далее. «Колышкина» сказала, что надо только заполнить бланк заявления и за мной тоже будет закреплён соцработник. Но сказала, что престарелых пенсионеров на участке много, на всех соцработников не хватит. Попросила поторопиться с заявлением. Я сказала, что смогу принять её в самое ближайшее время. Тогда она ответила, что придёт через час, чтобы я сама не ездила в управление через весь город, попросила приготовить паспорт. Она прибыла в точно назначенное время. Показалась она мне вежливой, интеллигентной женщиной. Внешне я её не запомнила: зрение уже не то. Мы прошли в комнату, она достала бланки заявлений, а я принесла паспорт из шкатулки на книжной полке. Там же и деньги лежали, пару купюр выпали, когда я открывала. Как только мы начали заполнять бланк заявления, в прихожей зазвонил телефон. Я подошла. Звонивший сказал, что он из домоуправления, что завтра в нашем доме планируют провести замену водопроводных труб. А наши жильцы, действительно, неоднократно обращались в жилконтору с этой просьбой. Звонивший стал меня расспрашивать, какие трубы и где протекают, велика ли утечка, не заменяла ли я трубы самостоятельно и так далее. Говорили мы больше десяти минут. Это я уже потом поняла, что звонивший просто затягивал время. А когда разговор закончился, я зашла в комнату. «Колышкина» сказала мне, что сама внесла в бланк мои паспортные данные. Мне же остаётся только подписать заявление. Я расписалась. Мы простились. А через пару часов я решила пойти в магазин за хлебом, молоком и крупой. Да и коту корм надо было купить. Все мои запасы были уже на исходе. Но, когда я открыла свою шкатулку, то обнаружила её пустой. Пропала не только вся пенсия, но и обручальное кольцо, небольшая золотая цепочка и серёжки с жемчугом. Я была в отчаянии. До пенсии – целый месяц! Вызвала милицию. Вечером пришёл следователь с участковым. Говорили, что случай со мной уже далеко не первый. Долго меня расспрашивали, показывали какие-то фотографии. Но я никого не могла опознать, не запомнила я ту воровку, зрение подвело. Да и не думала я запоминать. Привыкла доверять людям. Два дня я и мой кот кое-как перебивались оставшейся кашей. А потом я достала свой норковый берет и песцовый воротник. Они были ещё вполне в приличном состоянии. Надеялась в ломбарде выручить за них столько денег, чтобы хватило до следующей пенсии. Но мне предложили гораздо меньшую сумму, вещи мои раскритиковали. Но, делать нечего, взяла то, что давали. Занимать мне всё равно было не у кого. Да и занимать я не привыкла. Коту купила корма с запасом, чтобы хватило до следующей пенсии. Не могу видеть, как он страдает. А себе пришлось покупать по минимуму. До пенсии ещё две недели. Никаких богатств, кроме книг, у меня не осталось. Вот так я и оказалась в букинистическом. Но только, напрасно.
    - Подождите, Анна Артёмовна! Вот, возьмите эту тысячу. И, пожалуйста, не возражайте! Меня это нисколько не стеснит. Пойдёмте в торговый зал, купим Вам необходимые продукты, а потом я провожу Вас до дома. А дождя не бойтесь. У меня большой зонт.
    - Как же так, Николай?! Это неожиданно. Спасибо. Но принять эти деньги я могу только взаймы. Верну Вам через две недели, когда получу пенсию. Запишите мой телефон, а я запишу Ваш номер…
    Домой Николай возвращался спустя почти два часа. Полная луна по-прежнему светила из луж, а мелкий дождь всё так же накрапывал, создавая в лунном отражении десятки маленьких кратеров. По дороге он обдумывал, что рассказать жене, потому что знал, что в его историю она всё равно не поверит…
   Боясь разбудить Светланку, Николай как можно тише открыл дверь и вошёл.  На кухне слышался шум воды. Вышла жена.
    - Что так долго? Всё купил?
    - Нет.
    - А почему? Что помешало?
    - Лунный дождь…
                г. Калуга  2015 г.