Как написать роман и не бросить его на середине?

Даниелян Мария
Занимаетесь Вы своими делами, вдруг что-то щелкает в голове, и Вы с ликованием подлетаете к волшебному ноутбуку / драгоценной тетрадке / простым листочкам и, полные вдохновения, начинаете торопливо строчить вступление. Но проходит время, ветреная Муза перебегает к другому Автору, а Вам остается уныло смотреть на мигающую черточку курсора, а затем с печальным вздохом удалить уже бесполезный файл / швырнуть в мусорное ведро наполовину исписанную тетрадь / с воинственным воплем станцевать вокруг костра из догорающих листочков.


Так что же делать? Как написать достойное произведение и, самое главное, как не бросить его на половине? Этому и будет посвящена данная статья.


Итак, Вы преисполнены благого желания нести людям свет! В ы  х о т и т е  н а п и с а т ь  р о м а н! К большому сожалению, Вы не колдун (а если и так, не стоит распространяться об этом), и потому не можете взмахнуть палочкой и создать из ничего шестьсот страниц шедевра. Но кое-какая магия Вам все-таки доступна: магия пера, магия слова. Этим волшебством Вы владеете отменно, и в Ваших силах создать несомненный бестселлер. Вы как преисполненный собственного достоинства повар приготовите изумительное яство, сдобрите его благоухающими приправами и подадите в красивейшей пиале. У каждого блюда есть рецепт. Нужно знать, какие ингредиенты приобрести в магазине, сколько щепоток соли посыпать и с каким вином подать.


С чего же начать? В каждом блюде важна основа, в произведении — идея. Возможно, Вы готовы уже представить Ваш шедевр при параде, а быть может, пред глазами мелькает лишь список ингредиентов? Это абсолютно неважно. Главное, есть что-то приблизительное, пусть даже толком неопределенное.

Единственное, что Вы должны сразу установить: начало и конец. Даже не знаю, что существеннее. По началу читатель определяет, стоит ли браться за Ваш роман, а ведь именно это является Вашей основной целью. Конец также несет в себе важную миссию: это мораль, это то, что Вы стремитесь показать, итог, вывод. Ваш роман печальный? Или читателей ожидает хэппи энд?

Итак, Вы хорошенько продумали интригующее начало и потрясающий до глубины души конец. Теперь нужно заполнить зияющий пробел посередине.


Как опытный повар натренированным жестом разбивает вилкой яйцо, отделяет белки от желтков и отправляет их в миску, Вы четко и хладнокровно составляете план. Не стоит, впрочем, импульсивно браться за ручку, повремените.

Думайте о романе. Воображайте героев. Наверняка, в Вашем представлении уже сложились отдельные, важные, эмоциональные моменты. Проживите их про себя. Отправляясь по делам, слушайте музыку в наушниках и, превращаясь из повара, простите, оговорилась, писателя в режиссера, проигрывайте нужные Вам сценки.

Представили? Пред Вашими мечтательными глазами уже проносятся образы героев, пейзажи, дома и обстановка? Замечательно, теперь возьмите листок и ручку. Даже если Вы — Мега Прогрессивный Пользователь Инновационных Технологий, отключите компьютер, отложите планшет, слетайте в ближайший магазин канцелярских товаров и купите маленький блокнот!

Купили? Прекрасно. Сядьте у окна, глубоко вздохните и хорошенько взбейте белок миксером, ой, простите, начните описывать сюжет.

План занимает примерно два-три листа (не страницы!). Как говорится, важен не размер, а содержание. По времени написание плана должно занять у Вас не больше полутора часов.

Вы не можете заранее знать, что за чем последует. Иначе нет смысла корпеть над пунктами плана. Все, что вам известно наверняка, — основная сюжетная линия. Однако любой роман лишь с одной сюжетной темой вряд ли будет увлекательным и интересным. Вы обязаны продумать еще одну тему и вписать ее, связав с первой. Можно и больше. Но не переборщите! Если, конечно, Ваша идея не подразумевает большое количество персонажей / пар.

Можно воспользоваться замечательным приемом: нечетные главы — одна линия, четные — другая.

В любом случае, разбавьте сюжет.


Далее, даже у повара со стажем в миску порой попадает скорлупка. Потому, если Вы составляете план, но не все получается гладко, не отчаивайтесь: в процессе написания плана все шероховатости разгладятся.


