Записные книжки

Мария Новикова 3
               
 Проснулась рано от шума дождя. Выглянула в окно и увидела, что все небо затянули серые облака.   И сразу стало ясно - такая погода явно на весь день.  Ну ничего - это здорово, что  погода порой вносит в нашу жизнь разнообразие  и непредсказуемость.
 Вот и я, не знаю  почему ,  вдруг решила сегодня разобрать свою коробку со старыми письмами, открытками , записными книжками и  прочим хламом.  Хотя нет, я  наверное не права.  Какой же это  хлам.  Это ведь все то, что когда-то было для меня важно и ценно.  Иначе, зачем  бы я это все хранила.  Но вот уже больше  двадцати лет я  эту  коробку не открывала.  А тут вдруг вспомнила о ней, решила пересмотреть и все выбросить.  Вряд ли я смогу предаться воспоминаниям  еще 20 лет спустя. А сыночку это совсем не интересно. У него своя жизнь и свои воспоминания.   Так что, приступаем к чистке.
 Я думаю, что пришло  время, когда нужно освобождаться от того, что давно ушло из твоей жизни.  Все важное и так навсегда осталось в твоем сердце, в твоей памяти.  А желание  воскресить прошлое, перечитывая старые письма, открытки возникает все реже и реже.  Я думаю, что лучше  смотреть вперед . Особенно тогда, когда  ты уже на пенсии и не можешь многое откладывать на потом.   Ведь жизнь такая короткая, а вокруг столько интересного, что тратить время, которого у тебя становится все меньше и меньше, на  воспоминания иногда  жаль.  И не хочется думать, что твоя сегодняшняя жизнь хуже, чем прошлая. Она просто другая.  Ну ладно, начнем раскопки. 
  Боже мой!  Чего тут только нет!  Одних записных книжек  штук шесть.  Вот самая первая.  Она самая толстая  в темно-вишневой обложке.  Ей  уже больше 45 лет.  Даже листы  успели пожелтеть.  Удивительно, но я  до  сих - пор  помню , как  она появилась  и  когда начала делать в ней  первые записи.   Мне было тогда лет 16.  Я только что, закончила  первый курс  техникума.  И на летние каникулы мама купила мне путевку  на заводскую турбазу.  Турбаза находилась далеко от города на берегу Волги в  сосновом  лесу.  Жили мы в деревянных домиках. А столовая была на берегу озера под навесом.  Я впервые отдыхала одна.   До этого  были в основном санатории, куда я ездила с бабушкой.  И именно здесь я познакомилась с ребятами, жизнь которых сильно отличалась от моей.  Они сюда приезжали на каникулы почти каждый год.  Поэтому  хорошо знали друг друга и весело проводили время.  Вначале я стеснялась к ним подойти.  Ведь я не умела,  как они прыгать с вышки на озере, играть на гитаре и петь песни,  вечерами танцевать.  Я даже не умела плавать. Кстати  именно здесь на озере я самостоятельно научилась плавать.  Я  не помню того момента, когда  поближе познакомилась с ребятами. Но к концу заезда в моей книжке появились первые записи.  Адресов  правда было мало. Но были записаны тексты песен  и смешные рисунки.  А потом я записывала в ней расписание экзаменов, уроков. Делала  выписки из прочитанных книг.  Но вот прошло 3 года. Я закончила учебу в техникуме.   Все  девчонки разъехались по разным городам. А я осталась в городе -диплом с отличием позволил мне продолжить учебу  в институте.  И книжка моя постепенно стала пополняться  адресами бывших  однокурсниц.  Вначале писали друг другу письма, но спустя какое-то время письма стали приходить все реже и реже.  В деканате института решили,  учитывая мой возраст  ( я была старше всех на год-два) и учебу в техникуме , что я человек серьезный  и назначили меня старостой группы.  В институте я чувствовала себя как рыба в воде.  Девчонки все были добрые, отзывчивые и простые.  