Ленком

Наталья Славгородская
   Затмение тысячи сердец.

    Мне повезло побывать в Москве, где я сразу поторопилась на встречу с «прекрасным». Несомненно, это был мой поход в театр имени Ленинского комсомола. Сцена этого театра овеяна многолетней славой. Здесь, в этих стенах, рождались и рождаются настоящие шедевры театрального искусства, здесь также рождались таланты и отсюда они уходили в бессмертие. Вот их имена: Татьяна Пельцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский. В труппе театра под руководством художественного руководителя Марка Захарова служат сейчас  верой и правдой своему театру Леонид Броневой, Инна Чурикова, Александр Збруев, Александра Захарова, Геннадий Хазанов, Дмитрий Певцов, Анна Большова, Александр Лазарев, Мария Миронова, Андрей Леонов и другие любимые  для нас актёры.

 Многие спектакли этого театра вошли в бессмертную сокровищницу российского театрального искусства. Ими несомненно являются «Женитьба» Николая  Гоголя и «Юнона и Авось» Андрея Вознесенского, на эти спектакли до сих пор не достать билеты, эти спектакли, как и тридцать лет назад собирают полные аншлаги в зале. В театре очень чувствуется почерк  также молодых актёров, об одном таком спектакле  пойдёт речь.

С 2005 года в легендарном «Ленкоме» идёт спектакль по пьесе американского драматурга Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». С момента рождения спектакля до наших дней он ошеломляет зрителей своим невероятным глубоким смыслом. Режиссёром этого театрального «чуда» является Александр Лазарев - младший, сын великого актёра, Александра Лазарева - старшего, так внезапно покинувшего  нас. Хорошо, что Александр Лазарев - старший успел увидеть успехи сына при своей жизни и мог гордиться, что он, его сын, достойно продолжает театральную династию Лазаревых.  Александр Лазарев - младший  играет в своём спектакле одну из главных, его ключевых ролей. Несмотря на  серьёзную драматургию, спектакль собирает невероятные аншлаги. Успех спектакля, наверное, не только в звёздности состава (в ролях задействованы актёры - Александр Лазарев, Андрей Леонов, Александр Силин, Екатерина Шанина и др.), а в его острой, щекотливой, социальной теме, посвящённой жизни душевнобольных людей и отношение к ним общества, которое их презирает.

  Зрителей сразу захватывает остро закрученный сюжет спектакля. Искусственный «рай», созданный в психбольнице, неожиданно растревожен внезапным появлением  в нём случайного, совершенно здорового человека.  Им оказался заключённый, решившего свалять «дурака», чтобы «откосить» от тюрьмы и выбраться тем самым досрочно на волю. Но не тут, то было! Психбольница - это уже не тюрьма, отсюда назад, на волю, не возвращаются.  Плавное «течение» мнимого выздоровления пациентов клиники становится путешествием в «никуда», их всех ждёт впереди только смерть. Система «оздоровления» в клинике направлена на самоуничтожение пациентов, она ломает им волю к жизни, после чего они погибают. Безжалостно давит эта система и нашего героя. Осознавая реально весь ужас сложившего положения, зритель сочувствует героям, он становится незаметно для самого себя соучастником всего действа на сцене.  Видя как страдают пациенты клиники, зрители реально страдают вместе с ними.

Атмосфера в зале накаляется до предела, и кажется, что трагическая гибель полюбившегося героя, которого играет Александр Лазарев, заставляет зрителя кричать в душе:«Нет, нет, только не это, остановитесь!» Но это всё  же происходит… Его смерть поражает  каждого в сердце, сидящего в этом зале. И наступает «затмение»  тысяч сердец.  «Затмение» длится  всего минуту,  как минута молчания в честь погибшего героя. Кто видел «Кукушку…», осознаёт реально, что этот сюжет, мог бы иметь место  в нашем обществе, и даже не только в психбольнице, а везде, где существует система насилия человека над человеком.

Зрители чувствуют эту «горькую» правду  сразу, иначе не было бы им после
спектакля так паршиво на душе, спектакль ещё долго продолжает жить в каждом из них, вызывая глубокий резонанс. Ясно одно, что наше  безразличие освобождает путь победоносному шествию зла на земле. Надо срочно менять отношение людей друг к другу в сторону добра и любви, к этому призывает спектакль.  Актёрская мастерская Марка Захарова может всё! Она, прежде всего, будит хорошее в людях и призывает их оставаться «людьми». Актёрская игра в этом спектакле достигает своего апогея. «Ленком», несомненно, ещё раз очистил душу очередному зрителю. Не в этом ли, высокое предназначение театра?