Нас учили в плане указывать лишь существительные. Здесь это необязательно. Пишите так, как Вам удобно. Главное, чтобы в процессе написания самого романа, Вы четко знали, что будет в главе. В конце концов, кто помешает повару решать, что взбивать сначала: желтки или белки?


Итак, пример плана. Допустим, в Вашем романе две сюжетные линии: отношения между бедным мужчиной и богатой женщиной и проблема коррупции.

1. Рабочий день главной героини закончен. Она с коллегами едет в ближайшее кафе.
2. Главного героя увольняют с очередной работы. Он едет в автобусе в подавленном настроении. По приезде домой ссорится с сестрой.

На полях Вы можете объединить несколько пунктов и написать номер главы, в которую эти пункты войдут.

Знаете ли Вы, почему, если добавить в стакан с кефиром ложку соды, а потом влить в него пару капель уксуса, жидкость вспенится, забурлит и, подобно закипевшему молоку, начнет подниматься? Да? Нет? По сути, неважно. Вы просто добавляете содержимое стакана в тесто и продолжаете взбивать его.

Вот и в плане Вас совершенно не должно интересовать, что вызвало ссору между главным героем и его сестрой. Просто нужно, чтобы он почувствовал себя одиноким, а предмет ссоры Вы придумаете в процессе написания главы.


Начать писать план — вот, что самое сложное. Действительно, так ли интересно шинковать капусту, лить слезы над кольцами лука, а чего стоят «кровавые» от свеклы пальцы? Но гораздо веселее погружать овощи в кипящий мясной бульон, а позже видеть блаженство на лицах дегустаторов! Уверяю, уже к середине плана Вам в голову придут невероятные идеи — и Вы с улыбкой кратко перенесете их на бумагу.


Итак, план готов. Это вовсе не означает, что Вы не имеете права отходить от него. Действительно, кто Вам мешает украсить торт красивыми ягодами? Но помните: в разумных пределах (действительно, сладкие ягоды на мясном пироге — даже самые крупные и красивые! — не всем по вкусу, мягко говоря).

Допустим, мужчина не ругался с сестрой, а просто ее тоже уволили и теперь им не на что жить. Однако, если Вас одолеет Муза и Вы приметесь описывать взрыв автобуса, в котором он ехал, это — начало конца. Ну, взорвался он, а что дальше? Что делать, если в пункте 3 у вас встреча главных героев? Не возьмусь утверждать, что Вы опишете взрыв некачественно, вовсе нет, просто именно после таких нововведений нередко наступает творческий кризис.

Это вызывает цепную реакцию. Как снежный ком: Вы начнете лихорадочно подстраивать следующие главы под то, что уже написали, а потом осознаете, что выдохлись и ничего путного уже не выходит из-под Вашего пера.

То же самое относится и к Вашей реакции на отзывы и комментарии. Любите всех читателей, кто не поленился оставить Вам отзыв. Нередко это конструктивная критика. Но всегда думайте о последствиях.

Представьте, что, повинуясь капризу визитера, Вы кинетесь жарить ягненка в вишневом желе, напрочь забыв о вишневом пироге в меню. И остальным гостям придется ждать, пока Вы слетаете в магазин за аппетитными ягодами.

Менять сюжет, дабы не разочаровать читателя – огромная ошибка! Не делайте этого! Никогда! Лучше уж читателю резко разонравится Ваш роман, чем Ваша Муза сбежит от Вас навсегда.


Наконец, самое важное правило.

НЕ НАЧИНАЙТЕ ПИСАТЬ ЧТО-ЛИБО И ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ВЫКЛАДЫВАЙТЕ РОМАН НА КАКИЕ-ЛИБО САЙТЫ, ЕСЛИ ПЛАН НЕ НАПИСАН ДО КОНЦА.

В случае изменения лишь одного пункта, может измениться очень и очень многое, а удалять главы не рекомендуется, по крайней мере, читателей это не обрадует.

Представьте состояние компании, празднующей день рождения в ресторане, когда внезапно в ожидаемой ими яблочной шарлотке окажутся киви. «Чем плохи киви?» — уже слышу я ворчливый голос. Откуда же Вам знать, что у именинника аллергия на этот мохнатый фрукт?

Вот вдохновленный описанием читатель открывает Ваш роман и вместо ожидаемых приключений натыкается на мрачные философские суждения. Остается только ему посочувствовать.