Меня уважали  и я думаю, что даже любили. В группе было много иногородних. Жили они в общежитии.  Мне очень нравилось приходить к ним - всегда у них было шумно и весело.  А они любили  приходить ко мне в гости.  И часто во время сессии  у меня собиралось человека 3-4. Учеба мне давалась легко и я всегда кому-нибудь помогала готовиться  к экзаменам.   Но наступало лето и все разъезжались по своим домам. А я одна оставалась в городе.  И вот тогда я завела маленькую записную книжечку.  Вот она – желтенькая.  В ней записаны мелким  почерком все домашние адреса девчонок группы.   Но вот уже и  институт закончен.  Снова все разъехались по направлениям в разные уголки страны. Ведь в то время молодые специалисты должны были отработать  3 года на благо родины. И вот все старые адреса  зачеркнуты и под прежними фамилиями появились  новые.  Затем  стали меняться и фамилии.  Прошло без малого 40 лет и я уже с трудом вспоминаю тех, кому когда-то  писала, с кем дружила.   И при встрече я уже  с трудом их узнаю.  Они для меня остались в памяти такими, какими я вижу их на последней  выпускной фотографии.  К сожалению многих уже нет в живых.  Так что и эта записная книжка  вряд - ли пригодится мне.  А вот еще одна записная книжка.  Я ее купила в Омске, куда приехала работать после института. В  Омске я жила и работала  4 года. Это один из самых счастливых периодов моей жизни. Я встретила столько замечательных людей.  Каждый человек был интересен и уникален.  Прошло уже более  30 лет, а я помню почти всех.  А с некоторыми я до сих - пор  дружу. Они стали  самыми близким друзьями.  И это видимо  уже до конца жизни.   После возвращения из Омска я переменила несколько мест работы.  Круг знакомых становился шире.  Так что и эта книжка быстро пополнилась новыми именами и адресами.   И она продолжала мне служить  многие годы.  Но вот и в ней становилось все меньше и меньше свободных страниц.   Пришлось  купить  новую  записную книжку,  и  жизнь ее началась с того, что я перенесла из  старой адреса и фамилии тех людей,  с которыми   мне не хотелось - бы  расставаться. Когда  я вышла замуж,  у меня сразу появилась большая семья.  А в книжке я записала адреса  родителей, сестер и братьев  мужа.  Когда  дома установили  телефон, в записной книжке стали появляться номера телефонов не только знакомых и друзей, но и телефоны больниц, почты , ЖКО, аптек и т. д. Время шло быстро -вот и подрос сынок, пошел в школу,  стал заниматься бальными танцами.  Появились телефоны его друзей и их родителей.  А писать друг другу стали все реже и реже, вернее  совсем перестали .  И вот у меня появилась записная книжка, где были  только фамилии и номера телефонов.  Но прошло  время  и эта книжка стала пестреть  зачеркнутыми записями.  Быстро найти нужный телефон стало трудно,  и я завела себе новую книжку.   В нею я снова переписала нужные номера телефонов.   Но к ним добавились уже номера мобильных телефонов и адреса электронной почты.
  Вот так изменилась наша жизнь за 30 лет.   На смену писем пришли телефонные звонки .   Ведь это так удобно - в любой момент можно услышать голос близкого человека и обменяться стандартной фразой «как дела?» , а  в ответ услышать - «все нормально».  Иногда этого достаточно, но  письмо все - же лучше.  Ведь его можно перечитывать и каждый раз  находить что-то новое. Поэтому письма и старые записные книжки  мне почему-то  выбрасывать  стало жаль.   Ведь с их помощью  так легко можно вернуться в свое прошлое. Правда угадать,  когда возникнет  это желание  снова  сейчас  трудно. Но жизнь продолжается и поэтому я, на всякий  случай, аккуратненько  сложу  все снова в коробку.  Я  живу и они пусть живут.  Пока пусть живут.