Разговор с инспектором

Борис Ермаков
               
 У каждого автолюбителя есть свой опыт  общения с инспектором ГИБДД.

 Разговор ведется на особом языке. Это неповторимый сленг,   ни на что не похожая логика дорожных разборок. Участвуя в подобных столкновениях, происходящих возле развороченных авто, мне иногда начинало казаться, что происходит какая-то воровская сходка, где все по понятиям и прав тот, кто сильнее и напористее. В ход идут угрозы и запугивания, мелкое нарушение (или вообще пограничная ситуация, как истолковать) преображается и моделируется в тяжкое и перед ошалевшим водителем разворачивается панорамная картина жестокого наказания.

 Без сомнения, инспекторы - неплохие психологи, имеющие сметливый глаз дворовых вожаков. Хитро прищуриваясь, надевая простодушно-открытую маску своего парня, они сходу определяют, с кем имеют дело. Как и насколько можно выдоить стоящего перед ним навытяжку, немного трусящего, водилу.

  Даже самые смелые и самые подкованные зачастую имеют бледный вид при жестком столкновении интересов. Потому что, не смотря ни на какие горячие линии или телефоны доверия, инспектор имеет над водителем многократное преимущество. Преимущество всей пенитенциарной системы, представителем которой он является.
Он упивается своей значимостью и могуществом, на него нельзя даже нахмуриться и отвечать вызывающе. Устраивает только блеющий монотонный рассказ, желательно раскаявшегося полностью и осознавшего свою вину, терпилы.
 
Невольно сворачиваешься на весь этот набивший оскомину, жаргон, но таковы реалии и никто из севших за руль новеньких авто, не застрахован от неожиданной встречи на дороге с человеком, главная задача которого – отнять у тебя деньги. Не защитить, не выявить истину и разобраться в происшествии, а просто набить себе карман. За счет автолюбителя, наивно думающего о строгой справедливости и правильности всего происходящего с ним в пути.
 
Я ехал домой, бездумно поддавливая на пустых участках проспекта, но в нужный момент не успел перестроиться с левой полосы и, не имея выбора (с этой полосы можно было только налево), провел вынужденный маневр на  светофоре.

Хотя нужно было вправо. Одна совершенная ошибка потянула за собой еще пару. Решил тут же исправить свою оплошность и съехал (зачем?) на обочину, хотя разворот  мог сделать немного дальше, просто проехав лишних два-три десятка метров. Оттуда же, куда я съехал, разворот мне был невозможен ввиду сплошной линии между двумя полосами движения. Чертыхнувшись, я решил махом исправить оба косяка и стал готовить финальный маневр.
Наглый разворот через  сплошную.

 Упрямство никогда ни к чему хорошему не приводит. Что бы там ни говорили, какие бы примеры не приводили, ослиные черты в характере хороши лишь для ослиной же работы. Скажем, если бы я таскал камни на гору, тогда может  мне бы хлопали в ладоши. Правда, лучше  об этом спросить у Сизифа. Хорошо ли это, быть ослом в образе человека.
 
Так или иначе, но в ладоши мне все же похлопали.
 Два инспектора ГИБДД, которых я не заметил. Правда, сплошную я пересечь не успел, выезжая с обочины, мне посчастливилось пропустить еле ползущую газель, но от вертлявой семерки, влетевшей на моргающий желтый  сигнал светофора, уйти не удалось.
Удара, правда, не случилось, вкрадчиво вползая на свою полосу, я почувствовал присутствие помехи и инстинктивно стал сворачивать обратно. Семерка на скорости попыталась объехать неожиданное препятствие, но, высунувшийся перед моего хюндая  занял слишком много места на дороге и, почти объехав меня по крутой дуге, все же подставилась.