Итак, Вы составили четкий план, состыковали множество мелких деталей и желаете приступить к написанию. Стоп. Кто начнет читать Ваш роман, не зная о нем ровным счетом ничего? Как говорится, встречают по одежке. Роман необходимо принарядить.

Сами подумайте, открывая меню ресторана, клиенты отыскивают благозвучные, на их взгляд, названия, а зачастую их подкупает картинка вкусного лакомства. И вправду, лишь опытный посетитель с улыбкой избранного потребует от официанта «Пус-ан клер» *, а клиент неискушенный с превеликим удовольствием закажет «Веер из баклажанов «Жар-птица».

Итак, название. Название должно намекать на сюжет. Стоит ли говорить, что «Как я убил комарика» лишь рассмешит читателя, а кого-то и отпугнет? Название может состоять из одного единственного слова, а может содержать в себе целое предложение — главное, чтобы оно заинтриговало читателя.

Далее, описание (аннотация). Гениальная фраза «Читайте и все поймете» заставит читателя лишь закатить глаза и крутануть колесиком мышки, отыскивая что-то другое по вкусу. Хотя, конечно, есть вероятность, что читатель попадется не в меру любопытный, но вероятность эта, к сожалению, невелика. Разумеется, не стоит в описании наваливать на читателя весь сюжет. Описание — закуска, готовит читателя к основному блюду. Название интригует, описание завлекает и заставляет открыть страницу Вашего романа.


Итак, страница загрузилась, и перед читателем рейтинг и жанры.

Ну, не любите Вы перец в пицце. Заботливые составители меню под каждым названием пишут состав очередного итальянского шедевра, и Вы не рискуете заказать блюдо не по душе.

Вы можете уклониться от описания, но игнорировать данный пункт просто не имеете права.

Эти три параметра придуманы неспроста.

Рейтинг. Представьте семилетнего ребенка, опрокидывающего в себя пару снифтеров ** коньяка. Печальная картинка, правда? И пусть даже коньяк столетней выдержки, это не имеет абсолютно никакого значения. Но если у ребенка низкий гемоглобин или анемия ***, родители могут дать ему выпить бокал вина в качестве профилактики.

Так что хорошенько обдумайте, какой возрастной категории следует читать Ваше творение: детям (G), детям с родителями (PG, PG-13), подросткам (R) или взрослым (NC-17).

Жанры. Романтика ли, драма, ужасы или юмор... — предупредите читателя. И никаких потом к Вам претензий. Ваше дело — указать, дело читателя — определиться, понять, интересует ли его Ваше произведение.


Заполнив все эти поля, смело приступайте к написанию романа.


Помните: Вы сами регулируете время варки, жарки и тушения. Никто не мешает выключить газ и дать овощному рагу потомиться.

Так что не волнуйтесь, если глава закончилась и Вы четко это понимаете, а пункт плана обработан не до конца. Вы со спокойной душой можете сдвинуть его и описать в следующей части. Можно и наоборот: объединить несколько пунктов в одну главу. Как только закончите пункт, зачеркивайте его красным крестиком. Это будет Вам поднимать настроение.


Также помните про достоверность. Согласитесь, бананы растут в Эквадоре, а вовсе не в Париже.

Если Вы описывайте, к примеру, суд, не забудьте, что подсудимые должны назвать свои адреса. Покопайтесь в Интернете, посмотрите, какие улицы в Лондоне считаются престижными, а на каких живут малообеспеченные люди.


Касательно оформления произведения. Разделяйте абзацы пустой строкой, так читателям будет удобнее воспринимать сюжет, ни на что не отвлекаясь. Или можете воспользоваться старой доброй красной строкой. Эпиграфы, обращения к читателям выделяйте курсивом или жирным шрифтом. Впрочем, на некоторых сайтах для этого существуют специальные поля.


Думаю, даже не стоит говорить, что в тексте не должно быть ошибок.

Никогда не стыдно обратиться к более опытному человеку. Вы можете сами прекрасно разбираться в орфографии, пунктуации и грамматике, а можете найти редактора. Для удобства авторов на некоторых сайтах даже есть база, где хранятся анкеты всех корректоров. Word также может стать Вам хорошим подспорьем.


Что ж, осталось только выключить газ и подать первое блюдо. Я верю в Вас. Вдохновения, дорогой писатель. И блестящих идей!




* пус-ан клер — вид устриц
** снифтер (от англ. sniff — нюхать) — специальный бокал, в котором пьют коньяк.
*** анемия — малокровие