Дети змея Мангыса

Роман Лебедев 2
Дети змея Мангыса [Эрлика]
Остроголовые демоны Менквы

Остроголовость, удлиненность, продолговатость черепа – один из признаков представителей расы Падших Ангелов, Стражей о которых пишет Э.Коллинз в своей книге. Подобные антропоморфные головы, сочетающие в себе удлиненность, остроконечность черепа и змееподобные лица («подобно гадюки») встречаются в северном Ираке уже в 6750 – 5000 гг. до н.э., а также в период Убейдской культуры 4500 – 4000 г. до н.э.. Английский археолог Леонид Вулли считал, что антропоморфные змееподобные статуэтки культуры Убейда – это изображения хтонических божеств Подземного мира. Именно на территории Сибири, от Монголии до Северных широт, от Урала до Дальнего Востока, куда Рене Генон поместил одну из Башен Сатаны, мы встречаем множество артефактов подобных Иракским, которые говорят нам о существовании на Сибирских просторах некоего культа змееподобных антропомофных существ с удлиненными остроконечными черепами.

В 19 веке Г.Н.Потанин записал со слов монгольского ламы из Дзундуна миф о богатыре Дзалута Мерген в котором говориться, что от любовной связи земной женщины и пернатого змея, владыки Подземного царства Мангыса [Эрлика] родилось семеро остроголовых детей.

В мифологии обских угров известны остроголовые таежные демоны, людоеды-великаны – «менквы», «менгке» (у восточных хантов – Сэвэс, Сэвс-ики). Они являлись охранниками святилищ. Нередко вблизи культовых мест устраивались целые «заставы» лесных великанов. Обычно это была группа из семи остроголовых деревянных изваяний.

Менквы появились тогда, когда «земля установилась. Людей еще не было в те времена. Эти менквы с неба в море были спущены. Из моря они пешком вышли, вверх по Оби и Сосьве поднимались». По другой версии Нуми-Торум вырезал их из лиственницы. В другом предании семь менквов являлись сыновьями Вороны [ворона и ворон – птицы Эрлика], живущей около с. Сартынья. Их эпоха называется менквенг-торум – «менквов эпоха» (манс.). Внешний облик менквов подобен человеческому, но у них заострённые головы, которых может быть больше одной (до семи), железное тело, длинные ногти. Иногда они имеют вид ели, рост равен высокому дереву, у них огромная физическая сила; когда они приближаются, то шум шагов слышен издалека, скрипят деревья, ломаются сучья, начинает завывать ветер. Менквы могут изменять свой облик, обращаясь в ящерицу, паука или лягушку. У манси менквы тесно связаны с медведем. Менквы принимают участие в медвежьем празднике мансийской фратрии Пор, тотемом которой является медведь. Менквы живут также, как и люди, имеют жен и детей. Они охотятся, но не на тех животных, что человек, хотя у них те же названия и приблизительно тот же вид. Их собаки похожи на соболей и носят шелковый шнур на шее.

Считается, что остроголовость скульптуры у обских угров связана с образом божества и его рангом: божество высшего ранга изображалось остроголовыми, уплощённую голову имели идолы, стоявшие на низшей ступени иерархической лестницы. Остроголовая иконография идолов менквов сложилась в районе Нижнего Приобья ещё в I тысячелетии до н.э.. Технологические приемы и образы, которые мы видим в северной религиозной скульптуре, можно найти у идолов из торфяников Среднего Зауралья, относящихся к эпохе бронзы – грубо обработанная круглая или плоская фигура с острой головой, с одним или несколькими поэтажно расположенными лицами.

Остроголовость свойственна ритуальной скульптуре народов уральской языковой семьи. Этой особенностью обладают изображения как обских угров, так и селькупских лозей, нганасанских койка, кетских дос;н. Остроголовость характерна не только для религиозной деревянной скульптуры ненцев, селькупов, кетов, ханты и манси, но и для металлических антропоморфных личин, распространённых в раннем железном веке и средневековье на памятниках Приуралья и севера Западной Сибири. В одном из мифов ненцев Ямала имеется описание злого духа подземного мира На, где он «железной головой» касается верхнего неба. В легендах и преданиях коми, южных соседей ненцев, нечисть также имеет длинную остроконечную голову.

Интересные параллели остроголовости ненецких идолов имеются в погребальной традиции тоболо-иртышских татар. В Вагайском районе Тюменской области на кладбище зафиксированы плоские намогильные столбы – баган, в которых весьма отчётливо выражена антропоморфность: выразительно профилировано остроконечное навершие, символизирующее голову.

Также подобный артефакт – керамическая фигурка женщины с вытянутой головой (весьма похожая на находки статуэток с удлиненными черепами из Телль-эль-Убейда), был обнаружен учеными на Нижнем Амуре в с. Кондон (в переводе означает «Драконье»). «Кондонская Венера» или «Амурская Нефертити» была создана в период 3 – 2 тыс. до н.э.. Вся топонимика здешних мест пронизана «змеиной» и «драконьей» мифологией: «кондо» — «дракон», «кайласу гэбуку» — «поклонись сердцу дракона», «амба полиэхани» — «черт скатился», «муйки омони» — «змеиное гнездовье». Подобные фигурки позже были найдены и в поселениях Сучу, Хумми, Кольчум-3.

В русской средневековой живописи облик чёрта отличался от человеческого облика именно остроголовостью. В демонологических представлениях русских остроголовость считается одним из основных признаков в характеристике многих представителей нечистой силы.

Источники

- - «Амурская Венера: история, догадки и вопросы» // http://natpopova.livejournal.com/316427.html
- - И. Барышев «О возможных интерпретациях культовой скульптуры о. Вайгач» // «Културологический журнал», №1, 2014 г. // http://www.intelros.ru/readroom/kulturologicheskiy-zh..
- - В.В. Иванов (Ардашев) «Тайна глиняных змей» // http://svgbdvr.ru/dalnevostochniki/taina-glinyanykh-z..
- - Э. Коллинз «Падшие Ангелы».
- - А. Новиков «Горы, где живут менквы» // http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/866/
- - «Мифология хантов и манси» // «Другие сверхъестественные существа. Менквы» // http://etnic.ru/edu/myth/myth14.html
- - «Мифология манси» // http://yamalarchaeology.ru/index.php?module=subjects..
- - Г.Н. Потанин «Очерки Северо-Западной Монголии».