 Угол бампера слегка теранул   по филенке пассажирской двери классики российского автопрома.  Взбешенный водитель семерки тут же выскочил из машины, а я допустил очередную свою ошибку. Полагая, что инцидент не стоит выеденного яйца,  самонадеянно решил потушить вспыхнувший конфликт своими силами, не усугубляя богатый приключениями  вечер еще и разборкой с ментами.
 О боги, где вы, что я делаю…

 Съехал второй раз на злосчастную обочину и пошел навстречу грозно приближающемуся пострадавшему. 
 И тут появились они. Вернее один из них, высокого роста с двусмысленной улыбочкой на лице. Второй сидел в патрульной машине и готовился к приему «гостей».
Все ДТП прошло у них на глазах, такое счастье видимо редко им выпадает. Как я мог не заметить патрульку, припаркованную в трех метрах от той самой обочины, куда я бессмысленно дернулся для еще более бессмысленного маневра.

– Развернуться захотелось? Вы куда собрались? На сплошную?  Ой, ладно, я молчу….
По мере осмысления увиденной картинки, голос длинного становился все более паточным, а лицо приобрело выражение человека, жизнь которого удалась.
Подоспел  второй участник ДТП, мужчина средних лет, плотного телосложения. Оценив последствия, довольно незначительные, он понял, что эти инспектора посланы ему не зря и решил выжать из ситуации максимум. Тем более, что скалящийся гибддшник был явно расположен наказать виновника, то есть меня.
 
Началась рутинная возня, в которой про меня как бы забыли. Дылда с плотным мужиком начали деловито осматривать еле тронутую семерку, о чем-то переговариваться. После чего пострадавший  быстро вытащил из багажника аварийный знак и гордо выставил позади семерки, перегородившей обе полосы, застывшей в месте «чирка».
– У вас есть аварийный знак? - полуобернулся в мою сторону длинный.
Знак у меня был.
– Почему вы уехали с места ДТП, — широкая улыбка на его лице стала еще шире.
– Я не почувствовал удар, мне показалось, что удара не было, — врать мне было не нужно, так оно и было, в принципе.

Удара действительно не было, а «чирк» был настолько легок и невесом, что поначалу у меня вспыхнула слабая надежда на всем известный фарт.

 Но не повезло. Еще скатываясь на обочину, я уже был почти уверен, что разборок не избежать. По взмыленному виду выскочившего из классики, водилы.
Объяснение мое, однако, вызвало еще больший сарказм, и длинный прямо-таки застонал от удовольствия.

– Пройдите к машине, - хрюкнул он и пошел к ней первым.
Второй Инспектор был деловито сух, имел хмуро-брезгливый вид человека, которому до смерти надоели автолюбители, особенно те, кто подставляются как первоклассники. Первоклассник медленно подошел к полуоткрытому окну и замер в ожидании. Хмурый скупым движением полу выбросил в окно лист протокола и, цедя слова сквозь сито еле открытого рта, отрывисто произнес
– Заполняйте, идите к себе!

Для них обоих все было ясно, как дважды два, они представляли собой слаженный механизм, оставалось лишь поставить жирную точку.
Взяв бумагу, я повернулся к машине и наткнулся взглядом на подвыпившего мужика, с интересом разглядывающего меня и  всю мизансцену.  Рядом с моим хюндаем стояла девятка, из которой высовывалась грязная голова. Эти двое нарисовались только что, они были знакомы с мужиком из семерки, весело перекрикиваясь друг с другом.

– Кто виноват, то, – пьяный слегка покачнулся и оперся о капот девятки.
– Я выезжал с обочины, задел вон того.
– Он виноват! У тя тока бампер, нормаально – довольно неожиданно сделал вывод пьяный, чем поверг меня в ступор и зашевелил надежду.
Второй, с грязной, обсыпанной словно мелом, головой мотнулся на сиденье.
– Поехали, тут по фигне…

Они укатили, но во мне стал нарастать настрой сопротивления. Я решил все же попробовать смести с лиц инспекторов удовольствие от всего происходящего.
Заполнил бланк я быстро, процедура была мне известна, и принялся ждать напарника.

