Рецензия на спектакль Мефисто

Игорь Тазеев
"Мефисто. История одной карьеры." (МХТ им. А. П. Чехова)

"Бардак - не в театре. Бардак - в стране!"

Постановки МХАТа всегда отличаются необычайной зрелищностью, богатством декораций и интересными режиссёрскими находками наряду с заметной игрой актёров первой величины. Не стал исключением и спектакль Адольфа Шапиро, поставленный по одноимённому, отчасти автобиографическому, роману немецкого писателя Клауса Манна.
Сюжет постановки вращается вокруг преуспевающего актёра и режиссёра гамбургского театра Хендрика Хефгена. Ведомый жаждой славы и богатства, Хендрик идёт на компромисс со своей совестью и прогибается под фашистский режим. Этот шаг даёт весомый толчок его карьере, но проданная нацистам душа терзает новоявленную звезду своими острыми когтями, заставляя с каждым днём всё отчётливее и отчётливее осознавать цену обретённого успеха.
Сказать, что спектакль поразил - считай, не сказать ничего. Адольф Яковлевич смог всего в три часа уложить весь сюжет огромной книги, передав его необычайно точно и аккуратно, при этом - грамотно сконцентрированно, и от того - динамично, насыщенно и по-настоящему интересно.
Спектакль увлекает практически с первых минут и завладевает всем вниманием зрителя до самого конца. Мощная, очень глубокая история о взаимоотношениях творческой личности и власти проникает в самую глубь души и заставляет крепко задуматься о личных компромиссах, жертвах. И что поразило особенно - несмотря на явное наличие главного героя, все второстепенные персонажи раскрыты режиссёром также весьма детально и полно, благодаря чему за спектакль умудряешься побывать "в шкуре" каждого из участников событий и посмотреть на сложившуюся ситуацию его глазами, "обмусолив", тем самым, поднимающиеся проблемы со всех сторон. Очень правильный и интересный подход к интерпретации книги. Такую титаническую работу нельзя не оценить по достоинству - ничего лишнего, ни одной провальной или затянутой сцены. Особенно мне понравилось, как динамично и безостановочно переходят сцены одна в другую - сменяются места, герои, события. Даже здесь не успеваешь заскучать и отвлечься от происходящего на сцене. Сценография, отточенность движений актёров, переключение внимания зрителя - на высоте.
Порадовали и постоянные живые музыкальные вставки - аутентичные песни на немецком языке в соответствующем антураже и под живую оркестровую музыку, что здорово оживляло действо и разбавляло серьёзную, тяжёлую волну сюжета. Единственное, что здесь не понравилось - это баланс микрофонов. Голоса актёров то и дело срывались на такую громкость, что я волей-неволей вздрагивал. В целом же, музыкальное оформление спектакля понравилось - необычно и весьма захватывающе!
Что касается актёрской игры - то я оценил бы её на четвёрочку - всё ровно, качественно, но без каких-то особых заслуг. Да, она понравилась, но ни про кого не захотелось сказать, что "я не представляю в этой роли кого-то более идеально под неё подходящего". Просто чистая, качественная игра.
Главную роль - Хендрика Хефгена - исполнил заслуженный артист РФ Алексей Кравченко. У Алексея отлично получилось изобразить и терзаемого внутренней борьбой творца и все его эмоции, переживания, но меня весь спектакль не покидало ощущение некоей грубоватости его героя - ну не похож Алексей на тонкую, ранимую личность. Не хватает ему немного этой чувственности, мягкости. Его герой вышел прямым, резковатым и... немного ребёнком. Забавно, хотя, как мне показалось, не совсем в идее романа. Зато танцевальные номера Алексея - это что-то феноменальное. Я хохотал до слёз над его пассажами и пируэтами. Отлично! Почти чувственный Терминатор в трико. Это номер! Вообще, складывается ощущение, что каждый раз, как я вижу Алексея на сцене, он становится всё шире и шире. Это здорово, но при росте габаритов и мышечной массы, как мне кажется, эмоциональные роли нужно играть ещё усиленнее, тоньше, чего пока Алексею чуточку не хватает.
Понравился и генерал Николая Чиндяйкина, хотя как раз он получился, по мне, мне недостаточно жёстким, недостаточно нацистским. Этакий добрый дядюшка, скрывающий за своей мягкой личиной сущего дьявола. Шикарный образ.
Порадовали сыгравшие столь значимые роли в жизни главного героя хрупкие, нежные очаровательные героини Александры Ребенок, Яны Гладких и Светланы Ивановой-Сергеевой. Яркие женственные образы и прекрасная драматическая игра восхитительных актрис.
Удивила дерзкая Джульетта Елизаветы Мартинес Карденас. Женщина-вспышка в блистательном исполнении весьма характерной актрисы. Интересно и точно.
А вот больше всех, всё же, впечатлили меня исполнители ролей Микласа, Отто Ульрихса и Лотты - Андрей Бурковский, Артём Быстров и Лариса Кокоева, соответственно. Вот уж чьи герои вызвали у меня действительно массу эмоций и впечатлений! Я искренне ненавидел Лотту, сопереживал Отто и так хорошо понимал и принимал Микласа. Герои и актёры, оставившие после просмотра самый глубокий след в моей душе. Браво!! Впечатляюще и по-настоящему искренне, живо, эмоционально! При том, мимика Андрея заслуживает самых горячих оваций - настолько она была натуральна и пронзительна. Актёр, способный сказать всё одним своим взглядом. Браво!
Но на самом деле, больше всего потрясли совершенно невероятнейшие декорации и художественное оформление спектакля лауреатом всевозможных премий (в том числе, неоднократно и самой "Золотой маски") Марией Трегубовой. Это уже не первый спектакль Марии, который я смотрю - и каждый раз - шок, ощущение погружения в какой-то невозможный, волшебный мир. Фантазия, талант и мастерство Трегубовой поражают воображение. Шикарные приёмы с игрой занавесами, мастерская постановка света (я бы её во все учебники занёс!), создание завораживающих живых картин, постоянная динамика сцены, идея с экраном с тенями и печатным текстом, великолепное управление фокусом зрителя и невероятное создание объёма - от этого зрелища попросту невозможно оторваться! То, что творилось на протяжении спектакля с кулисами - их постоянное движение - танец, можно сказать, объёмная подсветка и создание эффекта кадрирование - такое надо видеть вживую! Ощущения - не передать. В очередной раз убеждаюсь, что порой ходить стоит не на актёров или режиссёра, а именно на художника. Думаю, 70% магии этого спектакля принадлежит именно "перу" Марии, за что ей отдельная, огромная благодарность!
В целом - я остался доволен увиденным. Интересная, серьёзная история о творении в условиях власти тоталитаризма, о манипуляции искусством и людьми искусства, а через них - и народными массами, о всегда актуальной проблеме нравственности и выбора, о жизни, о Человеке. О театре изнутри. Для меня это любимейший жанр, так что я бы однозначно посоветовал спектакль к посещению. Единственное - учитывайте катастрофически малый уклон зала МХАТа при приобретении билетов, ибо любование затылками впередисидящих зрителей - не самая большая радость жизни.

"Я ведь всего-навсего самый обыкновенный актер!"