 Началось решающее действие.  Оба инспектора сидели в машине  и заполняли какие-то бумажки, в общем, процесс шел к своему логическому концу. Хмурый еще задал несколько формальных вопросов из паспорта (читать неохота) каждому из нас, дописывая пропущенные места.
Наконец все было кончено, оба мента раздали готовые к подписи протоколы обоим участникам происшествия.  Длинный сунул мне лист и деловито стал тыкать в многочисленные места, куда мне следовало поставить свою закорючку. Стоящий с другой стороны патрульки, возле хмурого инспектора, пострадавший прямо всунулся внутрь, заискивающе всматривался в недовольное лицо и коряво расписывался в протоколе.
 
– Кто виноват, то, я могу услышать, - мой голос прозвучал как божье знамение. Все трое вскинулись на меня, как на идиота.
– А вы как думаете?? – хмурый вызверился первым и дальше уже больше не сдерживался в отношении меня.
– Он не соблюдал дистанцию, ехал быстро и как следстви…
– Чего?!

 Маленькие злые глазки хмурого сверлили во мне дыру, размером с яйцо.
– Еще что скажешь? Может, ты нас тут учить будешь? Да мы ТУТ стояли и все видели, ты когда права получал, сколько бабок отвалил??
Плотный мужик завеселил глаза, видно было, что только присутствие ментов сдерживало его от известных телодвижений. Но мне было уже все равно, неприязнь к обоим инспекторам перевесила чувство самосохранения. Так же как  мой визави, я всунулся в патрульную машину  с головой  и стал лепить все, что приходило в голову.

– Я включил поворот, пропустил помеху, посмотрел взад, никого не было !
 – Мы тут тебе, че, памятник должны поставить, что ты включил поворотник?!

Включился в спор длинный, он все это время листал правила и, наконец, нашел нужный пункт.
– Вот, смотрите, — он сунул мне книжку прямо в нос и стал нудным голосом расписывать ситуацию, которая сложилась на мою беду.
 
Посопротивлявшись  еще для вида, я понял, что надо заканчивать. В голове вспыхнула запоздалая мысль о себе, родном и я стал сбавлять обороты. Это был переломный момент всего дела. Инспектора тут же почувствовали слабость и неубедительность моих доводов, клиента можно было принимать.
 Мужика с семерки быстренько отпустили, а на меня полилось как из ведра.

— Где у тебя аварийный знак?! Почему не выставил?
— Я поставил…
— Ты поставил, когда тебе под жопу ткнули! — хмурый больше не сдерживал раздражение, он вообще не собирался со мной больше церемониться.
Долговязый тихо перекладывал протокол из одной руки в другую.  Я молча протянул за ним руку и нервными, подрагивающими пальцами стал водить подписи в тех местах, на которые тот мне снова стал указывать.
Поставив последнюю подпись,  тяжело выпрямился. Пора домой, мелькнуло в голове, черт с ними, пусть подавятся…

Но самое интересное было впереди.
Главный забрал у длинного подписанный протокол и, немного подумав, резко выкрикнул
— Штрафы неоплаченные есть?
Пришлось переместиться к нему поближе и, уже совершенно подавленный, я стал тупо отвечать на целый град  новых вопросов. Некоторые из них повторяли предыдущие,  я почувствовал новую опасность. Он опять спрашивал данные моего паспорта, как будто все, что они понаписали раньше, не имело значения.
Не выдержав, бросил
— У вас же есть мои данные!
В руках у них были и мои права с техпаспортом и страховой полис. Еще зачем-то долговязый в какой то момент потребовал мой паспорт. У них было все, но зачем читать ?!

Хмурый скривился, как от зубной боли и устало откинулся в кресле. Вид у него был такой, словно он отработал ночную смену в шахте.

— Что вы пишете снова? Это что, новый протокол??
— Ты уехал с места происшествия, — инспектор на меня не смотрел, а выцеливал взглядом проходившую мимо девушку,— за это ответишь!

— Да вы что делаете! Куда я уехал? Удара не было, я ничего не понял, вы что!! Откуда вы вообще взялись, нафиг! Кто вас тут звал, я что ли??

— Ты мне тут не вякай! Ты своими действиями создал аварийную обстановку на дороге, ты понял?! А если бы семерка подставилась, и пострадал бы еще кто-нибудь?

— Если бы да ка бы! Ничего не случилось и нечего мне  мораль читать!
Но он уже принял решение и никакие мои вопли и визги повлиять на ситуацию не могли. Новый документ был составлен удивительно быстро и небрежно сунут мне под нос. Опять подписывать?! Судорожно сжимая вспотевшими руками  его писанину, я никак не мог сосредоточиться.

— Что мне грозит?

— На усмотрение административной практики, — через неделю заседание, тут написано, куда и во сколько приехать.
Он помолчал и добавил, не скрывая злорадства.
— Лишение прав!

 Удар был сильный. Я машинально взял из рук долговязого права и техпаспорт (гражданский он вернул мне раньше) и направился к своей машине. Вечер оказался на удивление полным сюрпризов.

 Прошло три дня, до срока, указанного в протоколе, оставалось еще два.  В середине рабочего дня зазвонил мобильный. Неизвестный номер настойчиво отбарабанил несколько звонков.
— Здравствуйте, вы  — Такойто Такойтович? — незнакомый женский голос спотыкнулся на отчестве.
— Да, — ответил Такойтович.
— Мы нашли ваши документы возле магазина, в луже, они грязные все…Тут и ваш телефон написан, вы их потеряли?
Какие документы, что она несет, в голове лихорадочно заметался страх.
— Ваш полис ОСАГО и еще тут … копии вашего паспорта.. все очень грязное, текла вода с них прямо..

Привет от ГИБДД! 
Это последнее, что они сделали в тот вечер. Только сейчас до меня дошло, что полис мне не отдали и вышвырнули за ненадобностью, три дня я ездил без полиса. Сорвавшись с работы, я поехал к своей спасительнице. Это были мои документы, мой полис и мои ксерокопии паспорта. Мокрые и грязные, провалявшиеся в луже несколько дней, документы разбухли, но еще читались.
Я поблагодарил девушку и стал готовиться к войне.

Во-первых, нужно было понять, правы ли инспектора по существу дела, есть ли хоть какая-то зацепка, что бы повернуть ситуацию в свою сторону. И лишь затем попытаться расквитаться за очевидное хамство. Интернет ответил уклончиво и расплывчато. Выходило, что правила я нарушил, но бояться нечего. Особенно по второму пункту обвинений.
Не довольствуясь прочитанным, я позвонил знакомому, у которого полно «нужных» друзей, в том числе среди гибддшников. И выяснилась удивительно простая вещь.

Что за такой «уезд» с места ДТП никто никогда не наказывает. И применяется эта кара только в особых случаях, когда не удается припаять верткому водителю никакого другого правонарушения. В моем же случае, довольно безобидном, на первый взгляд, такая жесткость показалась чрезмерной. Нужный человек из ГИБДД лишь покачал головой и выразил уверенность, что все должно закончиться довольно мирно.
Но доверия полного этот ответ не вызвал. На всякий случай я вспомнил, что есть в самом логове у меня один «перец», поднявшийся совсем недавно очень высоко. Карьера «перца» совершила головокружительный скачок пару лет назад, но именно с того времени связь с ним, и так не сильно крепкая, прервалась. Это был приятель моего отца, он же меня с ним и познакомил.

Бодрый и решительный, я дождался назначенного срока и прибыл в ГИБДД. Административная практика представляла собой небольшую комнату, доступ в которую для простого смертного был открыт в виде небольшого окошка с откидной дверцей. Внутри сидело три человека. Дежурный, то есть тот, кто непосредственно общался с клиентами, удивительно холеного вида тип, весь лоснящийся и отутюженный. Напротив него сидела молодая девушка с ярко рыжими распущенными волосами, по всей видимости, секретарь. Одета она была в довольно цветастое короткое платье, выгодно обтягивающее стройную фигуру. За столом, в глубине комнаты сидел лысый толстый  майор, по-видимому, начальник практики. Толстый майор лихо втыкал толстые пальцы в клавиатуру компа, весело переговариваясь с дежурным.
Атмосфера была непринужденной, пятница, приближался конец рабочего дня…

 — Добрый день, на меня заведено административное правонарушение, назначено на сегодня, — отчеканил я, — фамилия Такойтов!
Дежурный довольно быстро среагировал на бравый голос, дел в эту минуту у него не было, он  одобрительно кивнул в мою сторону.
Из кипы бумаг офицер ловко вытащил мой протокол и прочеканил его суть. Все в нем, и подтянутость и точность настраивало на деловой лад, хотелось доверять этому человеку.
Он поднял на меня глаза и прямо в них я выпалил

— Я уже заплатил штраф за свое нарушение правил, но инспектор мне оформил еще одно, будто бы я уехал с места ДТП
— А вы не уезжали, — склонил голову набок дежурный, — так надо понимать?
— Я не почувствовал удара, вы же прочитали мое объяснение, — гнул свою линию я.

Вмешался начальник, он взял очки, водрузил на мясистый нос, взял протокол и медленно повторил то же самое.
— Не почувствовал удара? И думаете, что мы поверим? Вы разворотили ему дверь и не почувствовали? Хех!
Все трое уставились на меня с тем иронично-понимающим выражением много повидавших, опытных работников закона и порядка. Не проведешь, читалось на их лицах.

— Я не звал ГАИ, второй водитель подтвердит, они сами подъехали! Я мог договориться с ним без вас, пустяковое же дело! Я его просто чиркнул!
— Вы не выдумывайте, как это сами, это уж совсем… бред какой-то, — начальник сменил добродушный тон на резкий, — на вас заведено административное дело, понятно? Скрыть следы преступления захотелось? Не выйдет!
— Преступления?! А это как же??

С видом Копперфильда, я вытащил из заднего кармана джинсов грязный сверток. Затрещала пропитанная водой из лужи бумага полиса, я развернул и кинул его прямо на стол дежурному.
— Вот, что сделали ваши сотрудники! Они забрали мой полис ОСАГО, не вернули, а потом выкинули в лужу! Незнакомая женщина нашла и позвонила мне, он валялся три дня, это как вам?!

Рыжая округлила глаза и впервые с начала разговора заинтересованно взглянула на меня. Начальник практики покраснел от злости.
— Вы понимаете, что вы сейчас говорите?! Вы обвиняете сотрудников ГИБДД! У вас есть свидетели?! Есть у вас основания для таких обвинений?! ВЫ не понимаете свою ответственность за ТАКИЕ СЛОВА! Это вам так просто не сойдет с рук!
Он вскочил и заметался по кабинету. Потом вытащил телефон и стал набирать одному из моих инспекторов, по-видимому, хмурому. Тот тут же ответил.

— Приезжай в отдел! Здесь орел один, надо с ним разобраться! Подробности потом!
Дежурный разгладил полис и елейно произнес
— У вас есть полчаса, погуляйте, но далеко советую не уходить. Что бы за вами не вызывать наряд…

Весь план трещал по швам. Мне не удалось закрепиться ни на одном рубеже. Мало того, меня сейчас, видимо, начнут прессовать по полной, как только приедет хмурый. Нужно срочно что-то делать.

И я позвонил «перцу»
На мое счастье он был на связи и даже быстро узнал меня, впрочем, без особо энтузиазма. Выслушав мой рассказ, в котором я иногда сбивался на истерику, он подвел итог.

—Ничего у тебя нет. Правила ты нарушил, раз. С места уехал, два. И со своим полисом заткнись. У тебя нет свидетелей того, что это сделали они, ты ничего не докажешь. Все.
— Но…что же мне делать, я начал уже скандалить… И меня тут окружать начали…
— Скажешь что претензий у тебя нет, а про остальное— я позвоню, отбой.

И он бросил трубку. Я стоял с телефоном в руке и силился принять независимый вид. Позвонит он или нет, вопрос был, конечно, не праздный.
В этот момент подъехал черный внедорожник и из него медленно вышел человек.
Это был хмурый, он тут же узнал меня и подошел вплотную.

— Товарищ водитель, — он встал в двух метрах от меня, — товарищ водитель!
Я стоял в задумчивой позе, не отнимая от уха молчащий телефон.
—Я щас уеду, товарищ водитель, я по вашему вопросу!
— Уезжайте, — пожал плечами я.

Он вскочил на своего мустанга и запылил в противоположную сторону от здания ГИБДД.
Я стоял рядом с новым кафе, выросшим как гриб после дождя, быстро и неожиданно. Хозяином этого кафе был тот самый «перец». В момент разговора с ним я чуть не столкнулся с парой девиц, красноречиво прохаживающихся вдоль дороги перед новеньким кафе. Неплохо тут все устроено, подумал я.

 Время истекло,  быстрым шагом я поспешил обратно.
Возле окошка практики стоял сотрудник ГИБДД, мне неизвестный, и переговаривался с дежурным.
— Подождите, он еще не приехал, — безукоризненный тон дежурного слегка изменился, он не смотрел больше мне в глаза , видимо сдерживал раздражение.

— Он уже уехал, чего его ждать. Только что.
Рыжая взметнулась на стуле.
— Перестаньте болтать! Надоело уже слушать!
— Гражданин, вы что себе позволяете, кто уехал?! — Встрял дежурный.
— Да ваш сотрудник и уехал, я с ним разговаривал сейчас. На черном внедорожнике, развернулся и нет его.

Зазвонил телефон начальника. Вовремя! По мере разговора лицо багрового цвета стабилизировалось, слушал он стоя, не перебивая.

— Что же вы сразу то…проходите к нам, сейчас подъедет инспектор, мы во всем разберемся, — он сам открыл мне входную дверь и впустил в практику.
Натренированные сотрудники видели такую картину, похоже, не раз. Ничего не случилось! Закипела работа, опала злость в глазах у рыжей, а дежурный уткнулся в бумажки.

Начальник снова набрал хмурого и уже приказным тоном, не терпящим пререкательств, потребовал немедленно вернуться.
Тот приехал через пять минут и вошел в практику с видом нашкодившего.
— Почему уехал.
— Так он сказал мне, уезжайте… Что случилось то.
 Смешно, я уже ему начальник. Лучше бы не говорил. Майор вздохнул и принялся вникать в то, что произошло неделю назад.

—Да тут на тебя гражданин говорит, что ты у него документы забрал.
— Это что сейчас происходит?! — сразу взвился инспектор, — наговор?
Он сразу смекнул, о каких документах идет речь. Но начинать все по новой, особенно после слов знакомого, желания никакого не осталось.

— У меня нет свидетелей, отказываюсь от обвинения, — выдавил из себя я.

Обстановка сразу нормализовалась, майор сбегал за листиком и попросил меня(!) нарисовать схему ДТП, что бы уже окончательно поставить точку в деле.
Как старые знакомые, чуть ли не приятели, мы стали чертить стрелки, кто, откуда выехал и как остановился.
В кабинет вошел тот инспектор, который все это время стоял возле окошка и все слышал.
— Ну что вы такие мрачные? Конец рабочего дня, а вы сухие..
Рыжая, которой, в основном и предназначались эти слова, потянулась и мечтательно произнесла:
— Сегодня еще пятница, нельзя. Вот завтра я буду в гавно…

Права никто у меня не забрал, отделался минимальным штрафом. Начальник долго извинялся и просил понять, что это максимум, что можно сделать.
А я и не спорил.